«Практическая деятельность воспитанников основа экологического воспитания» (из опыта работы)
статья

Медова Надежда Павловна

В статье обобщен опыт работы по экологическому воспитанию в условиях СРЦН. Вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, действия по улучшению качества окружающей среды значительно повышают эффективность эколого-воспитательных мероприятий. Выработка практических умений и навыков помогает воспитанникам чувствовать себя созидателями и обеспечивает  более успешную социализацию воспитанников  в дальнейшей  жизни.                                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практическая деятельность воспитанников основа экологического воспитания»

Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Опыт убеждает, что сознание формируется в процессе деятельности.

 Из педагогической литературы и собственного опыта работы с детьми, очевидно, что экологическое воспитание и экологическая практика – теснейшим образом связаны между собой. Исследованиями  И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, Л.П.Симоновой и других ученых показано, что вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, исследования природных объектов, действия по улучшению качества окружающей среды значительно повышают эффективность эколого-воспитательных мероприятий.                                                          У каждого из нас с детства остаются щемящие душу воспоминания: лилии, качающиеся на длинных стебельках, стрекочущие в зелёной траве кузнечики, песчаный берег чистой речки, где мы проводили свое детство, цветущие кусты акации, розы коричной (шиповника), бабочка, беззаботно порхающая от цветка к цветку и какое-то спокойствие  в душе, отдых, который наполняет нас энергией. Это наши первые шаги в мир родной природы.

 Экологическое воспитание становится более эффективным, если включено в практическую деятельность в окружающей среде. Поэтому воспитательная работа в центре направлена на овладение детьми трудовыми навыками по уходу за растениями и готовности к активной трудовой деятельности. В весенне-летнее время воспитанники принимают участие в подготовке клумб, посеве семян, высадке рассады,  в уходе за растениями в течение лета, а именно прополка, полив, рыхление. Старшие воспитанники вскапывают и рыхлят клумбы, прокладывают между ними дорожки. Осенью и весной проводятся трудовые десанты по уборке территории центра и прилегающей территории, сбор семян, подготовку цветника к зимовке.

Воспитанники начальных классов имеет незначительный социальный опыт общения.  Для них природа - это его семья, двор, школа,  дом, село, в котором родился. «Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит в любовь к своему государству, его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему», - писал Д. С. Лихачев.

Главное,  заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой;  вызвать интерес к истории края;  воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала в воспитательный процесс.  Поэтому  были проведены общие мероприятия краеведческого характера: «Легенды и были о цветах», «Родная природа словами поэта», «Заселение земли Амурской», «Первоцветы нашего края» и др. Ребята были не просто слушателями, они читали стихотворения, готовили  сообщения, мини-выступления, сценки.  

Конечно, не все были уверены в себе, не у каждого получилось с выражением прочитать стихотворение, выступить публично, но, сколько сил они приложили, чтобы перебороть свой страх, волнение, рассеянность и выступить. Особенно младшие дети, у которых может быть, это был первый выход на сцену. Но, получив поощрение и поддержку, они снова желают участвовать в мероприятиях. И это многого стоит.

Задачи экологического воспитания – формирование у воспитанников бережного отношения к природной среде. Важнейшей частью экологического воспитания является природоохранительная работа. Она включает в себя ознакомление младших воспитанников с растениями и животными Красной книги, воспитание у детей правил и норм поведения в природе, выполнение разнообразной посильной общественно полезной работы по охране природы своей местности. Поэтому ведется работа по ознакомлению воспитанников с охраняемыми объектами нашей области,  местности, общественно полезная работа по выращиванию цветочно-декоративных растений, изготовление и развешивание кормушек для птиц, чтение научно-популярной литературы, просмотр передач по природоохранной тематике, экскурсии в природу в летнее время на базе отдыха «Красный Яр»  и по территории центра. Были проведены такие мероприятия:

Игра  «Путешествие в мир растений и животных Амурской области»

Игра- викторина «Путешествие в зеленую аптеку»

Устный журнал «Заповедники Амурской области»

Мини-проект: «Экологически безопасный микрорайон»

Экскурсия «Я хожу по аптеке» и др.

Необходимо воспитывать у детей правила и нормы поведения в природе, систематически и последовательно добиваться, чтобы эти правила стали привычкой и убеждением. Поэтому в игровой форме мы собираем рюкзак в поход, вырабатываем правила поведения в походе и в лесу,  знакомимся с правилами  выживания в природе и правилами ориентирования  по природным объектам.

Использую развивающие игры с экологическим контекстом, содержанием, цель которых – педагогическая коррекция отношения воспитанников  к миру природы.

Проведены экологические игры:

«Экологический кодекс жителей Земли», «Предупредительные знаки»  

«Разработка экологических знаков»,  тест «Умеешь ли ты охранять природу» и др.                                                                                                            

Во всей воспитательной экологической работе важно подчеркивать, что запасы природы ограничены, что всякое грубое вмешательство ведет к загрязнению воды и воздуха, сокращению и исчезновению растений и животных. Здесь можно проводить игры на установление причинно-следственных связей, выстраивания пищевых цепочек.                                                                      

Для развития эстетического вкуса используем  разные формы цветочно-декоративного оформления: клумбы, рабатки, каменистая горка, вертикальное озеленение, живая изгородь  и т.д.                                                                                                              

На клумбах соблюдается цветовая гамма, подобраны растения, цветущие до устойчивых заморозков, большинство засухоустойчивые. Дети с любовью ухаживают за высаженными растениями, любуются красотой их цветков, разговаривают с ними и многие понимают, что они нужны друг другу. Оттаивает душа ребенка, улучшается настроение и психическое здоровье детей. Они видят результат своего труда. Дети  с удовольствием   фотографируются  около клумб.

