Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"
проект по биологии на тему

Арасланова Лидия Васильевна

 

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект

Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии

Выполнила  учитель химии и биологии

МБОУ Чулковская ОШ Арасланова Л. В.

Зарайск 2012

Оглавление

1. Введение                                                                                                   2        

а) Актуальность темы                                                                                  2

б) Цель работы                                                                                             5

в) Задачи работы                                                                                          5

2. Основная часть

а)    Краткое описание маршрута                                                                 6

б) Тематика экскурсий                                                                                  6

в) Формы работы на тропе                                                                           7

3 Заключение                                                                                                 8

4 Приложения                                                                                               10

Введение.

«Проблемы экологии, окружающей среды в целом, по всеобщему признанию, стали самыми грозными после проблем ядерной войны. Однако, поскольку ядерный конфликт (по чисто экологическим причинам -  возникновении, так называемой «ядерной зимы») оказывается невозможным без самоуничтожения человечества, то экологические проблемы оказываются первыми в современном мире».

А. В. Яблоков

Стремительное изменение природной среды в настоящее время связано с активным воздействием общества на природу. В результате значительно улучшается жизнь человека, обеспечиваются его конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причины здесь неоднозначны. Одна из них – экологическая неграмотность населения

Конституция  РФ  вменяет в  обязанность граждан  беречь природу и охранять её богатства. Чтобы это требование превратилось в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. Это чувство формируется  в системе всех видов воспитания личности. В частности, внеклассная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьника в становлении и развитии его взглядов на необходимость охраны природной среды, формируя экологическую культуру будущих граждан России.

Выразительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб  природной среде, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы.

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мышления, эмоций, воли подростков, их деятельности по защите, уходу и улучшению природной среды. Такого рода учебно-воспитательная работа предполагает расширение педагогически организованных контактов детей с природной средой.

Попадая в реальную или учебную ситуацию, где требуется принимать экологически правильное решение, ученик имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня его культуры, целей и мотивов его деятельности - внеклассная работа по биологии создаёт условия для приобретения опыта принятия экологических решений, на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностными подходами и ориентациями: как вести себя в природе, если встретится дикое животное; как ходить по лугу, лесу, как относится к их живы обитателям; как и где, проложить тропу; стоит ли мыть машину в реке; можно ли набирать охапки полевых цветов; нужно ли экономить воду.

Велика роль внеклассной работы по предмету в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить с той скоростью усвоения, которая им наиболее свойственна. Так органической частью внеклассной работы по биологии является организация экологической тропы.

Экологическая тропа это природная зона, где школьники ведут наблюдение за растительным и животным миром, почвами и водами, проводят экскурсионно-пропагандистскую работу. Занимаются описанием и определением растений, ведут топографическую съёмку местности. Кроме того, сажаются деревья, ведется прополка молодых насаждений,

заготавливаются зеленые веники, лекарственные растения, изготавливаются кормушки и жилища для птиц.

Прокладка маршрута связана с изучением окружающей школу природы:

-поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов;

- выбор информационно ёмких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием человека и природы;

- разработка схемы маршрута;

- составление плана местности;

- разработка тематики и содержания экскурсий, в первую очередь тех, которые включены в программу;

- подготовка экскурсоводов из числа учащихся.

Чулковская основная школа расположена в живописном месте: на крутом берегу реки Осётр, в окружении берёзовой рощи. Окрестности школы и близлежащие территории используются жителями села как место для отдыха и как объект хозяйственной деятельности (здесь расположены огороды, выпасается скот, скашивается трава). Разработка данного проекта началась в 2005- 2006 учебном году и складывалась из следующих этапов:

  1. Изучение теоретических основ данной проблемы и методов мониторинга.
  2. Описание объектов, включённых в экологический маршрут.
  3. Оборудование экологической тропы.
  4. Подготовка экскурсоводов.

Цели и задачи экологической тропы:

Цели.

