" Использование ИКТ в работе учителя-логопеда. Компьютерные логопедические обучающие игры в работе с детьми с ТНР (ОНР)"
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_ot_14.12.22.doc54 КБ

Предварительный просмотр:


              Тема : «ИКТ в работе учителя - логопеда. Компьютерные  логопедические        обучающие игры в работе с детьми с ТНР (ОНР)»


В настоящее время наибольшую популярность приобретает использование ИКТ в коррекционно-образовательной деятельности с детьми.

Варианты применения ИКТ многообразны.

В своей логопедической практике  я практически всегда использую ИКТ и применяю их в разных видах деятельности: взаимодействие с педагогами, родителями, а самое главное коррекционно-развивающая работа с детьми.

Остановлюсь на последнем. Хочу обозначить

      1 слайд  Основные направления коррекционной работы с использованием ИКТ:
-работа над звукопроизношением,
-формирование лексико-грамматических средств
-развитие связной речи
-обучение грамоте
-формирование зрительно-пространственных координаций
-коррекционно-оздоровительная работа

Можно выделить преимущества использования ИКТ – это современность, информационная насыщенность, наглядность, доступность, эмоциональная привлекательность.

В своем кабинете я использую на занятиях с детьми следующие электронные образовательные ресурсы:

       2 слайд  Большой экран на подставке для проектора
(
открытые занятия, групповые  занятия , где применяю мультимедийные презентации по различным лексическим темам, согласно обучающей программе). Они дают  возможность предъявлять материал занятия в необычном, ярком, интересном виде, что привлекает детей и способствует лучшему запоминанию и  усвоению содержания материала.

Один из вариантов применения ИКТ в коррекционно-образовательной деятельности в детском саду
– это интерактивная компьютерная игра. Она не только удовлетворяет потребность ребенка в игре, но и позволяет развиваться в игре – обучаться, играя.
Для этого я использую экран телевизора. Чаще для подгрупповых занятий.

         

3 слайд   Экран телевизора.
Экран притягивает внимание детей, которого мы порой не можем добиться на обычном занятии. Показ презентаций занятий по всем лексическим темам, куда помещены  обучающие компьютерные логопедические игры, игры на закрепление пройденного материала, обучающие мультики на логопедические темы. Телевизор используется, практически, для всего. Это незаменимая  вещь в работе логопеда.

 4 слайд   Ноутбук  и планшеты.  
В основном,  для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (автоматизация и дифференциация звуков, а также для развития слогового, звукового анализа, совершенствования навыка чтения, грамматического строя речи).
С интересными интерактивными играми, что повышает интерес и желание посещать занятия снова.
Итак, виды ИКТ, используемые в моей работе:
-компьютерные игры (скаченные и установленные в компьютере)
-мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов интернета)
-компьютерные игры с использованием интернета (в онлайн-режиме)

Различных речевых компьютерных программ и игр  в соц.сети достаточное количество. Но есть компьютерные игры, которые апробированы на практике и положительно себя зарекомендовали. Я хочу коротко сказать о таких играх и посоветовать их в работе.
К таким играм относятся например :

      5 слайд   

   Игровая  компьютерная программа  «Домашний логопед»   
Удобная, функциональная, многоуровневая компьютерная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В игре представлена работа над всеми разделами речи. 
«Домашний логопед» используют на подготовительном этапе логопедического воздействия. В программе прослеживается вся последовательность работы над звукопроизношением: подготовка ребенка к восприятию неречевых и речевых звуков, подготовка артикуляционного аппарата, автоматизация  изолированного произношения звука до автоматизации во фразовой речи. В программе представлен большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

  1. слайд

Игровая компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»
Она направлена на формирование слухового восприятия на неречевых звуках, звукоподражаниях и речевых звуках и в программе представлен  блок «Развитие связной речи» Дети в игровой форме выполняют лексические упражнения на формирование словаря, составляют описательные рассказы и пересказывают тексты. Увлекательные задания  расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память.

  1. Слайд     «Игры для тигры»

Представляет собой уникальную компьютерную технологию, способствующую  исправлению общего недоразвития речи.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для тигры» очень популярна среди логопедов и широко используется в логопедической практике. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, а также при вторичных речевых нарушениях. В рамках комплексного подхода к коррекции речевых нарушений программа предлагает модули, объединённые в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика»,«Фонематика», «Лексика» .Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок который объясняет ребёнку цель и правила выполнения задания, помогает его выполнить, даёт итоговую и промежуточную оценку выполненного действия - все это делает программу привлекательной для детей.

К сожалению ,я не смогла скачать и установить данные компьютерные программы, изучала их в соц.сети, но очень бы хотелось их приобрести в свою копилку. Поэтому ,если кто-то пользуется  этими программами , поделитесь, как их установить.

  1. Слайд  Логопедическая компьютерная игра «Город Рычалочка»
    Я хочу представить вашему вниманию
     Логопедическую  компьютерную  игру «Город Рычалочка», которую я использую на своих занятиях.  
    Логопедическая игра содержит 11 речевых  серий  для индивидуальной работы по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, фразе, предложениях, тексте, а также комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет.

 9 слайд    Интерактивная логопедическая игра  «Веселая улитка»
На портале
http://pedsovet.su/load/ мной была найдена игра «Веселая улитка», я ее доработала и предлагаю вашему вниманию. Цель:  Автоматизация звука С

1 слайд: «Назови картинку, выделяя звук С»

2 слайд: Игра «Что ты видишь?»  – Я вижу…

3 слайд: Игра «У меня нет…, но есть…».

4 слайд: Игра «Посчитай до пяти»

5 слайд: Игра «Один – много – нет»

Мною создана небольшая копилка: компьютерных логопедических, обучающих игр

      1. «Слоговое лото» - по лексическим темам.

2. «Разноцветные домики» - дифференциация звуков.

3. «Что лишнее?» - по лексическим темам.

4. «Кто лишний?» - по лексическим темам.

5. «Маленькие повара» - словообразование по лексическим темам.

6. «Собери семью» - дикие и домашние животные
     7. «Кому, что? – профессии.

 8 . «Без чего?»

 9. «Накорми животных».

После интерактивной компьютерной игры или просмотра слайдов презентации, проводим гимнастику для глаз – снимаем зрительное напряжение.

Так же делаем динамическую паузу – снимаем нервно-статическое напряжение.

В заключении хочу отметить, что  сочетание традиционных методов и инновационных компьютерных технологий позволяет повысить эффективность коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы учителя - логопеда на логопедическом пункте при общеобразовательной школе.

Логопедический пункт при МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №176» был создан в январе 1990 года. Основными задачами логопедического пункта являются:·...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда как способ оптимизации коррекционно-логопедического процесса в ДОУ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в рамках речевой школы для родителей.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и родителей детей дошкольных ...

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ( приложение к презентации)

Статья отражает основные направленя  использования ИКТ в работе  учителя-логопеда....

Игровые технологии в работе учителя-логопеда: Использование кругов Луллия в коррекционной работе

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний д...

Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»

Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте»...