Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения по реализации задач воспитания и образования воспитанников, имеющих особенности здоровья
методическая разработка

Задумина Наталия Александровна

Взаимодействие музыкального руководителя и педагогов учреждения в работе с воспитанниками, имеющими особенности здоровья

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     В нашем учреждении воспитываются дети-сироты и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию с младенчества до 23 летнего возраста. Реализация общеразвивающих программ и организация культурно-массовой работы с такими детьми имеет свои особенности, так как развитие детей-сирот отличается от детей из семьи соответствующего возраста.

                      Такие дети часто имеют:

-задержку психического развития и снижение познавательной активности;

-несформированность базовых мыслительных операций (сравнение, классификация, выделение существенных признаков и др.) и общеучебных умений (понимание учебной задачи, алгоритма решения, умения прочитать условие, сформировать правильные выводы, объяснить результат);

-недостаточные знания об окружающем мире, пробелы в базовых знаниях, умениях и навыках, неумение создавать мысленную модель своего поведения во внутреннем плане действий.

                 В большинстве случаев эмоционально-волевая сфера ребенка отличатся:

-негативным восприятием взрослого человека, сложившимся вследствие переноса ребенком неблагополучных отношений с родителями, несправившихся с выполнением родительских обязанностей, на фигуру любого взрослого. Кроме того, у ребенка, как правило, уже есть негативный опыт общения с педагогами в школе и опыт неуспеха в учебной деятельности;

-сопротивлением обучению и воспитанию как ответ на неуспех в школьном обучении, невозможность соответствовать требованиям школьной успеваемости;

-отсутствием положительной мотивации к обучению;

-отсутствием навыков волевого регулирования поведения, отсутствие продуктивных моделей поведения.

В социальном развитии также имеются следующие трудности:

-несформированность дальних перспектив собственного развития и способности жизненного планирования;

-проба социальных ролей и профессиональное самоопределение характеризуется шаблонностью;

-несформированность ценностных установок или асоциальные ценностые установки, опора на негативный жизненный опыт, неприятие ценностного опыта других;

-иждивенческая позиция, несформированность позиции субьекта (отсутствие ощущуния себя как источника значимых преобразований обстоятельств собственной жизни, источника самопроектирования).

-замкнутость внутри социальной группы и демонстративное противопоставлен е своей социальной группы с ее непродуктивными ценностными установками остальному обществу;

-неадекватная оценка собственных возможностей вследствие недостаточно развитой рефлексии и недостатка позитивного опыта общения со взрослыми и детьми.

                   Все перечисленные особенности могут быть компенсированы только комплексной воспитательной работой всего педагогического коллектива. Одним из направлений работы является организация культурно- массовой работы.

                    Культурно- массовая работа в нашем учреждении организована по следующим направлениям:

-массовые праздники, мероприятия, игры, развлечения;

-художественное творчество (занятия музыкой, вокалом, хореографией, живописью, литературная и театральная деятельность)

-декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, резьба, выжигание, кулинарное творчество) и техническое творчество (конструирование, фото и видео искусство)

-спорт и туризм

-посещение концертов, выставок, музеев, специально организованных программ, просмотр фильмов и онлайн проектов.

                    Каждое направление деятельности педагогов в той или иной степени решает поставленные задачи:

                     На занятиях с педагогами дополнительного образования музыкой, танцами, пением, рисованием, кулинарией, ручным трудом, спортом, дети развиваются интеллектуально и эмоционально, формируются навыки саморегуляции, правильного поведения, общения, сопереживание, ответственность за порученное дело, за свои поступки.

                    На занятиях, играх и тренингах с психологом создается здоровый социальный опыт, строятся перспективы развития.

                    Участие в спортивных мероприятиях и подвижных программах  оздоравливает, дает заряд бодрости.    

                     При посещении музеев, выставок дети познают мир культурных ценностей, расширяют границы духовного мира.

                     На экскурсиях, мастер-классах и стажировках формируется профессиональное самоопределение.    

                     Участие в самоуправлении, организации творческих дел позволяет освоить опыт принятия ответственности, опят инициативного действия.    

