"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
учебно-методический материал

        Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А также, тем фактом,  что многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_variant_opyt.docx86.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши Челябинской области

Развитие музыкально-творческих способностей детей  старшего дошкольного возраста

средствами музыкального фольклора

Выполнила: Акмулина Татьяна Юрьевна

Музыкальный руководитель

МКДОУ № 17 г. Аши 

2019г.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Роль  музыкального фольклора в  развитии дошкольника…………...5

2. Характеристика музыкально-творческих способностей детей

    старшего дошкольного возраста………………………………………..7

    3. Организация и руководство процесса развития музыкальных

        способностей старших дошкольников………………………………....12

   4. Динамика развития музыкальных способностей детей старшего

         дошкольного возраста………………………………………………….19

Заключение…………………………………………………………………….21

Список литературы …………………………………………………………..22

Приложение……………………………………………………………………23

Введение

      В последнее время обращение к народным истокам, фольклорному искусству стало предметом пристального внимания не только преподавателей школ, но и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержание и совершенной формой. Истоки этого творчества уходят своими корнями в далекую древность. Многочисленные жанры фольклора – предания, былины, сказки, песни и так далее повторялись, переходя из уст в уста, из поколения в поколение.

    Каждый ребенок неповторим, обладает только ему свойственными индивидуальными чертами и особенностями, склонностями, интересами и способностями. И наша задача - научить детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие.

        Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А также, тем фактом,  что многие современные дети растут на примитивных музыкальных “шедеврах”, единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии звуков. Это создает обстановку духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию.

      В то же время детский музыкальный фольклор несет в себе огромный воспитательный потенциал, отвечая таким принципам педагогики, как доступность, культуросообразность.

      Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы опыта: «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора».

   

     Цель:   повысить уровень музыкально-творческих способностей старших    

                  дошкольников средствами музыкального фольклора.

     Задачи:

1. Знакомить детей с разнообразием и особенностями русского музыкального фольклора, развивать интерес к нему.

2.  Развивать у детей старшего дошкольного возраста музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие навыки средствами музыкального фольклора.

3.  Расширять  знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

Работу по развитию музыкальных способностей старших дошкольников распределила на три этапа:  

   Этапы работы:

    I этап – начальный (сентябрь 2018 учебного года) - обнаружение проблемы, изучение теоретического и практического материала, подбор диагностических методик, проведение первичной диагностики.

        II этап – основной  (октябрь 2018  года -  по апрель  2019 года – организация образовательной работы по развитию музыкально-творческих способностей  старших дошкольников средствами музыкального фольклора.    

        III этап – заключительный  (май 2019 года) – в этот период производился анализ результативности проведенной работы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора.

  1. Роль  музыкального фольклора в  развитии дошкольника

Фольклор (в переводе с английского – «народная мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства.

         К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее).  Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде.

       В настоящее время увлечение фольклором не случайно и не дань моде, «но естественное стремление добраться до своих корней, чтобы заглянуть в неведомое, надвигающееся». Корней общих, неведомыми историческими путями преподававшихся от народа к народу, от цивилизации к цивилизации. «Развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного… в воспитании музыкального вкуса народно – песенная классика может сыграть крупнейшую роль»

      Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

      Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Народная музыка органично вплеталась в человеческую жизнь с рождения ребенка. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Но с течением времени жизненный уклад людей кардинально изменился, и, как результат, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

 Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом.  Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

  1. Характеристика музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

  С целью определения уровня развития музыкально - творческих способностей детей старшей возрастной группы, в сентябре 2015 г. была  проведена диагностика дошкольников детского сада. Для исследования была использована методика Б.М. Теплова. Данная методика позволяет фиксировать значимые проявления музыкально-творческих способностей и уровни развития музыкальных способностей средствами народной музыки. (Таблица 1.).                                                    

                                                                                                          Таблица 1.

