«Преемственность в обучении и адаптации по математике учащихся 5 класса.»
статья (5 класс)

Екатерина Санджиевна Бюрюева

Выступление на МО     (2019 – 2020 уч. год. ноябрь 2019 г.)

 

Все наши замыслы превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup_1e.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Преемственность в обучении и адаптации по математике учащихся 5 класса.»

        Выступление на МО     (2019 – 2020 уч. год. ноябрь 2019 г.)

Все наши замыслы превращаются в прах,

если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

-  сменой социальной обстановки;

-  увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

-  отличием систем и форм обучения;

-  различием требований со стороны учителей – предметников;

-  изменением стиля общения учителей с детьми.

Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом.

Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.

В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе.

Получается, что учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, теперь должны совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

С одной стороны, при переходе в среднюю школу мало что меняется: ребенка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройденного в начальной школе.

Ребенок продолжает приходить в то же время в то же здание, ему задают домашние задания, так же спрашивают на уроках и ставят оценки.

Но, с другой стороны, занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто - и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов (биология, история). И самое главное - каждый предмет ведет новый учитель.

Каждый учитель по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями.

Следует помнить, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях.

Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.

Трудности 5-классников:

- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;

- возросший объем работы как на уроке;

- новые требования к оформлению работ;

- ослабление контроля со стороны как учителей так и воспитателей;

- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Рассмотрим, как обстоят дела с адаптацией по математике.

Сравним результаты обучения по математике за 4 класс и 1-ю четверть 5 класса.

Учитель начальных классов Болинова Зинаида Горяевна.

Выпускников начальной школы было 4 человека

Подтвердили свои оценки за 4 класс по математике: Нимгиров Баир, Идрисов Илья, Лиджиев Санал.

Приведем ещё одно сравнение итоговой контрольной работы за 4 класс и диагностической работой в 5 классе. Предлагаемая диагностическая контрольная работа по математике в 5 классе была нацелена на оценку уровня подготовки выпускника начальной школы в соответствии с требованиями к уровню подготовки федерального компонента государственного стандарта начального образования. С заданиями справились все учащиеся.

Данная контрольная работа предполагала проверку следующих предметных умений:

- умение записывать числа в пределах миллиона;

- умение сравнивать числа в пределах миллиона;

- умение записывать и решать уравнение;

-умение решать составную задачу;

- умение выполнять действия с 0 и 1;

- умение выполнить письменное сложение и вычитание многозначных чисел;

- умение установить порядок выполнения действий в числовом выражении без скобок;

- умение выполнить письменное умножение и деление многозначных чисел;

- умение выполнять преобразование величин;

- умение сравнивать единицы измерения величин;

- умение измерять длину отрезка;

- умение находить периметр прямоугольника;

- умение находить площадь прямоугольника.

При проверке диагностической контрольной работы были выявлены типичные ошибки при:

- письменном делении многозначных чисел;

- преобразовании величин;

- решение составной задачи на совместное движение.

Учащиеся показали хорошие достижения предметных результатов для следующих элементов содержания:

- разряды натуральных чисел,  сравнение натуральных чисел;

- сложение, вычитание и умножение чисел.

- порядок выполнения действий;

- задачи на движение;

- периметр квадрата.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сказать, что адаптация в 5 классе по математике прошла хорошо.

Между тем перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется ёще необходимо решить:

- сформировать навыки и умения обучения в новых условиях;

- научиться контролировать свои эмоции, управлять ими;

- научиться принимать успехи и поражения;

- развивать умение добиваться цели;

- развивать в себе умение соревноваться и спавнивать свои и чужие результаты;

- сформировать навыки сотрудничества внутри коллектива;

- развивать учебную мотивацию, познавательную активность.

развивать в себе самостоятельность и ответственность.16.12.2018 15:29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее обучение. Тематическое планирование по математике 5 класс.

Тематическое планирование по математике 5 класс....

Дистанционное обучение: контрольная работа по математике 3 класс

Ученики, которые по различным причинам не могут присутствовать на контрольных работах, могут воспользоваться этим учебным материалом. Результаты выполненных работ родители имеют возможность выслать на...

Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...

«Преемственность в обучении, воспитании, развитии обучающихся 5-х классов, при переходе из начальной в основную школу».

Эта статья - доклад подготовлен для учителей математики, работающих или собирающихся работать в 5-х классах, а также для учителей, выпускающих 4-ый класс....

Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс

(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии  технологии:...

Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения на дому по математике 6 класс основного общего образования

Рабочая программа разработана на основе авторской программы М.Н. Перовой, В.В.Эк, Т.В. Алышевой (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред....

Преемственность в обучении и адаптации предметного обучения обучающихся 5 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Успешность адаптации школьников к обучению в пятом классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей....