Развитие личности ребенка через использование комплексного подхода на занятии по хореографии
учебно-методический материал

Материал подготовлен и реализован в рамках городского методического объединения хореографов. Цель образования и воспитания - гармоничное разностороннее развитие личности.Одним из универсальных средств воспитания является хореография. Искусство танца многообразно: классический, народный, современный танец. Каждый жанр хореографического искусства предоставляетсвои возможности для развития личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Департамент образования администрации г.Арзамаса

           Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

            «Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Развитие личности ребенка

через использование комплексного подхода

на занятии по хореографии.

                                                                                        Дементьева  Ирина Викторовна,

                                                                 педагог дополнительного образования

                                                                высшей квалификационной категории

г. Арзамас

 2022г.

       

        (Выступление и открытый урок  реализованы в рамках городского методического объединения хореографов)

        Цель образования не только  усвоение знаний и приобретение умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, позволяющее реализовать  возможности человека; подготовить ребёнка к жизни;  психологическая и социальная адаптация детей; нравственное и физическое  совершенствование.

        Одним из универсальных средств воспитания является искусство и в частности хореография. Специфика хореографии определяется разносторонним воздействием на человека. Кроме эстетического и духовного развития и воспитания детей, танец даёт возможность физического развития, что особенно важно для  здоровья подрастающего поколения. Тренировка  двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов.

          Искусство танца богато и многообразно: классический, народный, современный танец. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности для развития личности ребенка.

          Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец, с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец дисциплинирует, воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в занятие способствует:

- развитию и укреплению опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей;

- развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона;

- тренировке дыхательной и сердечно - сосудистой системы, повышая тем самым жизненную активность организма ребёнка;

- помогает выработать устойчивость,  развивает музыкальность.

          Богатейшие возможности расширения кругозора детей, их физического развития и воспитания предоставляет народный танец. Эффект восприятия народного танца основан на его доступности и понимании. Народный танец отличает яркость, самобытность, эмоциональность. В народном танце запечатлена жизнь во всём её многообразии, здесь явственнее всего проступает характер, обычаи народа, манера держаться, носить костюм. Народный танец в живых образах показывает идеальный образ человека, каким бы он хотел видеть человека, какие черты он считает наиболее достойными подражания. Непосредственное исполнение танца помогает ребёнку постичь характер танца на разных уровнях - эмоциональном, интеллектуальном, физическом. Национальные особенности исполняемого танца дают представление о характере и обычаях народа, расширяя знания детей в области истории, этнографии, географии.

          Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела наиболее интересны для подростков. Современный танец – это не набор модных движений, как зачастую думают сами ребята, он должен нести смысловую нагрузку и воспитывать. Современный танец не только расширяет тематику танцев, но и развивает координацию, четкость исполнения, чувство ритма, фантазию…

         Воздействие хореографии на развитие ребенка широко и многообразно:

- общефизическое и двигательное развитие;

- музыкально-ритмическое и эмоциональное развитие;

- укрепление здоровья;

- развитие моторной, слуховой и образной памяти;

- развитие коммуникативных навыков;

-  развитие зрительной памяти;

-  развитие творческого потенциала личности;

-  общекультурное развитие.

      Занятия хореографией могут помочь в освоении учебных предметов:

- литературы (некоторые постановки делаются на основе литературных

  произведений);

- географии (прежде чем разучить национальный танец, хореограф рассказывает  

  детям об этой стране, её особенностях, обычаях, музыке, костюмах, лексике танца);

- иностранного языка (терминология в хореографии на французском, английском  

  языках);

- геометрия (рисунки танца- линии, круги, диагонали, квадраты, что такое прямой

  угол);

- арифметика (счет на занятии);

- физика (равновесие, центр тяжести, импульс движения, действие и  

  противодействие, сила поворота, занос – это термины из  физики);

- анатомия (чтобы правильно без травм  исполнять движения, надо знать строение    

  тела,  функции частей тела).

Очень часто с этими знаниями дети сталкиваются гораздо раньше чем в школе.

          Не требуется проводить специальных исследований, чтобы понять следующее:

-  дети, занимающиеся танцами, успешно учатся, среди них много отличников  

   (медалистов),

- дети активны в школьной жизни (занимаются общественными делами);

- у них спокойнее проходит переходный возраст;

- дети доброжелательны и позитивны;

- самокритичны, самовлюблённость танцорам не свойственна (за редким  

  исключением);

- больше развито чувство коллективизма и ответственности (с самого начала дети

  занимаются в группе, работают на общий результат);

- танцоры  дисциплинированны, ответственны, настойчивы в достижении

  цели, добросовестны, аккуратны, терпеливы и выносливы (т.к. приходится

  преодолевать физическую боль и физические нагрузки);

- четкий режим дня (чтобы успеть и уроки, и репетиторы, доп.занятия и 2-3

  раза в неделю хореография), благодаря этому они больше успевают в течение дня;

- лучше развита одновременная (разные части тела вместе) и равномерная( правая

  и левая стороны, т.к. танцевальные комбинации повторяются с двух ног)

  координация.

