Обучение учащихся выразительному чтению в среднем звене"
учебно-методический материал

Спешилова Виктория Павловна

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический блок.

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего выступления: «Обучение учащихся выразительному чтению в среднем звене».

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

1.        Раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем;

2.        Показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;

3.        Передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению

В нашем выступлении мы  представляем ряд приёмов, способствующих развивать у детей любовь к художественному слову, вдохновлять их стремление к самостоятельному анализу художественного текста.

  1. Вводная беседа. Её цель – создать на уроке атмосферу заинтересованности изучаемым текстом, а также объяснить перед образцовым чтением те слова, словосочетания, выражения, без понимания смысла которых ученики не поймут произведения или отдельных его частей.
  2. Образцовое чтение. Имеется в виду чтение учителя. Но иногда учитель может предложить учащимся в качестве образца аудиозапись, а в иных случаях – исполнение заблаговременно подготовленного ученика.
  3. Чтение текста про себя. Немое чтение предоставляет возможность вдуматься, глубже вникнуть в содержание текста. Эту работу школьников учитель может активизировать, предлагая им конкретные задания. Например: 1) Ещё раз прочтите весь текст ( либо какую – то трудную часть его) глазами и скажите, все ли слова и выражения в нём понятны вам. 2) Молча прочтите весь текст и подумайте, на сколько частей можно его расчленить и как озаглавить каждую из них

4.Приём сопоставления.

Приём сопоставления побуждает к обсуждению, к оценке, к отбору лучшей интонационной редакции и предупреждает от формального копирования, подражательства. Этот приём основывается на принципе: «Истина познаётся в сравнении». Он имеет следующие разновидности.

Сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, когда после показа учителя читает ученик.

5.        Устное рисование.  Прибегая к приёму устного рисования, на который иногда только намекается в тексте, предлагаем учащимся ответить на вопросы:

1.        Какую картину представляете вы, читая такие - то моменты?

2.        Что бы вы увидели, если бы эту картину предложили изобразить на холсте или на киноэкране?

3.        Какие чувства может вызвать эта картина?

4.        Наводящие вопросы.

На уроке выразительного чтения беседа должна быть живой и непринужденной. В такой беседе спрашивает не только учитель, но и ученики, а отвечают не только ученики, но и учитель.

Направляя учащихся в поисках интонации, я использую малейшую возможность, чтобы обострить их внимание, возбудить воображение, всколыхнуть чувства. Например: «А нужна ли здесь пауза? Какая это пауза? Какое слово в этой фразе находится в логическом центре? Какое слово в этой фразе необходимо выделить логическим ударением? Какой из трёх компонентов (составных частей) ударения в этом слове является основным? Какое чувство вызывает эта фраза?» Такие вопросы, как правило, сопровождаются дополнительным: «почему?»

6.        Чтение по ролям

7. Инсценировка

8. Упражнения для развития интонационной выразительности.

Необходимо учить детей нужной интонации. Примеры заданий:

-Прочитайте текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль,ненависть, ласку) в зависимости от текста литературного произведения.

-Учащиеся работают в парах. Предлагают своему соседу по парте прочитать предложения с указаниями намерения (совет, сочувствие, восхищение) и дай оценку:

- Не гони меня кнутом, а гони овсом;

- У Фили были, у Фили жили, Филю же и побили;

- На горе Арарат растёт крупный виноград.

8. Упражнения для развития темпа речи. Детям предлагается прочитать скороговорку

Определенным темпом: ускорением, быстро, очень быстро.

9. «Озвучь персонажа». Учащимся предоставляется видеофрагмент и сценарий для озвучивания. Ученик наблюдает за мимикой персонажа, обращает внимание на акцентные слова, эпизод и на основе всего этого выбирает подходящую интонацию. Например, ученице 5 класса был предложен фрагмент из произведения А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

10. Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений: 

На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Учащимся предлагается выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

  1. Родина – матьумей за нее постоять.
  2. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
  3. Жить – Родине служить.
  4. Тот герой, кто за Родину горой. 
  1. Честный труд – наше богатство.
  1. Больше дела – меньше слов.

10. Прием "Ассоциативный куст". 

http://www.coloring-painting-pages.com/bw-pics/Plants-05.gif

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прием «Ромашка Блума»

 ромашка.jpg

Прием «Ромашка Блума»

«Ромашка Блума» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

Рассмотрим шесть типов вопросов:

  1. Простые вопросы.
  2. Уточняющие вопросы.
  3. Вопросы-интерпретации.
  4. Оценивающие вопросы.
  5. Творческие вопросы.
  6. Практические вопросы.

ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ

Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.

  1. 1.Спросите у ребят, что, по их мнению, означает это слово
  2. 2.Спросите, где можно узнать значение этого слова.
  3. 3.Попросите детей привести примеры словосочетаний, содержащих это слово.

УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:

  •  «То есть ты говоришь, что…?»
  •  «Если я правильно понял, то …?»
  •  «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»

Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.

Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.

ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.

Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.

Например:

  •  «Какие чувства вызывает у тебя этот отрывок?»
  •  «Как ты относишься к этому герою?»
  •  «Что ты чувствуешь, решив эту задачу?»

ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?».Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.

ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.

Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».

При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.

Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: «Как можно применить …?», Что можно сделать из …?», «Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение учащихся выразительному чтению в среднем звене Полуэктова О.В. Учитель русского языка и литературы Спешилова В.П. Учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Приёмы, упражнения способствующие развитию у детей любви к художественному слову:

Слайд 3

Приём «Озвучь персонажа»

Слайд 4

Приём «Ассоциативный куст»

Слайд 5

Гордость Волнение Уверенность Нетерпение Азарт

Слайд 6

Прием «Логические ударения» Родина – мать , умей за нее постоять. Нет ничего на свете краше , чем Родина наша. Жить – Родине служить. Тот герой, кто за Родину горой.

Слайд 7

Прием «Логические ударения»

Слайд 8

Прием «Ромашка Блума »

Слайд 9

Памятка. Как подготовиться к выразительному чтению 1. Перечитай текст внимательно. Определи содержание, мысли, чувства, настроение и переживания героев, автора. 2. Определи своё отношение к событиям (героям, описаниям картин природы). 3. Мысленно представь себе их. 4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять (какова задача твоего чтения). 5. Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства – тон, темп чтения; пометь паузы, логические ударения. 6. Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь ещё раз, со всем ли ты согласен. Не забудь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними. 7. Прочитай текст выразительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффектиной работы по обучению учащихся оптимальному чтению

Представлен опыт работы учителя по формированию оптимального чтения учащихся начальной школы...

Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".

Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена.

Вопросы преемственности в обучении математики учащихся начальных классов и среднего звена....

НПК Способ обучения к подтягиванию для школьников среднего звена

Мы активно занимаемся национальными видами спорта, по нашей школе наблюдается, что многие из ребят совсем не умеют подтягиваться. И это не только в нашей школе, такие проблемы встречают почти во всех ...

Тема семинара "Обучение учащихся выразительному чтению в среднем звене"

Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся средних классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью вы...

Охрана здоровья учащихся на уроках в среднем звене

Охрана здоровья учащихся на уроках в среднем звене....

Анкета для родителей ( проверка успешности адаптации учащихся 5 класса к среднему звену)

Анкета предназначена для родителей учащихся 5 класса ( результаты можно использовать при анализе адаптационного периода пятиклассников)...