Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья

Ольга Александровна Захарова

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль трудового обучения в профессиональном самоопределении школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(О. А. Захарова  - учитель Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 20 г. Иркутска», О. В. Кучергина - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой инклюзивного образования, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Иркутской области «Институт развития образования Иркутской области»,
М. Г. Любина  – директор Государственного общеобразовательного казенного учреждения Иркутской области «Специальная (коррекционная)
школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 20 г. Иркутска»)

 Традиционно в нашей стране трудовое обучение относится к важнейшему направлению школьного образования учащихся, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии.

В разное время большой вклад в разработку теоретико-методологических аспектов трудового обучения и воспитания детей с нарушениями развития внесли выдающиеся отечественные исследователи: Н. П. Долгобородова,
Г. М. Дульнев, Б. И. Коваленко, И. Г. Еременко, X. С. Замский, В. П. Ермаков, И.С. Моргулис, М.И. Земцова, С.А. Зыков, В.А. Феоктистова, И.Ю. Левченко и др. В их исследованиях неоднократно отмечалось, что трудовое обучение оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка и коррекцию имеющихся недостатков развития, способствует профессиональному самоопределению учащихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), их подготовке к различным видам трудовой деятельности и профилактике возникновения позиции социального иждивенчества, а, следовательно, обеспечивает их максимальную самостоятельность. Особую значимость труд приобретает в условиях подготовки к самостоятельной жизни обучающихся с ОВЗ, попавших в сложные жизненные ситуации, в том числе детей и подростков, оставшихся по различным причинам без попечения родителей. Как показывает практика, на сегодняшний день достаточно большое количество выпускников данной группы характеризует позиция социального иждивенчества, потребительская позиция по отношению к окружающим людям, отсутствие ценностного отношения к результатам собственного и чужого труда.

Более пятидесяти лет Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 20
г. Иркутска» (далее – школа), являясь единственной специализированной образовательной организацией в регионе, занимается вопросами обучения, воспитания и социализации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее – НОДА), в том числе детей, имеющих статус детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

В процессе школьного обучения учащиеся привлекаются к разным видам труда, в том числе:

  • Самообслуживание. Это труд школьника, направленный на обслуживание самого себя. Самообслуживание подразумевает формирование культурно-гигиенических навыков, например, одевание – раздевание, прием пищи, умывание и другой уход за телом, своевременное и аккуратное справление физиологических нужд, подготовка рабочего места, стирка и мелкий ремонт одежды, уборка собственного рабочего места, жилища и пр. Данный вид труда реализуется посредством выполнения отдельных поручений, соблюдения режимных моментов. Формирование данных навыков предусмотрено реализацией ряда урочных и внеурочных занятий, в том числе занятий коррекционно-развивающей области.
  • Хозяйственно-бытовой труд. Это вид труда, имеющий общественную направленность на удовлетворение потребностей других школьников или взрослых. Данный вид труда реализуется посредством выполнения детьми отдельных поручений или участия в дежурстве, например, уборка помещения класса или мастерской, уборка территории школы, выполнение обязанностей дежурного по столовой, классу или спальне.
  • Труд на природе. Это вид труда, который, с одной стороны, направлен на удовлетворение физиологических и эстетических потребностей отдельного человека и (или) коллектива людей, с другой – на экологическое воспитание обучающихся. Данный вид труда реализуется посредством выполнения отдельных поручений, участия в трудовых акциях (субботники, экологические десанты, экологические марафоны и пр.), также используется на уроках предметной области «Естествознание». Труд на природе включает уход за растениями и животными, выращивание овощей, фруктов и ягод, озеленение помещений школы и пришкольного участка, выполнение обязанностей дежурного по уголку природы и пр.
  • Ручной труд. Это вид труда, приближенный по результатам и использованию материалов и инструментов к созидательному труду взрослых. Реализуется на специальных уроках ручного труда с 1 по 4 классы в рамках обязательной предметной области «Технология», где обучающиеся знакомятся со свойствами пластилина, глины, бумаги, картона, ниток, ткани, природного материала, древесины и пр., а также устройством и работой инструментов, необходимых для их обработки, например, стеков, ножниц, линеек, швейных игл, шила, наперстка и пр. На основании полученных знаний обучающиеся изготавливают предметы быта, игрушки, сувенирную продукцию, овладевают навыками конструирования. Также на уроках ручного труда происходит первичное ознакомление с профессиями взрослых. Например, при изучении тем, связанных с производством и обработкой тканей, обучающиеся знакомятся с профессиями ткачихи, закройщика, портного, швеи, модельера, продавца ткани. Большое внимание уделяется формированию навыков безопасного труда посредством ознакомления обучающихся с элементарными правилами охраны труда, использованием при выполнении трудовых операций средств индивидуальной защиты (фартуков, нарукавников, головных уборов, защитных очков). Уроки ручного труда находятся в непосредственной содержательной и организационной преемственности с уроками профильного труда, реализация которых в рамках адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата начинается с 5 класса. Одной из ведущих задач обучения школьников на уроках ручного труда является выбор направления последующего профильного труда с учетом имеющихся интересов и предпочтений, успешности освоения общетрудовых и специальных навыков, состояния здоровья.
  • Профильный труд. Это вид труда, имитирующий труд взрослых на производстве и направленный на получение учащимися первоначальной трудовой подготовки по определенному профилю трудовой деятельности, например: «Столярное дело», «Швейное дело», «Слесарное дело», «Поварское дело», «Обувное дело», «Картонажно-переплетное дело», «Сельскохозяйственный труд», «Художественный труд» и др. Любой из перечисленных профилей предусматривает формирование как общих, так и специальных, присущих данному профилю трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Он реализуется на специальных уроках профильного труда с 5 по 9 (10) классы в рамках обязательной предметной области «Технология».