1.       Расширение  знаний учащихся о  природе  малой  родины  и  ее  исторических  ценностях.

2.       Природоохранная  деятельность.

3.       Формирование  экологической   культуры.

Задачи.

1.        Расширение  сведений учащихся о  природе,  ее  объектах,  процессах  и  явлениях  окружающей  среды.

2.        Формирование  умений  проводить наблюдения,  исследования,  анализировать  и  сравнивать  данные,  полученные  в  ходе учебной исследовательской  работы.

3.        Организация  мероприятий  по  охране  природных  объектов.

4.   Развитие  творческих  и  интеллектуальных  способностей у детей.

5.        Воспитание  экологической  культуры  поведения человека  как  части  общей  культуры,  взаимоотношений  людей  друг  с  другом  и  отношений  человека  к  природе.

Краткое описание маршрута

На данное время наша экологическая тропа насчитывает 5 станций:

- «Колония грачей»

-  «Луг»

- «Свалка»

- «Река Осётр»

- «Берёзовая роща»

Маршрут начинается  у школы, здесь  в берёзовой роще поселились грачи, образовав колонию. Наблюдение за поведением птиц в различные сезоны регулярно ведут учащиеся школы.

Затем по крутому берегу Осетра мы спускаемся на заливной луг, на склонах расположены частные огороды и рядом стихийная свалка бытового мусора. Луг используется населением для выпаса скота и сенокоса. На экскурсии обращается внимание детей и способность растительности луга к быстрому обрастанию устойчивости к вытаптыванию.

Река Осётр также является экскурсионным  объектом – изучается состав воды в различные периоды года, водная фауна и флора.

Искусственный пруд интересен тем, что он является конечным в системе прудов, предназначенных для очистки стоков с животноводческих ферм. Наблюдая за различиями в составе воды и условий, дети сравнивают растительный и животный мир естественного и искусственного водоёма. Конечная станция – берёзовая роща. В конце маршрута дети отдыхают. Длина маршрута 800 м. Экологическая тропа используется в течение всего года; весной и осенью – весь маршрут, а зимой – станции, расположенные ближе к школе.

Тематика экскурсий.

5 кл. Живая неживая природа.

Природные сообщества и человек.

6 кл.   Осенние явления в жизни растений.

Зимние явления в жизни растений.

Жизнь растений весной.

Разнообразие растений.

Растительные сообщества.

7 кл.  Наземные беспозвоночные осенью.

Жизнь птиц и млекопитающих зимой.

Жизнь птиц весной.

Изучение взаимосвязи животных и растений в биоценозе.

9 кл.  Естественный отбор и его результаты.

Причины многообразия видов в природе.

Природные биогеоценозы, сезонные изменения в природе.

Для поддержания порядка весной и осенью на тропе работает экологический десант, который занимается уборкой и очисткой маршрута.

Формы работы на тропе

Вовлекая учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды «местного значения» мы создаем возможность участвовать в данной работе практически каждому школьнику, в зависимости от его возможностей: от описания объектов, растений, животных, составления памяток, плакатов, до работы над рекомендациями по экологическому образованию населения, над различными проектами (в будущем).

Пусть пока длина экологической тропы невелика (около одного километра) и работа на ней продолжается (разработка экскурсии на учебно-опытный участок;  планируется специальная тематика экскурсий для начальной школы), самое главное все изменения на ней должны и будут проходить при участии школьников, с их предложений и пожеланий. В будущем планируется изучение, использование данного объекта учителями различных предметов, уже сейчас вызывает интерес краеведческая работа, изучение химических, физических процессов.

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к груду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей  и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где школьники выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Литература.

  1. Захлебный А.Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: пособие для учителя – М.: Просвещение,1984.
  2. Дерябо С. Д., В. А. Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Учебное пособие для студентов вузов - Ростов: Феникс, 1996.

4. Ремизова Н.И. Учебная экологическая тропа на пришкольном участке. ж-л «Биология в школе» №6, 2000.

