«Психолого – педагогическое сопровождение лиц подросткового возраста с ОВЗ и их семей»
материал

Клочкова Елена Сергеевна

обобщение ППО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_rukovoditel_obobshchenie_ppo.docx40.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 19 города Ельца»

Обобщение передового педагогического опыта: 

«Психолого – педагогическое сопровождение  лиц подросткового возраста с ОВЗ и их семей»

Подготовила: классный руководитель

Клочкова Елена Сергеевна

Елец, 2022

Наименование опыта

«Психолого – педагогическое сопровождение  лиц подросткового возраста с ОВЗ и их семей».

Условия возникновения опыта

В сентябре 2017 года я начала свой педагогический путь как классный руководитель. Мне для осуществления воспитательной работы был поручен 5 «А» класс, в котором обучались дети подросткового возраста, развивающиеся на фоне умственной отсталости. Контингент обучающихся класса был разнородным как по психофизическому составу, так и по социальному статусу. В классе обучались 14 несовершеннолетних подростков, из них: 12 – это школьники с лёгкой умственной отсталостью, 2 – с умеренной умственной отсталостью, 3 обучающихся дети из многодетных семей, 8 – из неполных семей, 2 – из неблагополучных, 1 – из приемной. В условиях такой разрозненности я задалась вопросом, как организовать учебно-воспитательный процесс в вверенном мне классе. Изучая методическую литературу по данному вопросу я пришла к выводу о необходимости организации психолого – педагогического сопровождения  обучающихся класса и их семей. И в течение 5 лет, до момента выпуска из моих воспитанников из школы, я осуществляла эту деятельность, что позволило накопить мне определенный опыт работы, который будет полезен и другим классным руководителям.

Обоснование актуальности и перспективы опыта

Современная система специального образования в России переживает сложный период своего обновления и модернизации, что актуализирует проблемы переосмысления принципов и организационных форм психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Работа над темой самообразования показала, что данная тема является актуальной не только для специальных коррекционных учреждений, но и для общеобразовательных организаций, т.к. в последнее время увеличивается число обучающихся с ОВЗ получающих образование в условиях массовых учебных учреждений.

За годы работы классным руководителем мной были проанализированы, переработаны, применены на практике и адаптированы под контингент учащихся МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» множество различных методик психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей. Итогом стала выработанная система их сопровождения. Данная методическая разработка является актуальной и перспективной как для педагогического коллектива нашей школы, так и для коллег других образовательных учреждений Липецкой области, осуществляющих учебно-воспитательный процесс в отношении обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Сущность опыта, его технология

Подростки с ОВЗ, относящиеся к определенной категории нарушений, сталкиваются с различными трудностями в общеобразовательном пространстве интегрированного обучения, так как подростковый возраст сам по себе является переходным, критическим, на что указывают многие исследования. Эти трудности отрицательно влияют на процесс обучения и социализации и обусловливают необходимость проведения коррекционной работы по оптимизации когнитивного, эмоционального развития подростков с ОВЗ и определяют основные направления данной работы в построении развивающей экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения.

Задачи сопровождения:

- всестороннее психолого-педагогическое изучение подростков с особыми потребностями;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категорий подростков в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- обеспечение возможности обучения по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

- формирование успешности в межличностных отношениях между участниками образовательного процесса;

- актуализация личностного потенциала развития подростка с особыми потребностями;

- формирование адекватного поведения в социальной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение это процесс, выступающий условием успешного обучения и психологического здоровья. Данная деятельность педагога необходима для оказания помощи детям в решении ими индивидуальных проблем (которые связаны с трудностями физического и психического развития), жизненном самоопределении, формировании межличностной коммуникации и собственно в обучении.

Исследователи отмечают, что без специализированного психолого-педагогического сопровождения включение ребенка с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в среду общеобразовательного учреждения представляется практически невозможной.

Идеи психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии (Блумер И., Кун М., Маслоу А., Мид Дж., Олпорт Г., Роджерс К.), отечественной психологии (Бондаревская Е.В., Кричевский Р.Л., Кульневич С.В., Якиманская И.А. и др.), педагогики сотрудничества (Амонашвили Ш.А., Волков И.П. и др.). В качестве основных характеристик сопровождения, в первую очередь по отношению к сопровождению ребенка с ОВЗ, выступают его процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную ситуацию человека, особость отношений между участниками, приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта («педагогика успеха»), право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения - обеспечение наилучших условий для обучения, развития, воспитания и адаптации ребенка, с опорой на его индивидуальные особенности. Данная цель достигается путем создания условий для развития не только определенных личностных качеств (коммуникабельность, социально-психологическая умелость, ответственность, активность), но и личностных установок, адекватных требованиям общества, потребностям каждого конкретного человека и способных обеспечить достойное качество жизни.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение выступает не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи ребенку в решении задач социализации, обучения, развития и воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ можно рассматривать в нескольких аспектах: как процесс, включающий комплекс последовательных целенаправленных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении им различных задач; как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с ОВЗ включает следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, консультативный, оценочный, которые отражают направления сопровождения.

Диагностический этап направлен на первичное, комплексное, системное изучение подростков с особыми образовательными потребностями (медицинское, педагогическое, психологическое, обработка результатов, беседа с родителями, анализ предыдущего обучения и его результатов); изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей, посещение семьи на дому.

Коррекционно-развивающий этап представляет собой специально организованный, целенаправленный процесс, в котором осуществляется комплексное взаимодействие педагогов, психологов, родителей и подростков. Содержание коррекционно-развивающей работы разработано с учетом задач общеобразовательного учреждения и особенностей психического развития подростков с особыми образовательными потребностями. Задачи этого этапа: обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм ее реализации; выбор способов развивающей работы с учетом ресурсов самого ученика; выявление причин затруднений в обучении, для формирования успешности в обучении, развития социальных навыков адекватного взаимодействия с окружающими.

Консультативный этап представляет собой обеспечение просвещения педагогов и родителей о возрастных и психологических особенностях личности подростков с особыми образовательными потребностями. Задача этого этапа: информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса с целью достижения ими образовательных стандартов, помощь педагогам в обучении учащихся с особыми потребностями, помощь семье в вопросах воспитания и взаимодействия с подростком.

Оценочный этап. Задачи этого этапа - итоговая педагогическая и психологическая диагностика; анализ результатов, составление психолого-педагогической характеристики учащегося с особыми потребностями для оценки динамики развития в когнитивной и личностной сфере. Для оценки результативности проведенной работы изучались оценки успеваемости по предметам, личностные достижения ученика, его участие в спортивных и культурно-досуговых мероприятиях, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, основные виды трудностей при обучении подростка. Проводится анализ успешности психолого-педагогического сопровождения, курируется выполнение индивидуального образовательного маршрута подростком с особыми потребностями (посещение уроков, групповых занятий, коррекционно-развивающих занятий). Координируется взаимодействие основных педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.


Теоретическая база опыта

Становлению и развитию опыта «Психолого – педагогическое сопровождение  лиц подросткового возраста с ОВЗ и их семей» способствовало изучение психолого-педагогической литературы по данной теме. В рамках самообразования я познакомилась со следующими источниками, которые и стали теоретической базой опыта:

- Александрова Е. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования.  2015.  № 6.  С. 71-81;

- Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методические рекомендации / С.В. Алехина, М.М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012. – 156 с.

- Багаева Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 451 с;

- Бгажнокова И.М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками // Дефектология. – 1998. –  № 5. – С. 46 – 52;

- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова, С.В. Комарова, М.Б. Ульянцева. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 239 с;

- Битянова М.Р.  Психолого-педагогическое сопровождение особый вид помощи ребенку, обеспечивающий его развитие в условиях образовательного процесса // Дефектология. – 2009. – № 5. – С.17-25;

- Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб. : КАРО, 2012. – 288 с;

- Бурмистрова Н.И. Психолого-медико-педагогическое сопровождение образования обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: сборник  научно-методических материалов / Н.И. Бурмистрова. – Челябинск: Образование, 2002. – 101 с;

- Вильшанская А.Д. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка / А.Д. Вильшанская, М.И. Прилуцкая, Е.М. Пранченко. – М.: Академия, 2016. – 85 с;

- Губанова М.И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассника // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 32-39;

- Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: автреф. дис. … канд. пед. наук / Егорова Татьяна Викторовна.   Балашов: Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского, 2000. – 17 с;

- Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова. – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с;

- Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с;

- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / под ред. Л. М. Шипицыной. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 528 с.