Кроме того, уроки профильного труда позволяют формировать у обучающихся навыки, необходимые для решения различных житейских задач как в условиях школы-интерната, так и в дальнейшей самостоятельной жизни. Например, в части приготовления пищи, сервировки стола, хранения продуктов и кухонного инвентаря; осуществления мелкого ремонта одежды и ухода за ней; обустройства жилища в части уборки, расстановки и ремонта мебели, пошива постельного белья, его стирки; ухода за домашними животными и пр. Перечисленные навыки очень важны, так как у детей, проживающих в семьях, они формируются в ходе подражания родителям и другим членам семьи, посредством выполнения совместных дел и в дальнейшем распределения обязанностей. Поэтому на уровне школы-интерната ведется работа по переносу умений, полученных обучающимися на уроках профильного труда, в повседневную жизнь.

Особо следует отметить роль профильного труда в профессиональном самоопределении обучающихся, поэтому подробнее остановимся на вопросах профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Развитие трудовой деятельности обучающихся в школе происходит, прежде всего, в рамках учебных занятий предметной области «Технология». Условия рыночной экономики, возможность социализации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе трудовой деятельности определяют потребность в регулярном обновлении содержания предметной области «Технология», поиске эффективных методов и форм трудового обучения, совершенствовании материально-технических условий и пр.

Однако у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата существует ряд типичных патопсихологических и патофизических нарушений, препятствующих эффективному трудовому обучению, к которым относятся:

  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • наличие помимо двигательных нарушений сопутствующих патологий в виде нарушений зрения и (или) слуха, задержки психического развития или умственной отсталости, нарушений эмоционально-волевой сферы и пр.;
  • нарушения восприятия (неточность и слабость дифференцировки ощущений);
  • нарушения внимания (сужение объема, малая устойчивость, замедленность переключения);
  • нарушения памяти (с трудом формируется произвольность запоминания и логическое опосредованное запоминание);
  • нарушения речи (устной и письменной);
  • нарушения мышления (мыслительные операции обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях выделения существенных признаков и их дифференциации от несущественных, установлении последовательности действий);
  • нарушения эмоционально-волевой сферы (неадекватная самооценка, с трудом происходит формирование нравственных чувств, усвоение норм общепринятого поведения, высокая конфликтность, проявления агрессии).

Указанные нарушения, а также необходимость подготовки к будущей самостоятельной жизни воспитанников должны учитываться при определении содержания образования данной категории школьников, в которой ведущее место отводится трудовому воспитанию и обучению. С нашей точки зрения, труд – это сознательная активность человека, направленная на получение конкретного результата посредством преобразования объектов окружающего мира. Целью любого труда является удовлетворение потребностей человека или группы людей разного характера, например, физиологических, гигиенических, эстетических, интеллектуальных и пр. Процесс физического труда, каждое движение человека дает наглядный, ощутимый результат, поэтому труд является ведущим средством психофизического развития, коррекции имеющихся нарушений и социализации учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Проведенный анализ научных исследований (Л.С. Выготского,
Г.Е. Сухаревой, С.Я. Рубинштейн, А. Р. Лурия, М.С. Певзнер, С.Л. Мирского, Г.Н. Мерсияновой, Г.М. Дульнева, В. Т. Хохриной, И. Ю. Левченко и др.),
а также опыт многолетней педагогической практики, сложившейся в школе, позволяют утверждать, что профессиональное самоопределение подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет специфику, которая тесно связана с уровнем социальных представлений. Основная проблема заключается не в отсутствии условий для получения профессионального образования, а в отсутствии у большинства подростков и молодых людей мотивации на получение профессии и дальнейшую самостоятельную трудовую деятельность.

В профессиональном самоопределении ведущая роль принадлежит направленности личности, под которой понимается характеристика основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека.

