Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста
статья

Кривоногова Светлана Алексеевна

Выступление на МО воспитателей по теме: "Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_vospitateley_kukloterapiya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Куклотерапия как эффективный инструмент социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста

Кривоногова Светлана Алексеевна

Воспитатель, МКОУ «Мыскаменская школа-интернат»

ЯНАО, Ямальский район, с. Мыс Каменный

Ведущей деятельностью ребенка является игра. Обучающий материал, который используется ребенком в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время остаются куклы.

Куклотерапия, как метод, основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки, с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии, где в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

В современном мире отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития детей.

Психотерапия работает с куклами уже давно, начиная с дочери Зигмунда Фрейда - Анны Фрейд, которая посвятила свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу - детскую психотерапию. Но раньше психологи работали с готовыми куклами. С использованием в педагогике сказкатерапии на волне возрождения давно забытого старого возродился и интерес к кукле, изготовленной вручную.

Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

Куклотерапия:

  • это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных детей;
  • это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье, в коллективе;
  • это формулировка и репетиция сценариев, образов своего желаемого будущего;
  • это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции);
  • это тренинг по выработке навыков адекватного выражения собственных чувств.

Процесс использования куклотерапии проходит в два этапа:

  • Изготовление кукол.
  • Использование кукол для отработки значимых эмоциональных состояний.

Коррекционная функция процесса изготовления кукол состоит в том, что, увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как:

  • куклы-марионетки;
  • пальчиковые куклы;
  • теневые куклы;
  • веревочные куклы;
  • плоскостные куклы;
  • перчаточные куклы;
  • куклы-костюмы.

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Типы вождения кукол

Снаружи - ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.

Сверху - работа с куклами-марионетками.

Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Достижение лечебного эффекта куклотерапии возможно двумя способами.

Первый (довольно редкий), используется, если человек - болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком.

Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.

Второй (более распространённый) механизм заключается в эмоциональном состоянии, которое многие люди испытывают, когда заканчивают работать над своей куклой. Это прилив сил и радости. Изготовленная кукла потом становится их талисманом, помощником, кукла радует.

Ну и наконец, изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:

  • развивает мелкую моторику руки и пластику кисти («Мануальный интеллект»);
  • развивает способности к образному мышлению;
  • учит концентрировать внимание;
  • развивает очень редкое умение: выражать характер малыми средствами.

В куклотерапии возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Методика использования куклотерапии в педагогике предусматривает проведение нескольких занятий.

Первый этап (первое занятие): изготовление (пошив) куклы

Второй этап (второе занятие): обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством педагога, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

Третий этап (все последующие занятия) - сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий педагога с помощью кукол, создание кукольного театра.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. Например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.

Очень давно применяют перчаточных кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. На первых занятиях дети знакомятся с забавными кукольными персонажами: Незнайкой, Петрушкой, Буратино. Вместе с ними дети отправляются в путешествие в мир знаний.

На математике, русском языке, чтении, иностранном языке кукольные персонажи вместе с обучающимися осваивают навыки счета, чтения, письма. Они могут ошибаться, а задача детей -поправлять, находить ошибки. Кроме кукол – положительных персонажей, на уроках и занятиях может присутствовать, например, коварная Баба-Яга, которая будет мешать выполнять задание детям. Могут куклы принимать участие и в библиотечных уроках для детей, где они знакомят с правилами пользования библиотекой, учат, как надо обращаться с книгами.

Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Действительно, куклы могут многое, но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и потому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.

Литература

  • Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии (текст) Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. // Практикум по креативной терапии. - СПб. - 9-191. - СПб, 2001
  • Основы куклотерапии. Галерея кукол / Гребенщикова Лариса Геннадьевна, 2007.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. – 4-е изд., дополненное. – М., 1998.
  • Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. - СПб.: Речь, 2008г
  • Фаустова И.В. Метод куклотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста (текст) /Фаустова И.В. // Управление ДОУ. - 2008. - №5-С.100-107-с. 2008
  • 5. Якушева Г.И. Народная кукла как современное педагогическое средство (текст) Якушева Г.И. // начальная школа (журнал). - 2004. - №12-с.54-56. - с. 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Диплом 2 ст., 2010 г.

В докладе раскрывается система работы с детьми, имеющими речевые нарушения с применением аппарата биологической обратной связи (БОС - логотерапевтический). Основа работы - обучение детей диафрагмально...

презентация к докладу "Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

В презентации показаны факторы, отрицательно влияющие на речь ребенка, раскрыты цели, задачи, система работы с применением аппарата БОС-логотерапевтический...

Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания

У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...

Тематический план по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В плане предложены темы для педагогов, работающих по формированию основ здорового образа жизни с детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....