Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»
методическая разработка

Халтурина Анна Анатольевна

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар - практикум38 КБ
Файл mo.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Учитель – логопед

Халтурина А.А.

Выступление

на методическом объединении учителей начальных классов

«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

   Письменная речь – это одна из наиболее развитых форм существования речи, которая противопоставляется устной. Эта речь вторична, т. е. по времени формирования более поздняя. Благодаря устной речи человек стал отличаться от представителей животного мира. Письменная же речь считается сугубо человеческим достижением. Письменная и устная речь теснейшим образом взаимосвязаны, поскольку письменная базируется на устной и считается высшей ступенью речевого развития людей. Письменная речь – это зрительная проекция устной, где при помощи графических символов – букв – обозначаются звуковые образы слов устной речи.

   Она формируется только при условиях целенаправленного обучения грамоте, а затем совершенствуется. Само письмо представляет собой достаточно сложную форму речевой деятельности и многоуровневый процесс.

    Для овладения письменной речью необходимо установление связей слышимым и произносимым словом, поскольку сам процесс письма осуществляется работой четырёх анализаторов:

•        Речедвигательного

•        Речеслухового

•        Зрительного

•        Двигательного.

     Нарушения письменной речи, к которым относят дисграфию и дислексию, наиболее ярко проявляются с началом школьного обучения. И, естественно, все это тянется из дошкольного возраста, потому что неправильное проговаривание слов и другие нарушения речи, которые не были во время скорректированы, влекут за собой ошибки в письме.

    Логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в осуществлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в профилактически-просветительской работе.

   Успешное осуществление коррекционной работы зависит от тесного контакта учителя логопеда и учителей начальных классов.

    Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильно представляют себе цель логопедической работы в школе. Они считают, что учитель-логопед занимаются только исправлением нарушения звукопроизношения у детей, и не понимают, зачем  он берет на занятия учеников, правильно произносящих все звуки.

    На этой почве иногда возникают конфликты между учителем-логопедом и учителем начальных классов.

   Практика показывает, что учителя начальных классов, познакомившись ближе с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда.

   Программа начальных классов насыщена, ее отработка с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, трудоемка, и логопед не может давать задания сверх  программного  материала. Поэтому он должен хорошо знать  содержание учебной программы по родному языку и чтению и сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требований.

   Изучение опыта работы учителей начальных классов общеобразовательных школ с детьми имеющими речевое недоразвитие, показывает, что они пытаются восполнить пробелы в развитии путем дополнительных домашних заданий или занятий  во внеклассное время, используя те же методы и приемы, что и в классе. В большинстве случаев  это не приносит результатов.

    Для реализации совместной работы учитель логопед проводит  логопедическое обследование. Заканчивается обследование сообщением на заседании школьного ППк, где учитель-логопед сообщает о результатах обследования, намечаются пути исправления речевого дефекта. Намечается целенаправленная совместная коррекционная работа.

    Для сопоставления ошибок, имевшихся в ранее выполненных работах с теми, которые были допущены учеником, учитель-логопед  вместе с учителем, отбирают детей для индивидуального обследования и зачисления их на логопедический пункт.  

   Учитель-логопед согласовывает содержание своих занятий с каждым учителем  начальной школы, в зависимости  от этапа коррекции, с учетом  прохождения программы по русскомуу языку и чтению. В соответствии с содержанием и планируемыми темпами подбирается дидактический материал, даются рекомендации в работе над рифмой, темпом, интонацией, ударением. Ведь у учителя начальных классов и учителя-логопеда общие задачи:

  • Обеспечить успешное овладение учеником программ по русскому языку и чтению;
  • Развивать внимание, память, мышление ребенка;
  • Развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие;
  • Воспитывать ребенка в процессе обучения.

    Как известно, на начальном этапе обучения детей русскому языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать смыслоразличительную роль фонем.

    Однако время, отведенное программой на усвоение материала, рассчитано в основном на детей имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку.

    Процесс письма тесно связан с процессом устной речи и может осуществляется только при достаточно высоком уровне её развития.

      По определению А.Р. Лурия, чтение - это особая форма импрессивной речи, а письмо – особая форма экспрессивной речи.

    Компоненты протекания процесса письма:

  • мотивация;
  • замысел;
  • анализ слова (определить в слове последовательность звуков, перевод воспринятых звуков в чёткие и обобщённые речевые звуки – фонемы).

   Акустический (фонематический) анализ и синтез письменной речи протекают при близком участии артикуляции;

  • пишущая – перевод фонемы в графемы;
  • моторная операция процесса письма. Это воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

    Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недоразвитием или распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма.