Диагностика музыкальных способностей

(автор Б.М. Теплов)

 Задачи диагностики:

1) выявить уровень знаний детей о русской народной музыке, о видах музыкальных инструментов;

2) выявить возможности детей творчески проявить себя при исполнении фольклорных произведений;

3) проверить возможность различения детьми выразительных особенностей фольклорной музыки.

Уровни развития музыкальных способностей в музыкальной деятельности средствами народной музыки. 

Компоненты познавательной активности

Уровни

Поисково-творческий

(высокий)

Инициативно-исполнительский

(средний)

Подражательно-исполнительский

(низкий)

1.

2.

3.

4.

1. Интерес к музыкальной деятельности

Устойчивый, длительный

Неустойчивый, при неудачах падает

Ситуативный, эпизодический или отсутствует

2. Музыкальные умения и навыки

Высокий уровень владения

Средний уровень владения

Сформированы недостаточно

3. Инициатив-ность и самостоятель-ность

Инициативно использует музыкальный опыт.

 Самостоятельно выбирает адекватные знаниям выразительно-музыкальные средства реализации замысла.

- Проявляет настойчивость в реализации замысла, доводит начатое дело до конца: минимально обращается за помощью.

Периодически проявляет инициативу, но при трудностях устраняется от деятельности.

- При незначительной помощи находит выразительно-музыкальные средства реализации замысла, наблюдаются элементы подражания.

- Доводит начатое дело до конца, но возможно упрощение замысла, недостаточно обдумывает ход выполнения задания, поэтому обращается за помощью.

Инициативу не проявляет.

- В выборе выразительных средств полностью зависит от взрослого или сверстника, способы создания музыкального образа копирует.

- Работу доводит до конца только при помощи взрослого, нуждается в постоянном контроле.

 

Для решения задач были предложены следующие задания:

Вопросы к детям:

1.Какие народные праздники вы отмечаете в детском саду?

2.Какие произведения народной музыки вы на них исполняете?

3.Любите ли вы играть в народные игры, исполнять русские пляски, хороводы?

 4.Какие вам особенно нравятся из них и почему?

           Задание № 1.

Цель: Выявить объем знаний старших дошкольников о русской народной музыке, интереса к ней

Ход: Предложить детям прослушать пять русских народных песен («Ах вы, сени», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», «Светит месяц»,«Пойду ль я» ) и назвать их.

          Задание №2

 Цель: выявить знания и представления детей о различных видах музыкальных инструментов.

Ход: испытуемый (каждый по очереди) подходит к столу, на котором лежат все уже знакомые детям музыкальные инструменты, и становится спиной к группе. Кто-либо из детей (тоже по очереди) на выбранном заранее инструменте, который находится у него, исполняет ритмический рисунок или попевку из двух-трех звуков (известных испытуемому). Испытуемый должен выбрать только что прозвучавший инструмент из лежащих перед ним и повторить то, что ему сыграли (или - проще - хотя бы назвать и показать прозвучавший инструмент).

Задание №3.

Цель: выявить умение импровизировать на детских музыкальных инструментах.

Ход: Детям предлагается разыграть музыкальную картинку «Гроза». По ходу детям задаются вопрос: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте лучше изобразить капельки дождя» и т.п.

Задание №4.

Цель: выявить умение детей создавать аккомпанемент к простенькой попевке, песне или танцу (например, к русской народной прибаутке «Ладушки»).

Ход: После того, как мелодия со словами выучена, дети придумывают ритмическое сопровождение. Мелодию играет педагог.

Задание №5.

Цель: выявить умение детей использовать знакомые музыкальные инструменты в соответствии с характером музыки, ее выразительными особенностями,

Ход: Детям предлагаются знакомые фольклорные произведения разные по характеру: танец, песня, частушка. Дети подбирают соответствующие музыкальные инструменты и подыгрывают. 2—и вариант: детям предлагаются незнакомые произведения.

Задание № 6.