5.   Миронов А.В.  Содержание экологического образования будущего учителя-Издательство Казанского университета, 1986.

ПРИЛОЛЖЕНИЕ

Мы дарим вам эту тропу, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали как живет и чувствует себя природа в начале бурного XXI века. Мы не сможем вам рассказать обо всех проблемах. Ведь это учебная тропа. Но мы очень хотим, чтобы у каждого, кто пройдет здесь, укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от безумного и неразумного обращения с ней.

«Живые памятники природы!

кто любит лес, тот будет его беречь…

А наш русский лес нуждается в друзьях охранителях».

(Д.Кайгородов)

Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!» На словах  любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить и сохранить. Тогда почему же оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают как вести себя в лесу? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать в охапку цветов или поймать птенца. А это совсем не так! И надо вести разъяснительную работу, для того, чтобы ликвидировать экологическую безграмотность.

Разные тропы прокладывают в лесу. Наша тропа экологическая. Она помогает людям прочитать книгу природы. Первая страница о значении леса.

ЛЕС – НАШЕ БОГАТСТВО.

Леса защищают здоровье человека. Ионизация воздуха здесь в 5-10 раз выше, чем в городе. Многие растения обильно выделяют фитонциды, убивают микробов. Шум листьев ласкает слух, а разнообразие форм и красок дает отдых глазам. Всё это благотворно действует на нашу нервную систему, быстро снимает усталость. Берегите лес!

Русский лес! Ни один пейзаж так не богат красками. Лес – один из основных географических типов растительности. Он состоит из деревьев одного или нескольких видов. Они образуют верхний ярус. Его составляют ель сосна, береза, липа, ясень и другие деревья.

Средний ярус образуют кустарники – лещина, бересклет бородавчатый, крушина, бузина.

Нижний, травянистый ярус, состоит из ландыша, медуницы, звездчатки, фиалки, папоротника и других растений.

Богат и разнообразен животный мир леса. Здесь можно встретить кабанов, лисиц, куниц, белок, ласок. Живет в лесу и крупнейшее копытное животное – лось. Обычны – заяц беляк, крот, еж, мышевидные грызуны.

Много птиц. Из хищных в лесу живет филин, сова, коршун, ястреб, сыч мохноногий.

Здесь можно встретить гадюку, ужа, медянку. Нет  числа насекомым. Очень полезны муравьи, жужелицы наездники.

Лес – не просто скопление деревьев. Это сложная экологическая система, в которой растения, животные, грибы, микроорганизмы составляют единое целое. Задача людей в том, чтобы не нарушать взаимоотношения между всеми компонентами. И конечно надо помнить, что пригородный лес – это легкие города.

ПТИЦЫ – КРЫЛАТЫЕ ДОКТОРА ЛЕСА.

Многообразие птиц в лесу – показатель экологического благополучия природной среды. Питаясь семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Чтобы лес находился под надежной защитой пернатых, необходимо изготовлять и развешивать искусственные гнезда, дуплянки, а также подкармливать зимующих птиц. Не разоряйте птичьи гнезда! Не трогайте птенцов! Не создавайте шума в лесу!

В нашем лесу встречается поползень. Эта птица интересна тем, что в поисках насекомых не только легко поднимается вверх по стволу дерева, но также легко спускается вниз головой. Очень красив щегол. И поползень и щегол остаются у нас на зиму. Иволга – осторожная птица и её редко удается увидеть. А вот услышать можно. Она издает прекрасные звуки (недаром её называют маленькой флейтой) и звуки, похожие на кошачий крик. Иволга очень полезна тем, что поедает волосатых гусениц. На вырубках можно увидеть мухоловку пеструшку, кукушку. Надо сказать, что кукушка одна из самых полезных птиц, т.к. поедает большое количество гусениц.

Большой пестрый дятел обитает в основном в хвойных лесах. Там же встречаются зяблики, большие синицы.