Вывод: занятия хореографией в комплексе воздействуют на ребенка – развивают физически и умственно, воспитывают качества характера, формируют нравственные ориентиры и жизненные цели.

    Сегодня мы представляем  комплексное занятие, т.е. занятие в котором присутствуют движения классического, народного и современного танца:

разминка – современный танец, классический станок, середина – народный танец.

Такое занятие актуально и обусловлено жизненной необходимостью, т.к. современный танец нравится детям, классический станок необходим для развития данных, народный танец – это сохранение традиций и воспитание патриотизма.

Это не единственный вариант занятия, который я применяю. Все зависит от цели занятия, от времени проведения (начало или конец учебного года).

Цель: Закрепление ранее изученных движений в комбинации.

Задачи: - формирование манеры исполнения различных видов танца;

     

Тип занятия: закрепление знаний.

План занятия и хронометраж.

I. Организационный  этап.                                                                           5 мин.                                                                                

          1. Поклон.

          2. Разминка.

II. Основной этап.                                                                                          

     1. экзерсис на середине (современный танец):                                        10 мин.

     2. экзерсис у станка (классический танец):                                             10 мин.    

     3. танцевальные комбинации на середине (народный танец):               10 мин.

    4. Stretch – движения:                                                                                   7 мин.

III. Подведение итогов. Рефлексия.                                                              3 мин.

Ход занятия.

I. Организационный  этап.      

II. Основной этап.                                                                                                                                                              

     1. экзерсис на середине (современный танец):                                       

          - plie;

          - battement-tendu в сторону и назад с корпусом;

          - арка;

          - движение на координацию;

          - пружинящий шаг в сторону с руками.

     2. экзерсис у станка (классический танец):                                             

          - battement-tendu  одной рукой за палку (3 вперед, releve, 3 назад, releve, 4 в

           сторону, releve, поворот к  станку и с др.ноги);

          - battement-tendu-jete  одной рукой за палку (3 вперед, demi-plie,3 назад, demi-

           plie, 4 в сторону, grand-plie);

          - rond de jambe parterre лицом к станку (2 правой ногой, 2 левой ногой);

          - battement-fondu лицом к станку (3 b-f вперед, закрыть в V поз., 3 b-f назад,

             закрыть в V поз.) повторить с другой ноги;

          - echappe лицом к станку;

          - changеment de pied лицом к станку.

     3. танцевальные комбинации на середине (народный танец):               

          - 4 «каблучных», «моталочка» с «ковырялочкой» в повороте,

            поворот, sou de  basque;

         - 4 «молоточка», поворот, sou de basque;

         - 2 припадания, 2 поворота;

         - дробь из-за такта;

          - прыжок «поджатый» с подходом;

          - chaines;

          - 2 шага, sant de basque.

    4. Stretch – движения:                                                                                  7 мин.

          - шпагат;

          - движения на гибкость (колечко, мостик  с подниманием ноги, мостик из  

            положения лежа и стоя).

III. Подведение итогов. Рефлексия.                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре завучей "Развитие личности ребенка через формирование многоаспектной образовательной среды"

Выступление исновано на опыте работы по формированию многоаспектной образовательной среды в МБОУ Видновской СОШ № 2...

Педагогический проект «Развитие одаренности ребенка, через использование облачных технологий»

Данный проект позволяет своевременно информировать о новинках и дальнейших разработках методики применения новых информационных технологий....

Развитие Я-концепции личности ребенка через активные формы обучения и воспитания

Сложность и многогранность личностных изменений в раннем возрасте, его роль на ход развития личности обуславливает актуальность выбранной  темы....

САМОАНАЛИЗ социально-педагогической деятельности «Развитие личности учащегося через компетентностный подход и систему социально значимых мероприятий»

Для каждого ребенка встреча с учителем – это, прежде всего встреча с новым, особо   значимым человеком. Учитель вопло...

Развитие личности ребенка через технологию критического мышления на уроках литературы (с использованием приема «синквейн»).

Критическое мышление предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои дейст...

Развитие личности ребенка через использование комплексного подхода на занятии по хореографии

Выступление на городском методическом объединении хореографов.Одним из универсальных средств воспитания является искусство и в частности хореография. Специфика хореографии определяется разносторонним ...