Цель: выявить легкость и быстроту усвоения музыкальной деятельности.

Ход: Детям предлагается сочинить мелодии конца в потешках: «Как у нашего кота шубка очень хороша, как у котика усы удивительной красы», «В погреб лезет Жучка, с нею кот, если в небе тучка - дождь идет»

Задание №7

Цель: изучаем особенности развития у дошкольников навыков движений необходимых для ритмической и танцевальной деятельности.

Ход: Предложить детям изобразить сказочного героя. Затем предложить  самостоятельно сымпровизировать под музыку, выбрав для передачи образа подходящие движения и позы, жесты и мимику, объединив их в небольшой танец.

Задание №8

Цель: выявить умение сочетание пения с движением при инсценировании детьми фольклорного репертуара.

Ход: Под распевное исполнение попевки «Скок-поскок» легко. Свободно, ритмично двигаться, изображая птичку.

Задание №9

Цель: Выявить умение детей придумывать игровой сюжет на текст попевки «Две тетери».

Ход: Предложить детям придумать игру на русскую народную попевку «Две тетери».

      В ходе мониторинга проведенного в сентябре 2018 года по определению исходного уровня музыкально-творческих способностей старших дошкольников  было выявлено:  18% детей с высоким уровнем, 44% детей находились на среднем уровне, 38% — на низком уровне (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Уровень музыкально-творческих способностей старших дошкольников          

Полученные данные позволили констатировать тот факт, что традиционное обучение в полной мере не обеспечивает полное  развитие музыкального творчества детей. Следовательно, нужны такие технологии, а также создание дополнительных  условий, которые смогли бы активизировать музыкально – творческие способности дошкольников для их развития.

  1. Организация и руководство процесса развития музыкальных способностей старших дошкольников.

         После проведенной диагностики, была проведена работа по следующим направлениям:

  1. Изучена теоретическая и методическая литература по данной проблеме.
  2. Учитывая требования ФГОС к качественным показателям выпускника ДОУ (социально адаптированный),  был составлен перспективный план работы с включением причисляемых к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания (Приложение 1.).
  3. Подобран музыкальный фольклорный репертуар. Основной принцип подбора репертуара — разнообразие, соответствие возрасту и вокальным возможностям дошкольников. При подборе  учитывался региональный компонент.
  4. Подобраны музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма. (Приложение № 2.)
  5. Составлена картотека народных  игр,  используемых для развития музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
  6. Подобраны музыкально-творческие задания (Приложение № 3.)  

Задания подбирались с учетом накопленного фольклорного опыта  у дошкольников, их индивидуальных особенностей, их желания проявить себя в той или иной музыкальной деятельности.

  1. Организована  музыкальная предметно-развивающая среда и условия для развития музыкально-творческих способностей дошкольников (мини-музей «Русская изба»,  в группах имеются комплекты народных музыкальных  инструментов,  изделия народных промыслов, литература с образцами устного народного творчества).

   Таким образом, были созданы условия для осознанной систематической деятельности и комплексному использованию русского музыкального фольклора по развитию музыкально-творческих  способностей дошкольников.

На втором этапе была проведена работа по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами  музыкального фольклорного материала.

Основной формой работы были фольклорные занятия, цель которых формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкально-творческих способностей детей через различные формы музыкального фольклора.

Первое знакомство детей с музыкальным фольклором начинала с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, песенок-небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе и в быту. А через посредство простых попевок, произведений детского фольклора, а  потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок, по мере подрастания, дети готовились  к исполнению более сложных произведений песенного  репертуара: игровых, шуточных, лирических песен.  

Музыкальные занятия проводились в интересной, увлекательной форме, каждый ребенок принимал непосредственное участие во всех видах деятельности, предложенных на занятии. Содержание и форма проведения каждого занятия продумывалось так, чтобы максимально решать поставленные задачи: образовательные, воспитательные и развивающие.      

В работе по обучению детей сольному, ансамблевому и хоровому народному  пению учила преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора. Развивала основные певческие навыки: правильное, естественное дыхание, гибкое и подвижное звуковедение. Добивалась напевности за счет протяжного пения детьми гласных звуков («а», «о», «у», «и», «э»). Например: при пении песни «Котенька-коток» использовала следующий прием: «Давайте позовем котика, чтобы он услышал». Для  овладения детьми навыка легкого, подвижного пения использовала прием, построенный на имитации игры на народном инструменте: «поиграем на дудочке – ду-ду-ду», «Покажите, как звенит колокольчик – динь-динь-динь» и.т.д. Таким образом, у детей развивалось умение произвольно менять характер звучания.      

Проводила работу над отчетливой и выразительной дикцией, над точным интонированием с музыкальным сопровождением и без него. Навыки пения прививала постепенно, по известному принципу – от простого к сложному.

       Дети очень любят слушать народные колыбельные песни. Слушание и пение колыбельных  имеет большое значение в музыкальном воспитанием, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики. С этой целью включала фонограммы лучших образцов русских колыбельных песен перед дневным сном. Тихое, напевное звучание успокаивает детей, вызывая у них положительные эмоции.

На музыкальных занятиях знакомила детей с движениями русской пляски (хороводным, топающим, переменным шагом, шагом с притопом, ковырялочкой, присядкой и другими элементами). После того, как дети осваивали танцевальные движения, включала их в пляски «Самовар», «Плясовая», «Русская зима» и др.

Работая с детьми над музыкально-ритмическими движениями, постоянно обращалась к русским народным мелодиям, например: «Из-под дуба», «Ах вы сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты берёза», «Я на горку шла», «Я рассею своё горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность собственного исполнения доставляют дошкольникам настоящую радость.

Кроме плясок, разучивала игры с пением, хороводы, и потешки с движением.  Короткий текст потешки легко усваивался детьми. Яркий образ и динамичность вызывало у детей желание двигаться. Эти игры и потешки дети легко переносили в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Ладушки-ладошки», «Барашеньки-крутороженьки», «Петушок-проказник».

      Во время непосредственно-образовательной деятельности использовала такие образовательные технологии, как пальчиковая гимнастика, ритмические игры, игровой массаж, развивающие музыкально-дидактические игры. В своей работе делала особый акцент на пальчиковые игры, такие как: «Ай-та-та, та-та», «Наша-то хозяюшка», «Утро настало».

Использовала  игровой массаж на материале музыкального фольклора: « Был у зайки огород», «Хорошая дорога».

В нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещетки, румба, бубенцы, бубны, кастаньеты, коробочка и др.), которые я использовала постоянно. Дети знакомились с историей их создания, обучались простейшим приемам игры на них, развивали чувство ритма.

            В своей работе использовала следующие методические приемы, Использовала их комплексно в разных видах  музыкальной деятельности (Таблица 2.)

Таблица 2.

Методические приемы

        

Метод

Методические приемы

Характеристика метода

Наглядный и наглядно-слуховой

- Показ:  картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, видео материала.

- Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.

Создаёт положительный эмоциональный настрой, ускоряет процесс достижения положительных результатов. Необходимо выявить, понятен ли он детям, понравился или нет и почему, а может и помочь разобраться в увиденном.

Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний. 

Словесный

-Образный короткий рассказ о музыкальном произведении

-Беседа.

- Пояснение.

Активизирует восприятие познавательной активности, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление.

Метод стимулирования и мотивации

-Создание ситуации успеха или проблемной ситуации

-Соревнование

-Познавательная игра

-Эмоциональное воздействие

Является стимулом к творчеству,  к активной деятельности.

Игровой

- Музыкально - дидактические игры на развитие музыкальных способностей.

- Творческие задания.