Прислушайтесь к лесному шуму! Как он прекрасен и в нем всегда можно различить пение птиц – наших верных друзей.

БОЛЕЗНИ ЛЕСНЫХ ДЕРЕВЬЕВ И БОРЬБА С НИМИ.

Лесные деревья, как и люди, болеют инфекционными и неинфекционными болезнями.

Неинфекционные болезни возникают при неблагоприятных условиях среды:

- резкие колебания или нарушения режима влажности;

- резкие колебания температуры воздуха и почвы;

- недостатке освещенности и питания;

- солнечные ожоги;

- воздействие ядовитых веществ.

Недостаток влаги и затенение приводит к усыханию ветвей. Сильные морозы -  к их отмерзанию, присутствие ядовитых веществ – к пожелтению и пятнистости хвои и листьев.  А присутствие ядовитых веществ в большом количестве – к усыханию деревьев.

Инфекционные болезни вызывают паразитирующие организмы: грибы, бактерии, вирусы. На растениях появляются пятна, язвы, вздутия, хвоя и листья опадают, ветви усыхают, происходит смолотечение.

Наибольшее количество заболеваний возникает в результате поражения грибами.  Из-за плохих климатических условий, антропогенного загрязнения или повреждения деревья слабеют, их защитная способность падает – грибы начинают активно размножаться внутри деревьев, пронизывая листья, ветви, корни и стволы.

Питаются грибы содержимым отмерших клеток. Их вредные выделения отравляют здоровые клетки.

Среди этих грибов корневые гнили. В то время, когда молодые корни ещё не  имеют  твердых покровов, на их поверхности могут возникнуть мелкие ранки, в которые и проникают почвенные грибы, вызывая гибель вначале корневой системы, а затем и всего растения.

Некоторые грибы селятся на поврежденных участках ратений. Один из наиболее распространенных грибов – трутовик. Он образует на стволах и пнях мясистые, жесткие плодовые тела копытообразной формы. Эти грибы разрушают деревья, вызывают их гибель.

- Чтобы уберечь лес от болезней его необходимо содержать в хорошем санитарном состоянии!

- В лесу не должно быть поврежденных, упавших и гниющих деревьев, пней и веток.

- Лес не должен затапливаться и отравляться антропогенными загрязнителями.

МУРАВЕЙНИК – ЗАЩИТА ЛЕСА!

Помните! Рыжий лесной муравей нуждается в вашей охране! Не допускайте разорения муравейников!

Лес здоров, если на каждый га приходится по крайней мере 4 муравейника. Установлено, что если бы леса остались без муравейников, то урон, нанесенный вредителями, мог бы по свои масштабам сравниться с пожаром.

Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Только за один день они приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. Биологическая особенность муравьев такова, что они всегда питаются только преобладающими по численности видами насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья за день уничтожает 7200 гусениц дубовой листовертки, 3500 гусени ц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда птицы почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожара. Они гасят быстро непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.

БЕРЕГИТЕ ЛЕС ОТ ПОЖАРА!

Помните: неумело разведенные костры приносят лесу большой вред. Часто они являются причиной лесных пожаров и гибели деревьев. Прежде чем развести костер, подумайте: есть ли в нем необходимость.

Кострища – своеобразные раны в подпочвенном покрове леса. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Ведь для полного восстановления лесного покрова нужно 15-20 лет. Костер служит источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья находящиеся неподалеку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель. Такие мертвые деревья, жертвы лесных костров, вы наверное встречали в лесу. Это немой укор людям, которые не берегут лес.

Огонь отпугивает лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких животных и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костер, то в радиусе 100-150 м.  покидают гнезда совы, певчие дрозды и другие птицы, покидают надолго, насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

Иногда даже правильным образом разведенный, а затем тщательно потушенный костер может вызвать пожар: внутри остается незамеченной маленькая искорка.

