Инновационная деятельность учителя музыки в формировании духовно-нравственной культуры школьников
статья (5, 6, 7 класс)

Шункова Наталья Александровна

Успешная реализация образовательных программ требует интеграции не только предметных областей, но  и внеурочных и дополнительных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats._deyatelnost_uchitelya.docx30.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационная деятельность учителя музыки в формировании духовно-нравственной культуры школьников

Шункова Н.А., учитель музыки СОШ № 19.

Школа № 19 г. Улан-Удэ  проводит большую работу по формированию духовно-нравственной культуры школьников. Такие образовательные общеразвивающие программы как «Юный краевед», «Цветок Байкала», «Край родной Бурятия», являющиеся победителями проекта «Успех каждого ребенка», направлены на развитие этноэкологического и этнокультурного образования учащихся.

Успешная реализация образовательных программ требует интеграции не только предметных областей, но  и внеурочных и дополнительных занятий.

Наиболее удачным, на мой взгляд, является технология интеграции или интегративный метод обучения.

Интеграция является самым значительным инновационным движением в образовании XXI в. По широте и драматичности экспериментального воплощения, глубине и эстетичности творческого замысла, продолжительности и диалектичности исторического развития она значительно превосходит другие педагогические нововведения. Интеграция

– это пик творческого саморазвития традиционного образования, попытка традиционной педагогики преодолеть себя, решительно пересмотреть собственные основы: наукообразность и дидактическую разобщенность учебных      дисциплин,      механическую      последовательность      уроков,

отвлеченных от жизни и прежде всего – от жизни ребенка.

Для перехода образования в инновационный режим определяющим является готовность учителя к инновациям. Степень готовности учителя к внедрению в практику инновационных педагогических технологий зависит от многих факторов: 1. образование учителя; 2. уровень его комплексной музыкально-педагогической подготовки; 3. кругозор; 4. методическая подготовленность, владение инновационными технологиями;

5. медиа- оснащенность процесса музыкального обучения; 6. трансформация собственного опыта в авторскую методическую систему.

Внутрипредметная,                межпредметная,        межсистемная        интеграция        – инновационные технологии в педагогической практике.  Педагогическая задача интеграции – упорядочить, восстановить некогда нарушенное единство и целостность образовательного пространства.

Среди        многообразных        видов        интеграции                наиболее        доступной        для учителя формой является интегрированный урок. Такой урок отличается  большой содержательной емкостью, информативностью учебного материала при        очень        четкой        лаконичной        его        подаче.        Он        обеспечивает единое пространственно-временное поле, в котором находится ученик в течение всего урока.

Поисковая направленность интегрированного урока музыки включает элементы инновационных воспитательных технологий, одним из них является медиавоспитание. Истоком медиавоспитания служит интеграция педагогики и искусства. Медиавоспитание (лат. media – средства: фото, кино, радио, печать, ТВ, системы Интернет, мобильные коммуникации и т.п.) направление в педагогической теории и практике, ориентированное на преодоление противоречия между общечеловеческими ценностями и личными смыслами, выраженными  совокупностью медиасредств. При

использовании на интегрированном уроке музыки аудиовизуальных технологий: видеоизображения, анимации, текстов, звуковых фонотек, и т.д., к творческому сознанию подростка приближаются образцы искусства, музыкальные шедевры, высокохудожественные образцы, принадлежащие к мировой классике, способствующие формированию духовно-нравственной культуры.

Медиавоспитание содержит неограниченные возможности для духовно- нравственного воспитания в качестве деятельностного аспекта воспитания (видеосюжеты, литературные тексты, графические образы, художественные формы, звуковые и живописные реалии), создающие в свою очередь атмосферу творческого проявления личности, деятельности сознания и подсознания. Сформированные деятельностно-творческим подходом структуры потребностей в медиавоспитании актуализируют ценности и жизненные смыслы личности. [2]

Инновационное применение медиа-средств на интегрированном уроке музыки заключается в:

  • вынесении учебно-воспитательного процесса за рамки урока – видео- экскурсии, поездки, погружение в тему через выпуски: музыкальных радиопередач, слайд-проектов, презентационных проектов и т.д.;
  • достижения результата в межсистемной интеграции основного и дополнительного образования, выраженное в единстве проведения внеурочных мероприятий, концертов;
  • междисциплинарном интеграционном объединении различных образовательных дисциплин в единой задаче общего воспитательного процесса.

С помощью применения медиасредств на интегрированном уроке музыки у подростков пробуждается интерес к познанию новых свойств и выразительных возможностей разных искусств. Общие для искусств понятия

«художественный замысел», «художественный образ», «выразительные и изобразительные интонации» представляются явлениями многогранными.

Это позволяет сформировать у учащихся самостоятельную позицию слушателей, зрителей, воспитывать духовно-нравственную личность, желающую думать, искать, творить.

Интегрированное построение урока музыки основано на соблюдении трехуровневой психологической закономерности организации обучения, которая изображена ступенчатым образом и включает этапы понимание, усвоение, применение. Но в обучении с интегрированным построением уроков каждая ступень по содержанию компонентов отличается от предыдущих, так как включает в себя их достижения.

  1. ступень: понимание (осознание, осмысление, обобщение);
  2. ступень: усвоение (текущее, тематическое, итоговое повторение);
  3. ступень: применение (формирование умений, стандартное применение, творческое применение).

Один ученик проходит всю цепочку от осознания, до применения осознанной информации, вершиной полученных знаний в данном процессе является творческое применение полученных знаний.

Творческая деятельность учащихся на интегрированных уроках может быть разнообразной. Иногда она требует «погружения» субъекта в культурную жизнь эпохи, как это предложено сделать, к примеру, на уроке

«Народное искусство Древней Руси». Немаловажным результатом такого

«погружения» является не только усвоение интегрированных сведений об эпохе или ее духовных компонентах, но и усвоение речевого, музыкального стиля той эпохи, что немаловажно для полноценного познания художественных произведений, созданных в эту эпоху.

При интеграции содержания различных предметов один из них является стержневым. Он задает тему (идею), вокруг которой группируется материал из других учебных предметов.

При таком подходе к построению интегрированного урока музыки в центр его может быть поставлено музыкальное произведение, комментируемое с позиций музыки, истории и литературы. Учитель или школьник, анализирует

возможные воплощения данного музыкального произведения в произведениях различных видов искусства. Так, при комментировании древнерусского текста «Слово о полку Игореве», выразительно исполняемого чтецами, историк обращает внимание на даты, события, имена. Учитель литературы при этом комментирует художественные способы выражения авторской позиции, раскрывает роль приемов создания образов героев, обращает внимание на особенности использования и трактовки исторического материала. Музыкант рассмотрит жанровые особенности двух произведений: оперы А.П. Бородина «Князь Игорь» и современный балет Б.И. Тищенко «Ярославна». Историк и музыкант проведут историческую оценку образа половцев, их музыкальное воплощение в «Половецких плясках». Художественное воплощение образа князя Игоря отражено в картине И. Глазунова «Князь Игорь».

Для стимулирования и активизации деятельности школьника в процессе подготовки и проведения интегрированного урока включаются установки с иерархически связанными структурными ее элементами. К ним относятся:

  • смысловые установки, актуализирующиеся мотивом деятельности и представляющие собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом;
  • целевые, представляющие собой готовность субъекта, вызванную предвосхищаемым, осознаваемым результатом действия;
  • операционные, означающие готовность к осуществлению определенного способа действия, возникающую при решении задачи на основе личного прошлого опыта.

Интегрированные уроки, в отличие от обычных уроков, могут проводиться совместно двумя или несколькими учителями: музыкантом и историком, музыкантом и литератором, музыкантом и преподавателем изобразительного искусства, музыкантом и руководителем театральной студии - в зависимости от темы урока. Участие учителей смежных предметов в качестве совместных ведущих урока или консультантов учащихся обеспечивает высокий уровень

его подготовки и равнозначность представленных материалов для характеристики предмета рассмотрения.

Внутрипредметная, межпредметная, межсистемная интеграция не отрицает предметной системы. Интегрированные уроки музыки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, внося в привычную структуру школьного обучения инновации и оригинальность.

Литература:

  1. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. Пед.ун-та. 2000. С. 62, 83
  2. Максимова Г.П. Модернизация воспитания в высшей школе на основе интеграции педагогики и искусства в медиасреде. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону. 2007.
  3. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога.// Волгоград: Учитель , 2007.- 93 с.
  4. Словарь современных иностранных слов. М., 1993.
  5. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока: Практич. Пособ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

«Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры»

  Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан- Удэ (школа  диалога национальных культур) с 2002 года  является федеральной экспериментальной площадкой. Школа является базовой ...

Мастер- класс "Роль учителя географии в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся"

Мастер- класс  на Региональном проблемно- тематическом семинаре...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Искусствотерапевтическая деятельность учителя как средство формирования духовно нравственной культуры личности обучающегося»

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя музыкиМОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики Мордо...

Формирование духовно- нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеклассной деятельности на основе национальной культуры

Роль этнопедагогики неоценима в формировании нравственных качеств ребенка. Программа воспитательной работы СОШ № 19 г. Улан-Удэ "Угайм сулдэ" направлена на развитие духовно-нравственного пот...