Этот метод облегчает процесс запоминания и освоения фольклорного материала, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения и музыкально-творческих способностей ребенка. В основе  игровой музыкально-творческой деятельности  детей лежит личностно-ориентированное  общение, эмоционально-положительный тонус, содружество, сотворчество.

Репродуктивный

-Повторение усвоенного

-Выбор из предложенного

Этот метод предполагает активное восприятие и запоминание. Содержит элементы проблемности.

Эмпатии (вживания)

-Эмитация

-Подражание

Этот метод означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой.

Практический

-Показ

-Пение с движением

-Импровизация в различных видах музыкальной деятельности

-Инсценирование

Практические методы обучения используют для формирования навыков и умений, углубления знаний.

   

    Данные методы способствовали формированию творческой личности. Дети учились проявлять инициативу, учились мыслить творчески, нестандартно. Дали волю воображению и фантазии.

       С целью приобщения детей к истокам русской народной культуры в детском саду проводились  праздники и развлечения.

      Цель  фольклорных праздников:

  1. Создать зону психологического комфорта.
  2. Развить творческие способности детей.
  3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
  4. Приобщить к народным традициям.

       Календарные праздники – это не только своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Фольклорные праздники – возможность для детей проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне, без лишних физических и психологических нагрузок.

Для нашего детского сада стало традиционным проведение обрядового праздника «Масленица». Масленица – самый веселый и раздольный праздник, несущий в себе атмосферу радости. Вот где происходит эмоциональное раскрепощение детей в процессе участия в народных подвижных играх: «Дударь», «Бояре», «Месим тесто» и бытовых танцах «Во саду ли в огороде», «Полянка». Торжественный финал праздника – угощение праздничными блинами под исполнение русской народной песни «Блины» вызывает у ребят бурю положительных эмоций.

      Праздники создают духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Причем, развитие музыкально-творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.

     Работу по успешной реализации поставленных задач трудно было бы осуществлять без взаимодействия всех специалистов и педагогов, ведущих непосредственную работу с детьми. Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность действий.

       С этой целью проводились:

- консультация: «Влияние фольклора на развитие художественно-творческих способностей детей» (Приложение № 4),

- семинар-практикум : «Музыкальные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста» (Приложение 5.)

-подбор тематического фольклорного материала на режимные моменты (Приложение № 6.)

-совместные праздники и развлечения:  праздник: «Наш дом – Южный Урал» (Приложение №  7.), вечер хороводных игр «Капустница», вечер игр «Матушка с ярмарки пришла», святые вечера «Лесные колядовщики», «Масленица».

К проведению фольклорного праздника «Святки на Южном Урале» готовились все. Воспитанники с воспитателями знакомились с традициями русского народа, рассматривали иллюстрации с колядующими. На музыкальных занятиях разучивали колядки и колядные песни, стихотворения.

Взаимодействие с семьей:

     Успешное развитие детей в ДОУ невозможно без помощи активного участия и помощи родителей. Привлечение родителей к решению поставленных задач осуществляла следующим образом:

  - проводились беседы, консультации;

 - проведен мастер-класс «Изготовление шумовых инструментов» (Приложение № 8.)

  - организованы  просмотры и участие родителей  в фольклорных праздниках:  «Святки на Южном Урале» (Приложение 9.), инсценировка музыкальной сказки «Репка».

  - оформлен и пополняется информацией уголок для родителей «Музыкальная палитра»;

  - привлечены родители к изготовлению костюмов, атрибутов для праздников и развлечений,  непосредственное участие их в этих мероприятиях.

 Таким образом, разнообразие форм и методов, а так же систематическая, планомерная работа по развитию музыкально-творческих способностей, тесная связь специалистов и родителей способствовали развитию мышления, творческого воображения и творческого проявления старших дошкольников.

