"Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР"
методическая разработка

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка из опыта работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (онр).
Может быть интересна воспитателям как логопедических групп, так и воспитателям групп общеразвивающей направленности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для воспитателей логопедических групп   «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» (с презентацией).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания». Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

 Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая.

Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов и помешек, можно использовать прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Например, учим с детьми стихотворение про весну А.Н.Плещеева:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Изображается травка, солнышко, ласточка, домик. Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов (образов), помогает освоить элементы рассказывания. Попробуйте сами и увидите результат!

                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ                                                              

«Кармашки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Кармашки; © Аверина Кристина

«Игрушки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Игрушки; © Аверина Кристина

«Лето»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Лето; © Сосновская Наталья

 «Ромашки» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Ромашки; © Сосновская Наталья

«Прогулка по городу»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Прогулка по городу; © Аверина Кристина

«Загадка (Почтовый ящик)»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Почтовый ящик); © Аверина Кристина

«Загадка (Лук)»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Загадка (Лук); © Аверина Кристина

«Про насекомых»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Про насекомых; © Аверина Кристина

«Зимняя прогулка» 

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Зимняя прогулка; © Аверина Кристина

«Подарки Осени»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Подарки Осени; © Аверина Кристина

«Водичка, водичка»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Водичка, водичка; © Аверина Кристина

«Штанишки для Мишки»

МНЕМОТАБЛИЦЫ: Штанишки для Мишки; © Аверина Кристина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...