                     Музыкальные занятия и подготовка к праздникам и мероприятиям оказывает влияние на общее развитие ребенка (интеллектуальное, физическое, нравственное, развивает эмоциональную сферу и воображение, музыкально-сенсорные способности, расширяет представления об окружающем мире, формирует познавательный интерес, позволяет самореализовываться и саморазвиваться).

                     Выступление на праздниках и успешное участие в конкурсах и фестивалях формирует опыт успеха и общественного признания, и этот опыт может быть перенесен в другие сферы деятельности.

                     Являясь музыкальным руководителем, остановлюсь на следующем направлении – подготовка и проведение праздников и развлечений, которые не только доставляют большое удовольствие, но и предоставляют возможность общаться, весело провести время, снять психологическое переутомление, насытить эмоциями, удовлетворить культурные потребности и потребность в творческом развитии.

                     При организации досуга для детей с особенностями здоровья, учитываю потребности всех участников, их пожелания (проводится устный опрос, анкетирование), образовательные потребности детей. Для успешной реализации задач работаем в тесной взаимосвязи со специалистами, педагогами, совместно строим цели и задачи в отношении конкретного ребенка, обсуждаем возможности и особенности, процесс его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.

                    Так помимо консультаций психолога, социального педагога, действенным аспектом работы является тесная взаимосвязь с хореографом учреждения по подготовке и проведению мероприятий различной формы организации:

-праздники (День Победы, День Защиты детей, Новогодний праздник)

-концерты (эта форма используется при проведении мероприятий, посвященных 8 марта, Дню учителя)

-спектакли (при подготовке к конкурсам, развлечениям, праздникам)

-игровые, конкурсные  программы

                      При подготовке этих мероприятий совместно и распределяя подготовительный материал, каждый ребенок получает возможность показать свои достижения наилучшим образом. Мероприятия заиграли новыми красками, улучшилось качество исполнения, что доставляет удовольствие и самим исполнителям и зрителям. Все это дает больше возможностей для самореализации и саморазвития воспитанников.    

                         Различные нарушения речи имеются у воспитанников не только младшего, но и среднего и старшего возраста. Работая в тесном контакте с логопедом и дефектологом, на музыкальных занятиях планировала работу так, чтобы  помочь исправлению имеющихся речевых нарушений. На первых этапах работы, пока недостатки очень заметны, старюсь доступным материалом нивелировать это - подбираю песни с несложным текстом, звукоподражаниями, распеваниями на гласных. По мере улучшения речи, увеличения словаря песенный репертуар усложняю.   Занятия пением способствует развитию чистоты и силы голоса, воспитывает плавность речи, снимают напряжение дыхательного и артикуляционного аппарата, голосовых связок. Исполнение попевок, скороговорок, прибауток способствует развитию артикуляции. У детей с нарушениями речевое развитие идет в индивидуальном темпе, поэтому много времени отвожу индивидуальной работе.   Исполнение несложных ансамблевых песен плавного, напевного характера очень полезно для заикающихся детей, способствует исправлению дефекта и дает возможность поучаствовать в концертной программе тем, кто не может рассказать стихотворение, исполнить роль в спектакле, сценке.

                       Как правило, у детей с нарушениями, наблюдается напряжение мышечного тонуса, сутулость, плохая координация движений. На занятиях для таких детей подбираю упражнения, помогающие почувствовать напряжение и расслабление мышц (тряпочные, деревянные куклы, веревочки, штанга, сосулька и т.п.),

разные виды движений,

счетные игровые задания (  Раз, два – выше голова (маршировать)

                                          Три, четыре – руки шире (руки в стороны)

                                          Пять, шесть – тихо сесть).