РЕКА ОСЕТР

Водоемы бывают искусственные и естественные. Наша река относится к естественным водоемам. Осетр (Большой Осетр) – правый приток Оки. Длина реки 237 км. Начинается у с.Мелихова Тульской области и на протяжении 70 км течет в пределах Зарайского района. Вбирая в себя 45 притоков, среди которых Малый Осетрик, Осетрик, Грустынка и др. Ширина  русла 15-40 м., глубина на перекатах от 0,4 до 0,7 м., на плесах до 4 м, скорость течения – 0.8 – 0,85 м/сек. Весной подъем воды обычно начинается ещё при ледоставе в конце марта, между 5 и 10 апреля, уровень воды поднимается на 6.2 м.

Водоем  - это место, где живут разнообразные живые существа. Всех их увидеть невозможно. А ведь их очень много. Вот растения. Некоторые из них (рогоз, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья поднимаются над водой. Корни кубышки желтой тоже на дне, а листья плавают  на воде.

Велика роль растений в водоеме. Они служат пищей животным, выделяют кислород, подводные заросли растений служат убежищем для животных.

Животные есть в реке везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях.

На поверхности воды стремительно бегают клопы – водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, личинки стрекоз, разные виды рыб. На дне обитают моллюски. В реке Осетр обитают двустворчатые моллюски перловица и беззубка. На дне живут раки. Эти животные индикаторы чистоты водоемов, значит наша река относится к чистым водоемам. Живут в Осетре ондатры, бобры, выдры. Жизнь многих птиц – уток, цапель связана с рекой. Когда растения и животные водоема умирают, их остатки попадают на дно. Здесь микробы разрушают мертвые тела, образуются соли, которые используют для питания растения.

Река – это хранилище воды, дом для животных и растений, она украшает Землю, наша река служит местом отдыха для населения и она должна быть чистой. На Осетре нет крупных фабрик и заводов, поэтому загрязняют её стоки с ферм и полей, а также жители. Запомните: нельзя мыть в водоеме машины, мопеды, мотоциклы и даже велосипеды (их части смазаны маслом).

Очень часто люди бросают в водоемы мусор, не понимая, что совершают страшное зло. Под водой оказываются разбиты бутылки, консервные банки многое-многое другое. Это очень опасно для людей, купающихся в реке, а особенно для тех, кто ныряет. Никогда не выбрасывай мусор в воду, не оставляй его на берегу, потому что с берега он может попасть в водоем.

ЛУГ

На лугу также интересно, как и в лесу. Нужно только внимательно посмотреть.

На лугу растут травянистые растения. Присмотримся к ним . очень красиво цветут тысячелистник, нивяник, клевер, колокольчик. А вот неяркие травы – мятлик, тимофеевка, лисохвост. Их здесь особенно много.

Крупные животные на лугу не живут – им негде спрятаться. Зато мелких животных множество. Особенно разнообразны насекомые. На цветах – пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи. Они кормятся нектаром, опыляют цветки. В зелени трав – гусеницы бабочек, кобылки, кузнечики.

Есть на лугу очень интересные насекомые-санитары:  жуки-навозники и жуки-могильщики. Жуки-навозники уносят в свои норки мертвых животных, питаются ими сами и запасают для своих личинок. Жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Это пища для взрослых жуков и личинок. Жуки-санитары содержат луг в образцовой чистоте.

В луговой почве много дождевых червей, почвенных микробов.

На лугу можно встретить жаб, ящериц, птиц. Здесь живут полевки, они питаются растительной пищей. Охотится на них прилетают из леса совы.

Луга украшают родной край! Пройди по лугу в теплый, солнечный день. Полюбуйся цветами, бабочками и ты поймешь как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь его обитателей.

Нельзя рвать ради забавы цветы и ловить бабочек, разорять гнезда шмелей, уничтожать гусениц – они превращаются в красивых бабочек.

