Методическая разработка «Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»
методическая разработка

Меренков Александр Викторович

Методическая разработка

«Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_kontsertmeystera.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Современные образовательные технологии в деятельности концертмейстера-баяниста»


Разработал:

преподаватель, концертмейстер

Меренков Александр Викторович



г.Ярцево 2019

В данной методической работе рассматривается ряд вопросов концертмейстерской деятельности, а именно: использование различных образовательных технологий в работе  баяниста-концертмейстера с фольклорным коллективом и солистами.

 Цель методической разработки – определить значение использования различных образовательных технологий в работе баяниста – концертмейстера, изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт использования образовательных технологий.

Современные образовательные технологии

В своей деятельности концертмейстер использует разнообразные современные педагогические технологии.

Педагогика сотрудничества

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

Гуманно-личностный подход к обучающемуся, где главным является развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных способности без прямого принуждения. Приоритетным является формирование положительной Я-концепции личности, уважение собственной точки зрения ученика, обучение с учетом потенциальных возможностей конкретного обучающегося. Все участники образовательного процесса должны уважать мнение друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собственное мнение, помогать друг другу в успешной реализации творческой деятельности.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обучение рассматривается не как определяющая цель, но как средство развития личности, где используется положительная стимуляция учения.

Концепция воспитания, направленная на развитие творческих способностей обучающегося в контексте возрождение национальной культуры и традиций.

Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается сотрудничество с родителями, с педагогами, с институтами защиты детства как основа общей заботы о подрастающем поколении.

Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве, доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса.

Личностно-ориентированный подход в обучении.

Главное место в используемой образовательной технологии отводится субъекту обучения - обучающемуся. В основном работа концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения на занятиях по специальности с инструменталистами или вокалистами. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося. 

Руководствуясь принципом индивидуального подхода к каждому исполнителю, нельзя обозначить единый план ведения занятия, одинаково пригодный для всех обучающихся. Концертмейстер должен помнить, как ученик пел в классе на уроке у педагога, как прошел предыдущий урок у концертмейстера и, исходя из этого, продумать заранее, над чем именно лучше поработать на следующем занятии. В случае прихода на урок ученика в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой вокальной нагрузки. Занятия строятся по-разному в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата, если ученик не пел в этот день, то полезно его распеть несколькими упражнениями, которые давал в классе педагог и которые всегда знает концертмейстер. Можно спеть несколько вокализов или совместить и то, и другое.
Личностно-ориентированный подход формировать адекватную самооценку ученика. Использование данной технологии концертмейстером обеспечивает психологический комфорт обучающегося как в классе, так и на эстраде, что является основой для успешной дальнейшей творческой деятельности.

Технология развития творческих качеств личности.

Эта технология имеет главный целевой акцент - развитие творческих возможностей обучающихся. Нельзя допускать, чтобы учащийся на уроках «слепо» шел за аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания. Концертмейстер может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно–ассоциативное мышление, формировать внутренний мир обучающихся. 

В работе с начинающими нередко используют импровизацию, а не просто подбирают примитивные гармонии тонико-субдоминантово-доминантой сферы. Импровизация значительно обогащает фактуру. Слушая такой аккомпанемент ученик испытывает большее удовольствие.

Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощение. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения, заложенного в нотном тексте и внутреннем представлении.

Для постановки интересных задач в музыкально-творческой деятельности концертмейстеру обычно бывает недостаточно знаний только по своему предмету. Необходимы глубокие познания в дисциплинах музыкально-теоретического цикла (гармонии, анализа форм, полифонии). Разносторонность и гибкость мышления, способность изучать предмет в различных связях, широкая осведомленность в смежных областях знаний - все это поможет концертмейстеру творчески переработать имеющийся материал. Установить творческий, рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и контакт чисто человеческий, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относится, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы, а юные в особенности, ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но человеческой чуткости.

Технология формирования коммуникативной компетенции

С предыдущей технологией близко сотрудничает технология формирования коммуникативной компетенции, развивающая навык вести конструктивный диалог. Результатом формирования коммуникативной компетенции должна стать культура общения ученика, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно–речевых норм, бережном отношении к языку. Обучение речевому общению актуально в условиях современной ситуации, когда снижается уровень личного словарного запаса подростков. Концертмейстер в работе на уроке может активно включать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, учить доказывать и защищать свое мнение. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его. 

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле, можно понимать все необходимые способы, методы, формы, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья обучающихся, обеспечивает им безопасные и комфортные условия пребывания и обучения. 
Учреждения дополнительного образования, какими являются детские школы искусств, решают важные задачи сохранения и укрепления здоровья детей, используя целительные возможности искусства, известные с давних времён. 

Нет смысла комментировать тезис: успешность в обучении возможна лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и психически. 