Работа по профессиональному самоопределению детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата должна быть направлена на формирование представлений о профессиях, доступных этой группе лиц, и в этой работе одно из ведущих мест отводится наставничеству.

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков и ценностей через неформальное партнерское общение между ребенком и взрослым, основанное на доверии и личном примере.

При определении направлений и содержания работы по профессиональному самоопределению данной группы обучающихся необходимо учитывать региональный фактор. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарат относятся к маломобильным группам населения, поэтому ведут оседлый образ жизни, мало мигрируют, как правило, остаются жить там, где получили общее и (или) профессиональное образование.
Поэтому очень важно формировать у обучающегося мотивацию к овладению профессией, востребованной на региональном и (или) муниципальном рынках труда.

В школе с целью проведения профессионального самоопределения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются различные формы наставничества. И одной из самых эффективных форм являются встречи с выпускниками школы, ставшими успешными в профессиональном плане. Эти встречи проходят в разном формате, в том числе посредством проведения экскурсий на предприятии и мастерские. Прежде всего, старшие товарищи рассказывают о ряде существующих ограничений в выборе профессией, необходимости осознании собственных возможностей. Например, людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо исключить:

  • профессии, требующие двигательной мобильности, интенсивных физических нагрузок, а также усугубляющие имеющиеся заболевания, например, связанные с перепадом температур, длительным переносом тяжестей, ненормированным рабочим днем (курьер, военнослужащий, спасатель, моряк, летчик, космонавт, спортсмен, промышленный альпинист, монтажник, сварщик, сталевар, водитель и др.);
  • профессии, требующие развитых коммуникативных способностей
    (продавец, журналист, писатель, педагог, переводчик и др.).

В настоящее время одним из доступных профилей труда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата является «Швейное дело». И среди выпускников школы немало ребят, продолживших обучение по данному профилю в профессиональных образовательных организациях региона, получивших профессии портного, швеи-мотористки, оператора швейного оборудования, закройщика, технолога швейного производства. После окончания профессионального обучения выпускники работают в ателье и на дому, на швейной фабрике «Узоры» (г. Иркутск) и других предприятиях, продолжая повышать свой профессиональное мастерство.

Чтобы добиться хороших успехов в изучении швейного дела, необходимо развивать у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата внутреннюю мотивацию к обучению. Продуманное оформление школьной швейной мастерской, включающее стенды с поделками, методическую литературу, модные печатные издания по рукоделию, образцы швейных изделий, оборудованные современной техникой рабочие места, доступные дидактические материалы, имеют большое значение для успеха обучения.

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019 году в школу поступило новое современное, качественное оборудование, адаптированное для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, были подобраны швейные машины с возможностью регулирования скорости шитья, безопасным челночным устройством, с приспособлением для автоматической заправки нити.

Столы в мастерской с откидной столешницей для расширения рабочего места, столы и стулья регулируются по высоте для удобной посадки. Промышленная и специальная машина «bratherinnovis» для обучения девочек машинной вышивке. Данные машины помимо вышивки включают в себя и функции швейной техники, поэтому открывают широкие возможности для творчества, изготовления различной швейной продукции. C:\Users\Учитель\Desktop\Документы\ФОТО\Фото Интернат\Я. Праздники Труда. Поделки\DSC00464.JPG

Также поступил демонстрационный материал по изготовлению и обработке швейных изделий, который помогает учащимся легче освоить новые виды работ.

Учащиеся с большим интересом и желанием работают на новых бытовых и промышленной швейных машинах, осваивают вышивальную машину, парогенератор. Работа на новом оборудовании позволяет более качественно и эффективно выполнять различные изделия в рамках изучаемых программ, а также готовить ребятам конкурсные изделия.

Итогом проделанной работы являются ежегодные школьные и городские выставки по декоративно-прикладному искусству (творчеству) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Наши обучающиеся участвуют в областных конкурсах декоративно-прикладного творчества, дизайна и швейного дела «Творческая радуга», конкурсе по моделированию и конструированию «Золотых дел мастер» и пр. На уровне школы в конце учебного года проводится тематическая неделя трудового обучения, где организуются конкурсы и выступления обучающихся с защитой своих проектов.

Освоение швейного дела не только способствует профессиональному самоопределению выпускников из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, формированию у них мотивации к получению доступной профессии, но и их подготовки к самостоятельной жизни в части самообслуживания, благоустройства своего жилища!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

"Подготовка выпускников колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни"

Статья об организации работы социальной службы колледжа в рамках подготовки учащихся выпускных групп из числа детей-сирот и дтей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятелльной жизни и трудово...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Проблемы сопровождения студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими совершеннолетия

Доклад на семинар "Оценка социальных навыков студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который был проведен 25.02.2021 на базе ГБПОУ "Байкальский колл...