Доклад: «Использование ИКТ в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»
статья

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  процесс строится не столько на усвоении информации и способах её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад:   «Использование  ИКТ  в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»

                                                               Составила:  воспитатель семейной группы

 Мединская Мария Иосифовна

с. Горки 2017г

         Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы  по теме: «Использование информационно – коммуникационных технологий   в воспитательном процессе, как средства коррекции познавательных процессов на занятиях по краеведению»

            Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Необходимость использования компьютерных технологий в воспитании очевидна и неоспорима. Воспитательный  процесс строится не столько на усвоении информации и способах её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

       С целью  развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы  предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

              Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой.

       Однако эффективность использования информационных технологий во многом зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – ученик». Нельзя не отметить важность других средств и механизмов воспитательной работы, так как по большому счёту это только средство, которое должно быть адекватно основным воспитательным целям и задачам.

 Информационные технологии предоставляют возможность:

  • рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
  • сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст;
  • построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
  • вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
  • использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс;
  • интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников,
  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
  • формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; (символы государства)
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • организация эффективного информационного взаимодействия педагогов и  школьников;
  • всестороннее развитие личности ребенка;

       Воспитание в школе, целенаправленный и сложный процесс. Развитие познавательных процессов детей обучающихся в коррекционной школе является важным условием коррекционного обучения. Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками. Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.

             Сейчас каждый педагог  не мыслит свою воспитательную работу без использования ИКТ. Я  применяю компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Беру информацию на воспитательские  часы из Интернета, использую за основу различные презентации.

    С использованием Икт были проведены следующие воспитательские часы:

«Заповедные места нашего края»

«Край, в котором я живу»

«Что я возьму с собой на рыбалку»

«Писатели Севера и их вклад в процветание края»

Парк музей – «Живун»

«Мамонтёнок Люба»

Городище – «Усть Войкарское»

«Ах, эти удивительные птицы»

«Животный мир родного края»

«Жилище коренных народов»

«Растения тундры»

«Знаю и люблю свой край»

   Благодаря мультимедийным технологиям развитие  познавательных процессов проходит в интересной, увлекательной форме. Интерес школьников растёт. На таких занятиях ребята легче и быстрее усваивают  материал,  ребята с нетерпением ждут следующий воспитательский час, чтобы узнать,  что-то новое или повторить старое.

      Сейчас давайте поиграем. Эта презентация – игра к нашему занятию

« ….», вы должны будете отгадать название занятия. Перед вами ключ-подсказка.

1) Коррекционное упражнение: «Шифровальщик»

Цель: упражнение на развитие логического мышления.

2) Задание: На презентации нужно соотнести слова между собой по смыслу.

Цель: Упражнение на развитие смысловой памяти и логического мышления

3) Испытание  « По последовательности»

Цель: Упражнение на развитие памяти

На слайде 3  ряда по 3 картинки  в ряд с изображениями предметов. На каждом ряду предметы в разных расположениях.  1) Учащиеся  должны отгадать по последовательности,  какой картинки не хватает в третьем ряду.  2) Ребята должны догадаться,   какое дерево спряталось.

Хочу отметить, что эмоциональный настрой на таких уроках совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается.                                                        

               Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"

Презентация программы по коррекции познавательных процессов и представлений об окружающем у детей 6-10 лет "Дом, в котором мы живем"...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Результаты исследований показали, что используя  рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...

Развитие и коррекция познавательных процессов у детей с интеллектуальной недостаточночстью.

Данный материал содержит рекомендации и разработку занятий, которые способствуют развитию познавательных процессов удетей с интеллектуальной недостаточносью....

Проект "Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство коррекции познавательных процессов у учащихся среднего звена с ОВЗ"

Повышение профессиональной компетентности через информационные технологии как средство познавательных процессов у учащихся с ОВЗ...

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения.

Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения ...

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"

Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...