Основные компоненты здоровьесберегающих технологий:

- соблюдение гигиенических требований к аудитории; (необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории, технического оснащения, температурный режим)

- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

- чёткое планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- чередование видов деятельности (виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок), организация двигательной активности, это может быть развитие общей и мелкой моторики;

-использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности.

Это активные методы обучения: дидактические игры, деловая игра, мозговой штурм, решение проблемных задач, анализ конкретных ситуаций и т.д.;

- проведение занятий на мотивационной основе;

- включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

В работе концертмейстера  можно выделить следующие элементы различных музыкотерапевтических методик, помогающие здоровьесбережению обучающихся:

- дыхательная гимнастика по методике А.Стрельниковой

- речевые упражнения

-ауторегуляция

-логоритмика

-использование речедвигательного компонента

-«вокалотерапии» по системе Базарного В.Ф

- музыкотерапия (вокалотерапия и игра на музыкальном инструменте)

- улыбкотерапия (создание психологического комфорта на занятиях доброжелательным отношением и улыбкой, поощрением, похвалой). 

Применение в педагогической работе элементов различных музыкотерапевтических методик позволяют решать задачи самовыражения, двигательного раскрепощения обучающихся, формирует их позитивное мироощущение, необходимое для душевного и соматического здоровья.
Критерии удачного урока:

- отсутствие усталости;

- положительный эмоциональный настрой;

- удовлетворение от урока;

- желание продолжить работу.

К сожалению, сам концертмейстер, как правило, сидит весь рабочий день в одном статичном положении, с шеей, повёрнутой в сторону солиста, ухитряясь одновременно читать нотный текст. Нет нужды пояснять, что результаты со временем негативно сказываются на здоровье. Тем не менее, эргономичное рабочее место может помочь обеспечить комфорт и, как следствие, более высокую трудоспособность.

Немаловажную роль в обеспечении комфорта играют хорошо распечатанные и удобно разрезанные и склеенные ноты, не требующие переворотов, или требующие минимального их количества. Желательно не в бликующих полиэтиленовых файлах. Стул должен быть хорошо отрегулирован по высоте. Освещение должно быть достаточно ярким для чтения мелкого нотного текста, но не слепящим. Обязательно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса, делать небольшую разминку и гимнастику для глаз.

Компьютерные музыкальные технологии

Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно наблюдать практически на каждом отделении детских школ искусств, в работе каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера. Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В своей работе концертмейстеру приходится использовать много новой нотной литературы, работать над записью фонограмм, использовать различные мультимедийные проигрыватели, набирать нотный материал в нотном редакторе.

В этой работе концертмейстеру поможет компьютер, и различные компьютерные программы. Можно выделить основные типы музыкальных программ, с которыми необходимо работать концертмейстеру:

Программы для записи и обработки цифровой музыки (Sound Forge, Adobe Audition): 

  1. Нотные редакторы (Finale, Sibelius);
  2. Мультимедиаплейеры (Winamp, Media Center).
  3. Программы - аудиоредакторы (Nero Mave Editor, Adobe Audition, Sound Forde и другие) для коррекции фонограмм и музыкальных файлов.

                Следует также отметить, что современные информационные технологии позволяют эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Здесь на помощь концертмейстеру приходят Интернет - ресурсы.  

        Таким образом, планируя свой урок концертмейстер должен знать особенности каждого обучающегося как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким уровнем толерантности.

        Рассмотренные современные образовательные технологии позволяют концертмейстеру наилучшим образом осуществлять образовательный процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Литература

1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. – М., 1966.

2. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Л., 1961

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе – 2001 - № 4

4. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические

основы. - Л.: Музыка, 1972.

5. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке.

6. Радина И. О работе концертмейстера со студентом-вокалистом // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С.73-83.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М, 2001.

8. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.

9. Фадеева Е.И., Лабиринты общения - М: ЦГЛ, 2003.

10. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на методическом совете "Современные образовательные технологии"

в данном материале описаны некоторые современные технологии, применяемые в современной школе на уроках...

Использование современных образовательных технологий в деятельности студии «КВН»

Использование современных образовательных технологийв деятельности студии «КВН»...

Методическая разработка Современные образовательные технологии на уроках физической культуры.

Объект исследования – процесс физического воспитания обучающихся на основе ФГОС.Предмет исследования – педагогические условия  работы по оздоровлению и физическому воспитанию обучающи...

методическая разработка«Современные образовательные технологии как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС»

Эпиграфом к своей работе я взяла слова английского поэта Ричарда ОлдингтонаНичему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки.  Современный ...

Методическая разработка «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС ООО»

Конспект открытого урока по литературе  в 10 классе по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» "Простая русская семья"...

Презентация к методическому докладу на тему: «Специфика концертной деятельности концертмейстера-баяниста в классе сольного народного пения и фольклорного ансамбля»

В современном информационном пространстве компьютер стал одним из основополагающих жизненных факторов, компьютерные технологии проникли во все сферы деятельности социума, исключение не составляет и ра...