    Нарушения письменной речи изучаются уже более ста лет. В настоящее время вопросы устранения данных нарушений письма являются актуальными и достаточно сложными. Нарушения письма (дисграфии) продолжают оставаться самими распространёнными формами речевой патологии школьников младших классов общеобразовательной и специальных школ.

Причины возникновения дисграфии могут быть различными: патологии беременности, родов, асфиксии, детские инфекции, длительные соматические заболевания. А также неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых. Дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма. 

Симптоматика дисграфии:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

У детей - дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. 

   Совместная работа учителя начальных классов и учителя-логопеда требует постоянного контакта, консультаций, корректировке методов и приемов  работы с детьми логопатами.

Основные задачи, которые необходимо решить совместными усилиями  логопеда и учителя начальных классов состоят в следующем:

  1. Систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже уточненные и откорректированные) – учитель.
  2.  Постановка отсутствующих  и искаженно произносимых звуков – учитель-логопед;
  3. Формирование умений сопоставлять и различать систему  дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков – учитель и учитель-логопед;
  4. Закрепление навыков звукового анализа доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, формирование умения выделять  звуки  не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – учитель- логопед и учитель;
  5. Обеспечить успешное овладение учеником программ по русскому языку и чтению – учитель-логопед и учитель;
  6. Развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие-учитель и учитель-логопед;
  7. Воспитывать ребенка в процессе  обучения – учитель, учитель-логопед;
  8. Закреплять на уроках поставленные учителем-логопедом звуки  - учитель;
  9. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки с контрольными звуками -  учитель-логопед;
  10. Следить за правильным произношением – учитель, учитель-логопед;
  11. Давать упражнения на развитие фонематического слуха. Зрительного праксиса, предупреждая этим возникновение дисграфии – учитель, учитель-логопед.

   Учитель -  логопед должен хорошо знать содержание и методы обучения родному языку и чтению, а  также, какие темы и в какое время изучаются в классе, для того чтобы на своих занятиях обязательно учитывать уровень программных требований  по русскому языку и чтению.

Одним из важнейших условий коррекционной работы является выработка единства  требований к ученику-логопату со стороны учителя и учителя-логопеда. Для достижения цели каждое занятие с логопатом должно быть подчинено следующим требования:

  1. Всесторонне развивать личность учащегося-логопата;
  2. Обучение  должно носить  воспитывающий характер;
  3. Учитывать возрастные  особенности детей;
  4. Учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
  5. Осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  6. Добиваться прочности  приобретенных знаний и навыков;
  7. Предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
  8. Широко использовать наглядность, игровые приемы.

Задача учителя-логопеда:

  • во-первых, обратить внимание учителя на то, что  ошибки логопатического характера не должны зачитываться при оценке работы учащегося;
  • во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку  от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.

Наиболее распространенные ошибки при дисграфии:

1. Искаженное написание букв:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж , И вместо У;

– добавление лишних элементов;

– смешение букв по акустическому и  оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

– зеркальное написание букв.

2. Искажения структуры слова:

– Пропуски букв, слогов. Например: прта – парта, моко – молоко

– недописывание слов. Н: весёлы (весёлый)

– добавления и повторение букв, слогов;

3. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), сапка (шапка).

4. Искажения структуры предложения:

– раздельное написание слова;

– слитное написание слов;

– повторения слов.

    Кроме того учитель-логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедических занятиях ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество   самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок.

   Поскольку современные программы по русскому языку составлены так,  что на закрепление пройденного материала отводится очень мало времени,  и ученики зачастую не успевают  усвоить пройденное отсюда  идет увеличение количества детей,  у которых можно диагностировать дисграфию.

   Только в тесном контакте работа учителя начальных классов и логопеда  по предупреждению и преодолению дисграфии  и предупреждения  перерастания их в стойкие дизорфографии, даст положительные результаты. Так как учитель начальных классов и учитель - логопед  делают одно общее дело.

    Только осуществляя комплексный подход к коррекции нарушений, имеющимися у детей, при тесной связи учителя начальных классов и учителя логопеда.

    При ведении поэтапной коррекционной работе только, тогда можно достичь желаемого результата, только если учителя начальных классов  и учителя-логопеды четко представляют себе какие трудности испытывают  дети в обучении русскому  языку  они смогут целесообразно и целенаправленно  строить свою работу.