Весной некоторые дети и взрослые поджигают на лугах прошлогоднюю  траву. Так поступать нельзя! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с луга. Погибают в огне божьи коровки, шмели, гнезда птиц. Почва становится менее плодородной, т.к. почва должна обогащаться перегноем. Очень бережно надо относится к живущим на лугу ящерицам  жабам, они не дают чрезмерно размножаться растительноядным насекомым.

Луга имеют большое значение для человека. Многие из них служат пастбищем, на других заготавливают сено. Чтобы ценные кормовые растения не исчезли с лугов, люди подсевают траву на сенокосах. Неумеренный выпас скота очень вреден для лугов, иногда на месте луга остается голая вытоптанная почва.

Помните: луг – это природное сообщество. Луга радуют людей своей красотой.

ЦВЕТЫ – РАДОСТЬ ЖИЗНИ

Кто из вас видел прекрасные цветы?

И как печальна Земля без них!

Друзья:

Будьте щедры и великодушны,

Оставляйте Земле её цветы.

Они будут радовать многих людей,

Которые придут сюда после нас!

Любовь к цветам естественна и похвальна, но она не должна выражаться в истреблении растений. Надо уметь запечатлевать красоту в душе. Ведь цветок в вазе – пленник, приговоренный к гибели. Так пусть это чудо радует глаз, омолаживает душу и сердце всех кто придет после нас. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даем растениям образовать семена. В лесу уже не появляются всходы. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Наносится вред и другим соседним растениям. Могут быть обломаны стебли, хрупкие почки многолетников. Чтобы из семян ландыша выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет. Ландыш не терпит уплотнения почвы, поломка кустарников вызывает гибель растения, т.к. оно растет только в тени. Ещё более уязвимы и чувствительны к вмешательству человека в жизнь леса венерин башмачок, любка двулистная, ятрышник и др. до цветения венерина башмачка проходит 18 лет.

Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешественникам: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете  и не даете произвести потомство. Цветы».

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ

А теперь немного о лекарственных растениях и правилах сбора их. Отправляясь в турпоход, на рыбалку или просто на прогулку в лес, многие увлеченно собирают лекарственные растения и, случается, из любителей природы превращаются в её губителей. Не зная правил сбора, они наносят природе непоправимый ущерб. Вот немного советов.

Заранее, ещё зимой, изучите все характерные признаки тез лекарственных растений, которые произрастают в районах предстоящего сбора: форму листьев, корней, стеблей, цветков. Имейте ввиду, что химические вещества, обуславливающие лечебные свойства растений, накапливаются в отдельных его частях в определенном порядке и сроки. Так например, листья и травянистые стебли имеют наибольшую ценность в период бутонизации и цветения. Плоды собирают только полностью созревшие, корни и корневища – осенью и весной, в начале отрастания листьев. Почки заготавливают в период их набухания, кору деревьев – весной в период сокодвижения.

Все лекарственные растения собирайте только в сухую погоду, сушите в тени, в хорошо проветриваемом помещении. Не забывайте о том, что заросли лекарственных растений должны воспроизводиться. Поэтому в листьях сбора оставляете число растений для размножения на каждые 2-5 кв.м. Выкапывая корни, корневища, луковицы, часть растений оставляйте нетронутыми. Кору нужно собирать лишь на тех участках, где производится рубка леса или где она запланирована.

Все лесные растения нужно беречь, независимо от того, лекарственные они или нет. Ведь каждое из них – неповторимое творение природы, у  каждого своя, незаменимая роль в сложном экологическом единстве.

ПОЧВА – ВЕЛИЧАЙШЕЕ БОГАТСТВО ЧЕЛОВЕКА

Почва – большой многоэтажный дом и жильцы здесь самые разные. Кроме зверей здесь обитаю грибы, бактерии, простейшие, черви, насекомые. На 1 га лесных почв могут трудиться до 5 млн. червей. Разрыхляя почву, они делают её более плодородной и проницаемой для воды.

Народная мудрость гласит: «один человек оставляет в лесу след, сто человек тропу, а тысяча – пустыню».