Экологическое воспитание – это основа нравственности человека. Нравственное воспитание заключается в стремлении  жить в гармонии с природой, бережном отношении к ней. По моим наблюдениям ребята, которые принимают участие в работе на территории центра  более сознательно  и  бережно относятся к  охране  природы.

К живым объектам, с которыми можно работать круглый год относятся комнатные растения.  При работе с комнатными растениями решается несколько задач: расширение и углубление представлений детей о разнообразии растений, формирование представлений об особенностях их жизни и практических умений ухода за растениями. Работа с комнатными растениями организуется как практическая.

Комнатные растения – самое эффективное средство для проведения наблюдений и экспериментов. В работе с комнатными растениями создаются условия для индивидуального подхода к воспитанникам.

Работая по программе кружка  «Юный цветовод», где мы занимались выращиванием растений из семян, черенков, листьев,  оформлением  паспортов растений,  дети  познакомились с различными экологическими группами растений, указали в паспорте растения его название, родину, условия ухода. Выполняя практические работы по уходу за комнатными растениями,   выявляли  взаимосвязи между растительными организмами и экологическими условиями их обитания.  Узнали,  что для нормального роста и развития растений необходимы определенная температура воздуха, влажность почвы и воздуха, световой режим, состав земляной смеси и своевременно осуществляемый уход.

В работе по экологическому воспитанию воспитанников младших классов используются такие формы и методы, как экскурсия, наблюдения объектов в природе, беседы, решение экологических задач, анализ экологических ситуаций, дидактические игры, игровые ситуации, праздники, викторины.  

Использую в работе задания с проблемной постановкой вопроса, которые помогают развивать мышление. Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и анализа. Такие проблемы могут быть сложными и не очень. Проблемами для детских исследований вполне могут быть, например, такие:

  • Погода не зависит от направления ветра.
  • Не каждая луковица нарцисса даст цветок.

Пробовали выращивать нарциссы:  посадили с детьми  2 луковицы –маленькую и большую. В марте большая луковица зацвела, а маленькая нет.

Ей не хватило питательных веществ  для развития цветочной стрелки, мы пришли к выводу, что надо покупать только крупные луковицы.                                        

Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача. Наблюдение использую на прогулке, чтобы увидеть сезонные изменение в природе (уточнить, почему они происходят), охарактеризовать погоду, пофантазировать «на что похожи облака» и т. д. Свои наблюдения отмечаем  в календаре  погоды. Ведем наблюдения за комнатными растениями и в большей степени за теми, которые взошли из семян. Это и радость ребят и их почему:

- Почему у Насти  взошло 3 растения, а у меня одно.

- Почему у меня герань низкая, а у Ксени  выросла высокая.

Ищем вместе ответ, хотя порой и нелегко.

Дети наблюдают за ростом растений, радуются появившейся первой цветочной стрелки, цветению.

В своей работе использую познавательные задачи,  усложнение которых  способствует развитию познавательного интереса, например: В ночь на Ивана Купала, все ищут цветок этого растения и верят, что если его найдут, то непременно разбогатеют или найдут клад (папоротник). Как вы думаете так ли это?

Итак, большое место в экологическом воспитании занимает выработка практических умений и навыков.

Систематически осуществляемое трудовое воспитание, вовлечение воспитанников в посильный общественно полезный труд и, конечно же, комплекс познавательных мероприятий  являются важнейшими условиями формирования более сознательного отношения к учебе, развития нравственных, интеллектуальных и физических черт личности.

Критерием оценки такого поведения может служить осознанно правильное поведение учащихся в природе, умение наблюдать объекты природы, взаимосвязи между ними, видеть и ценить красоту природы, не причинять ей вреда, участвовать в ее охране.

Результаты нашей деятельности:

1. Развитие познавательного интереса и расширение кругозора воспитанников.

2.Увеличение количества воспитанников, принимающих участие в экологических мероприятиях.

3.Овладение воспитанниками  навыками и знаниями по выращиванию и уходу за растениями.

4.Появление у воспитанников видимых позитивных изменений по отношению к «Миру Природы».

5. Положительное влияние на психическое и физическое здоровье детей.

6. Развитие у воспитанников эстетического вкуса и  любви к природе.

7. Выращенные комнатные цветы, рассада для клумб, красивоцветущие клумбы в течение лета.

8. Оформлены паспорта на комнатные растения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Формирование активной жизненной позиции учащихся через вхождение в социально – проектную деятельность экологической направленности» (Из опыта работы УСОШ №1) Смирнова О.М. учитель биологии МБОУ Уренская средняя общеобразовательная школа № 1

Выступление на педагогических чтениях на тему: "Формирование активной жизненной позиции учащихся  через вхождение в социально – проектную деятельность  экологической направленности» (Из опыт...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1

Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...

«Практическая деятельность воспитанников,как форма повышения эффективности образовательного процесса» ( из опыта работы)

Материал  из опыта работы в  объединении эколого-биологической направленности.Рассказывается о практических видах деятельности детей, которые повышают эффективность образовательного процесса...

Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)

Данная работа  показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...

Сотрудничество педагогов и воспитанников как основа складывания взаимоотношений (из опыта работы классного руководителя)

На самой первой лекции полколледжа наш преподаватель сказал нам следующие слова «Я вас еще не знаю, но уже люблю», затем добавил «Если вы решили стать учителем, вы должны запомнить п...