Выступление социального педагога "Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ и их семьями"
материал

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_invalidami_ovz_i_ih_semyami.docx50.73 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы ОУ по организации обучения детей инвалидов  и  детей с ОВЗ

Социально-педагогическая работа с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ

и их семьями

Социальный педагог Арсенина М.Н.

МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3

Организация обучения в школе детей-инвалидов  и  детей с ограниченными возможностями здоровья вызывало и вызывает множество вопросов у педагогов и родителей.

К сожалению, ежегодно списки детей – инвалидов, детей с ОВЗ пополняются.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития (ЗПР), комплексными нарушениями развития.

На данный момент в нашей школе обучаются 10 детей-инвалидов, из них три ребенка имеют статус «дети с ограниченными  возможностями здоровья»

В школе накоплен определенный опыт работы с данными детьми. Это  диагностическая, коррекционная, профилактическая, консультативная работа, индивидуальное сопровождение ребенка.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является, индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

На каждого обучающегося с ОВЗ, согласно заключению ПМПК, составляется адаптированная основная общеобразовательная программа

Дети – инвалиды обучаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.  В данном учебном году обучаются по основной образовательной программе , так как это дети с сохранным интеллектом, но имеющие соматические патологии.

На основании плана работы с детьми-инвалидами, в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) и ИПР (индивидальной программы ребилитации) разрабатывается план индивидуальной работы с обучающимся.

Индивидуальное сопровождение ребенка провожу по плану, который включает в себя:

диагностическую работу,

оказание индивидуальной помощи ребенку,

работа с классным коллективом,

работа с семьей ребенка,

1) Диагностическая работа

Совместно с классным руководителем  изучаю сопровождающие документы ребенка (направления, выписки, характеристики), наблюдаю, провожу беседы с детьми и их родителями, провожу анкетирование родителей. Проверяем жилищно-бытовые условия жизни ребенка.

Таким образом, выявляю детей, находящихся в социально-опасных условиях, а так же

нуждающихся в специализированной помощи.

Составляю банк данных детей-инвалидов и детей  с ОВЗ

2) Оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду.

Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития.

Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку.

Осуществляя деятельность в данном направлении, совместно с классным руководителем привлекаю ребенка к участию в школьных мероприятиях, соревнованиях. Это позволяет детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.

3) Работа с классным коллективом.

Невозможно научить ребенка общаться со сверстниками, изолировав от них. В данном направлении совместно с психологом и классным руководителем, через тренинговые занятия, уроки здоровья, и ряд других мероприятий даем понять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями здоровья является равным участником образовательного процесса, тем самым формируя у детей позицию признания равных прав у каждого ребенка. Дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

4) Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Включает оказание психолого-педагогической помощи и поддержки, консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения, социальной адаптации, внеурочной занятости; оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями.

Привлекаем родителей ребенка к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.

Хочу еще раз напомнить высказывание: «Каждый ребенок- особенный, все дети – равные».  Ключевым в работе с детьми – с ОВЗ является то, что эти дети не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно принимать  и учитывать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Социальная работа с детьми инвалидами"

защищалась работа на российской конференции г.Ярославль 2012 г I место...

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

В данном материале помещена информация о планируемых мероприятиях с детьми -инвалидами и детьми с ОВЗ в течение учебного года....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...