Поэтому находясь в лесу, старайтесь ходить только по тропинкам. Подсчитано, что на 1 га лесной земли проживают почвенные животные, общая масса которых составляет около 1 тонны. Это больше, чем масса всех наземных животных, обитающих на той же площади, включая зверей и крупных птиц. Огромная армия микроорганизмов ведет постоянную работу по разложению органических остатков, возвращая в почву вещества, необходимые для растений. В результате деятельности почвенных организмов не только листья и травы, но даже деревья-великаны, отжив свой век, довольно быстро разлагаются. Нужно всего несколько лет, чтобы без следа исчез 500-летний дуб.

Загрязнение бытовым мусором.

В природе то, что является отходами для одного организма, служит пищей или иным полезным материалом для другого. Птицы используют сухие ветки и листья для строительства гнёзд. Микроорганизмы и дождевые черви перерабатывают мёртвые листья и погибших животных и гумус, из которого в свою очередь получают питание растения. Экскременты, попадающие в водоёмы, служат пищей для водных микроорганизмов. Сегодня люди используют всё больше и больше энергии и материалов. Это приводит к образованию огромного количества отходов, загрязняющих воздух, воду и почву. Люди производят так много отходов, что уже не в состоянии ими управлять.

Количество накапливающегося мусора постоянно растёт. Сейчас его на каждого горожанина приходится от 150 до 600 кг в год. Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от 2 до 10 лет, консервная банка – более 90 лет, фильтр от сигарет – 100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – более 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку. В составе современного бытового и промышленного мусора много крайне медленно разлагающихся пластмасс. С новыми полимерными материалами ситуация лучше – в их составе есть светочувствительные молекулярные группы, либо молекулярные группы, которые легко усваиваются микроорганизмами. В обоих случаях прочные длинные нити полимерных макромолекул распадаются на части, с которыми быстро справляются микроорганизмы. Скорость разложения таких полимерных материалов возрастает во много раз. Отходы не только занимают большие площади, но и являются опасным источником загрязнения. Токсичные вещества вымываются дождевой и талой водой, рассеиваются при сжигании и транспортировке, загрязняя окружающую среду. Химические отходы часто становятся причиной многих заболеваний. При захоронении бытовых и промышленных отходов Земля постепенно превращается в гигантскую мусорную свалку. Поэтому пытаются сжигать или утилизировать (т.е. переработка с последующим получением новых изделий). Ценное сырьё может использоваться повторно, причём, энергетические расходы при использовании вторсырья по сравнению с природным сырьём гораздо ниже. Компостирование органических отходов приводит к тому, что ценные органические вещества возвращаются обратно в природные циклы. Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ"

ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕКЛАСНОЙ РАБОТЕ"  ВКЛЮЧАЕТ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ , ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАПРАВЛЕНИИ....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1

Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...

Интегрированный урок физики, информатики и искусства в 9 - м классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» с элементами экологического воспитания.

Структура технологической карты в соответствии с требованиями ФГООС  по теме «Действие магнит­ного поля на про­водник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ».Цель: формиро...

Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту»

Практико-ориентированный семинар «Проблемы утилизации бытовых отходов. Экологическая культура в быту» проходил в рамках проведения предметной недели в АУ "Нефтеюганский политехнический колледж", 2016 ...

«Экологическая тропа как элемент экологического воспитания»

Материал рассказывает о проекте, связанном с созданием в лесу рядом со школой экологического маршрута длиной в 800 метров. Участие в данном проекте позволит учащимся расширить свои представления о про...

Экологическое воспитание через внеклассную деятельность.

Экологическая культура – составная часть общей культуры человека. Она начинается с любви к родному краю, с бережного и чуткого отношения к северной природе. Экологическое воспитание на современн...

«Практическая деятельность воспитанников основа экологического воспитания» (из опыта работы)

В статье обобщен опыт работы по экологическому воспитанию в условиях СРЦН. Вовлечение детей в эколого-практические действия, живое общение с природными объектами, действия по улучшению качества окружа...