4.  Динамика развития музыкальных способностей детей старшего

дошкольного возраста

       Для определения эффективности работы по развитию музыкально-творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора была проведена  повторная диагностика (май 2019 г.)                                                                                            

         В ходе проведения диагностики выявилась положительная динамика в показателях, о чем свидетельствуют данные в сравнительном анализе (Диаграмма 2)

Диаграмма 2.

Сравнительная диаграмма уровней развития музыкально-творческих способностей у старших дошкольников за период    

с сентября 2018г. по май 2019г.

Отследив результаты работы, проанализировав результаты диагностики: сентябрь 2018г. (высокий-18%, средний-44%, низкий-38%); и май 2019г. (высокий-25%, средний-50%, низкий-25%) эксперимента, увидела положительную динамику.

          На протяжении учебного периода у детей повысился уровень музыкально-творческих способностей, улучшилось как физическое, так и психическое состояние.

Хорошо развились основные компоненты музыкальности (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная  память, творческие способности).  Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение. Без особого труда различать разные тембры и давать  им образную характеристику.

У детей есть опыт работы с ритмическими заданиями, что дает возможность более качественного музицирования. Могут образно воспринимать и исполнять с достаточной точностью интонацию, ритмический рисунок, характер и образ музыкального произведения.

Результаты диагностики показали также достаточно широкий запас знаний детей о русских народных праздниках, традициях, быте, музыкальном и поэтическом фольклоре, о разных жанрах вокальной и инструментальной русской народной музыки и народных инструментах.

Заключение.

     В заключении хотелось бы сказать, что целенаправленная, систематическая и последовательная работа в данном направлении приводит к тому, что дети  не только знакомятся с фольклором, но и любят его, используют в своей жизни. Они стали активнее, эмоциональнее, у воспитанников расширились представления об окружающей действительности, о народном быте, повысился интерес к музыкальному фольклору.

       Ребята лучше, чем раньше поют русские народные песни, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительны, а это значит – развились музыкальная память, слух, чувство ритма.

       Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют потешки, заклички, частушки, с удовольствием играют на шумовых и музыкальных инструментах.  

       Можно с уверенностью сказать, что музыкальный фольклор является средством развития музыкально-творческих способностей дошкольников.

 

Список литературы:

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.И.Буренина  –2-е изд., испр и доп. - СПб: ЛОИРО, 2010. – 210с.

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский - М., 1991. - 93с.

3.Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский.  - М., 1986.-256с.

5.Жиров М.С., Азбука русского фольклора в дошкольных образовательных и досуговых учреждениях: программа / М.С.Жиров., Жирова О.Я. – Белгород. 2000

6.Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа. учебно-методическое пособие / О.Л.Князева, М.Д.Маханева  - 2-е издание, переработанное и дополненное - СПб: «Детство-Пресс», 1999-304с.

7.Народные игры и игрушки. //Ред. Симако -Спб., 2005.

8.Науменко Г.М.  Фольклорный праздник в детском саду и школе: песни, игры, загадки, театрализованные представления в авторской записи, нотной расшифровке и редакции / Г.М.Науменко – М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000-224с.

9. Тарасова К.В. Музыкальность и составляющие её музыкальные способности / К.В.Тарасова  //Музыкальный руководитель.- 2009.- №5.

10.Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста /А.Н.Зимина-М., «Владос», 2000.

11.Куприянова Л.Л. Русский фольклор: пособие для учителя музыки / Л.Л.Куприянова -М., 1998-48с.

 12.Информационный издательский центр «Оливье» (для музыкальных руководителей) подписка: ait-olive@mail.ru

           13. http://www.scienceforum.ru/2013/120/1745

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста»

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношен...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора

Огромная роль в воспитании положительных эмоций должна отводится народной культуре. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. В процессе радостной ра...

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"

Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста  средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...

«Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»

laquo;Развитие музыкально-творческих способностей младших школьников средствами музыкально-игровой драматизации»...

«Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

laquo;Музыкальныйфольклор, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».           В наше время повсеместно наблюдается процесс оскуде...