                       Для создания хорошего  настроения, поддержания интереса к происходящему, при проведении спортивных праздников, эстафет неоднократно подбирала музыку к мероприятиям, проводимым инструктором по спортивным мероприятиям учреждения. Веселая, бодрая музыка, украшает спортивное мероприятие, а эстафеты добавляют динамики в праздник. Так, совместно с инструктором по спортивным мероприятиям, неоднократно проводился праздник, посвященный 23 февраля. После торжественной поздравительной части с песнями, стихами, танцами и сценками, блок спортивных игр или эстафет (конкурсы для мальчиков «в походе», соревнования команд педагогов-мужчин и старших воспитанников и т.п.) очень интересен и зрителям и участникам.

                     Совместная работа со специалистами учреждения позволяет:       -Эффективнее проводить коррекционную помощь 

Ребенок, как правило, быстро адаптируется в социальной среде, однако требуется организация поддерживающего пространства и специального сопровождения.

                      У Паши хорошая интонация, но есть речевые нарушения. На занятиях с логопедом ребенок старается, но выходя из кабинета, забывает правильное звукопроизношение, не хочет утруждать себя. Для того чтобы представить красиво  и ярко вокальный номер, нужно правильное произношение. Не только я, логопед,  но и воспитатель, хореограф и все педагоги, занимающиеся с мальчиком, напоминали Паше о правильном звуке. Это дало результаты – правильное произношение стало получаться почти на автомате.

-Осуществлять индивидуальную направленность воспитания     

При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут исходя из особенностей и возможностей ребенка.

                       Оля способная девочка, но имеет сложный характер. Выражается это в смене настроения, обвинениях других в своих неудачах, апатии и как следствие – неспособности собраться на занятиях. Корректируя поведенческие реакции, я  проводила беседы с девочкой о том, что ее успехи и неудачи зависят в первую очередь от нее самой, что если поставила цель, то надо к ней идти, несмотря на трудности.  Об этом же беседовали с Олей психолог, воспитатели. Неоднократно слушая наши доводы, Оля приняла их. Теперь она занимается гораздо усерднее, старается ответственность не перекладывать на других, КПД от занятий заметно вырос. Она говорит «у меня теперь будет хорошее настроение». И, действительно, у девочки заметны успехи в вокале, что ее и нас, педагогов очень радует.    

 - Социализировать воспитанников

Одним из важных компонентов работы является формирование социальных умений ребенка, освоение опыта социальных отношений. Ребенок успешнее учится принимать участие в различных видах деятельности, не бояться проявлять себя, высказывать свое мнение, находить друзей.  

                        Даниил, попав в новый коллектив, вначале отказывался не только выступать, но и с неохотой находился в коллективе сверстников, предпочитая играть или заниматься самостоятельно.  Беседуя с ребенком, занимаясь индивидуально, внушала ему уверенность в себе. На занятиях старалась поднять авторитет ребенка перед другими детьми, давая вопросы или задания, которые он легко выполнял. Ребенок стал выглядеть на групповых занятиях  более раскованно, свободно, не только индивидуально репетировать, но и с другими детьми.

-Развивать межличностные отношения

                        Девочки среднего возраста Антонина и Александра были отрицательно настроены по отношению друг к другу. Так как обе любят музыку и занимаются с удовольствием, ставила их в общие номера. В процессе репетиций им приходилось сотрудничать. Так как качество исполнения зависит от общих усилий (а выступить обе хотели хорошо, переживали за номер) поэтому девочки старались не конфликтовать. Педагог-хореограф действовала аналогично, что ускоряло сближение. Действуя в одном направлении и корректируя усилия, работа идет успешнее.

Постепенно неприязнь стала пропадать.   Сейчас девочки нормально общаются и совместно участвуют в творческих номерах.    

                        Поводя итог, хочется отметить, что правильно организованное взаимодействие музыкального руководителя и всего педагогического коллектива вносит вклад в процесс творчества, помогает развивать в воспитанниках ответственность, взаимоуважение, развивает навыки общения, повышает уровень социальной компетентности и общий культурный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»

laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в музыкальном образовании дошкольников»...

«Взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по реализации ФГОС»

В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. В ...

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Данный материал был презентован на Фестивале педагогических идей по теме "Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС&qu...

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек м...

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья»

Программа взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников«Музыкальная семья»...

"Формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"

laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их  известным педмини...