       Методы работы с детьми, имеющими речевые нарушения, должны отмечаться от тех, которыми учитель постоянно пользуется в классе. При подборе упражнения, задания предпочтение отдается не репродуктивным формам работы (списать, вставить букву, подчеркнуть), а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ученика. При этом используется разнообразная система сигналов обратной связи: символы, схемы, карточки, движения, т.е. формирование операций письма без ручки и тетради. Корригируя звуковую  сторону речи, они способствуют активизации словарного запаса, развитию внимания, способности к переключению.

Практическая часть – дидактические игры и упражнения

1. Игра-разминка "Словесный мяч" (эмоциональный настрой на работу)

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д

Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

2. Графические упражнения. Эти задания направлены на формирование графических навыков, помогающих развитию мелкой моторики, зрительно-двигательной координации и предупреждающих развитие дисграфии. Задания должны выполняться ребенком регулярно.

(Родителям предлагается выполнить одно задание на выбор):

  • Заштрихуй контур;
  • Соедини точки;
  • Дорисуй вторую половину;
  • Игра «Найди ошибку» (восстановление закономерности в узоре);
  • Игра «Найди выход из лабиринта»;
  • Нарисуй так же (по клеточкам).

3. Упражнение «Запомни и нарисуй» (читается 2 раза)

Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти.

Примерные варианты (родителям предлагается выполнить одно задание):

  • Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая,
  • Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький,
  • Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

4. Физкультминутка.

Познакомить родителей с физкультминуткой, которую можно выполнить с ребенком, если он устал.

Упражнение «Замок».

На двери висит замок,        
Кто его открыть бы смог? (пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз).                
Потянули, потянули           (Руки тянутся в разные стороны)                 
Покрутили, покружили      (покрутить сцепленными пальцами),
Постучали, постучали,      (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
И открыли!                        (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

Упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

5. Задание на развитие буквенного и слогового анализа и синтеза.

Они способствуют зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.

Упражнение «Реши примеры».

Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.

Пропо-про+это-о

Сок-к+ночи-но+ня+ет

Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се

Упражнение «Сложи по заданным слогам».

Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Сложи 2-е слоги:

еда свеча

намочил горе

попона огород удача

Сложив

2 слог 1 слог 3 слог

Гроза платок намекать

2 слог 3 слог 3 слог

напугать березы подарили

Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту».

Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту. Запиши ее. Отгадай.

6. Расставь точки. «Змейка», «Улитка», «Яблочная карусель» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

Подведение итогов

Рекомендации логопеда учителю:

1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.

2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.

3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.

4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.

5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов,

6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии.

7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.

Главное – помнить, что дисграфия – это состояние, для преодоления которого требуется тесное сотрудничество  логопеда, учителя, родителей и обучающегося. Ежедневные дополнительные занятия с ребенком по устранению дисграфических ошибок дадут положительные результаты.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов» Учитель – логопед: Халтурина А.А.

Слайд 2

Графические упражнения

Слайд 3

«Запомни – нарисуй» Это задание помогает развить операции анализа и синтеза и, соответственно, способствует профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. А также оно способствует развитию внимания, памяти. Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, а последняя самая маленькая, Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый был синий, а средний – самый маленький, Нарисуй пять цветочков разного цвета и размера так, чтобы четвертый был желтого цвета, а предпоследний самый высокий.

Слайд 4

Упражнение «Реши примеры » Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение. Пропо-про+это-о = Сок-к+ночи-но+ня+ет = Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се =

Слайд 5

Упражнение «Сложи примеры» Сложи 1-е слоги: Дорога, машина Богатый, лопата, топить Листик, товары, падчерица Сложи 2-е слоги: Еда, свеча намочил , горе Попона, огород, удача Сложи 2 слог 1 слог 3 слог Гроза, платок, намекать Сложи 2 слог 3 слог 3 слог Напугать, березы, подарили

Слайд 6

Упражнение «Прочитай и запиши слоги

Слайд 7

Упражнение «Прочитай загадку, следуя по указанному маршруту»

Слайд 8

«Яблочная карусель», «Змейка», «Улитка»

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Организация процесса коррекционной работы учителя-логопеда в СОШ в условиях реализации ФГОС НОО

В  России формируется новая образовательная система для детей с ОВЗ, изменяются концептуальные основы специального образования: наряду с дифференциацией и совершенствованием всех типов специальны...

Основные аспекты использования в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов результатов психолого-педагогической диагностики будущих первоклассников

      «Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянн...

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Презентация " Организация индивидуальной коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими ЗПР"

В данной презентации представлен материал следующего содержания:1. Определение категории детей с ЗПР.2. Цели, задачи коррекционной работы.3. Этапы сопровождения ребенка с ОВЗ.4. Основное содержание ИО...

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Мастер-класс «Использование интерактивного программно-дидактического комплекса «Логомер» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»...