Трудоёмкость опыта

Построение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей требует от педагога достаточно высокого уровня знаний особенностей психофизического развития школьников, владения методами коррекционной и профилактической работы, сформированными компетенциями и личностными качествами.

Осуществляя процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их семей педагог должен осуществлять данный вид деятельности планомерно, соблюдая выработанный алгоритм, имея чёткие непоколебимые установки. Уважение к личности ребенка, умение оценивать поступок отдельно от личности, обладание терпимостью, педагогическим тактом, настойчивость в достижении поставленных целей, ориентированность на конечный результат, а также умение предвидеть долгосрочные результаты своей деятельности это те качества, которыми в обязательно должен обладать педагог, осуществляющий психоло-педагогическое сопровождение.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что в опыте раскрывается сущность деятельности классного руководителя по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Адресная направленность

Опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ и их семей будет интересен и полезен не только классным руководителям специальных, коррекционных школ, но и массовых, общеобразовательных, в инклюзивных классах которых обучаются школьники с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями.

Результативность

Работа по самообразованию по теме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и их семей» позволила мне не только повысить свою теоретическую базу знаний, но и на практике закрепить, обобщить и обогатить личностный опыт работы с обучающимися, и их семьями, отобрать наиболее эффективные методики, приемы и средства работы. Результативность данной деятельности подчеркивается следующими результатами:

- мои подопечные выпускники в большей своей части успешно социализированы и адаптированы в постшкольном пространстве;

- за время осуществления функции классного руководителя мне удалось сплотить классный коллектив, приобщить их выполнению дисциплинарных требований, заслужить уважение и любовь обучающихся класса;

- налаженное эффективное взаимодействие с родителями обучающихся класса, что проявляется в отсутствии жалоб со стороны родителей и конфликтов с ними, в выстраивании доверительных отношений с родителями обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета.

Содержание работы

Психолого-педагогическое сопровождение – это совместное движение (взаимодействие) классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда (сопровождающего) и воспитанника на основе прогнозирования перспектив поведения и самопроявления воспитанника в ситуации развития, направленное на выявление возможных проблем (трудностей) и создание условий, обеспечивающих наиболее целесообразную помощь.

Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки, существенно сказывающихся на формирование социальной адаптивности. Оно направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в различных жизненных ситуациях.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся категории ОВЗ и их семей мной выстраивалось следующим образом:

- сопровождение отношений детей через групповые формы работы;

- индивидуальное сопровождение развития межличностных отношений детей;

- сопровождение специалистов сопровождения и педагогов-пердметников в аспекте воспитательно-развивающего отношения к ребенку;

- сопровождение родительских отношений (к детям, к образовательному учреждению, к обучению, воспитанию);

- сопровождение принятия управленческих решений;

- сопровождение образовательного процесса;

- сопровождение отношений в педагогическом коллективе;

- сопровождение взаимоотношений в диадах «педагог-ребенок», «педагог - родитель»

Основными стратегическими направлениями в процессе писхолого-педагогического сопровождения детей является создание условий:  

- для преодоления депривации нарушенного психофизического развития;  

- для компенсации последствий семейной депривации, в частности для удовлетворения базовых потребностей в освоении основных навыков внутрисемейной жизни;  

- для расширения возможностей подростковой социальной  активности;  

- для развития навыков конструктивного общения.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и их семей осуществляю по следующим уровням:  

- макроуровень, заключается в создании условий для улучшения правового и социального положения сопровождаемых в обществе;  

- мезоуровень, предполагает оказание социально-педагогической помощи через работу с участниками социально-педагогической ситуации развития сопровождаемого. Основная цель – создать условия для успешной жизненной адаптации сопровождаемого посредством изменения отношения к нему со стороны близкого окружения;  

- микроуровень, ориентирован на решение конкретной проблемы сопровождаемого, причем в фокус работы попадает преимущественно он сам.

В основу психолого-педагогического сопровождения закладываю единство четырёх функций:

- диагностики существа возникшей проблемы;

- информации о путях возможного решения проблемы;

- консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;

- первичной помощи при реализации плана решения.

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности. При этом комплексное сопровождение ребёнка, как система социально-педагогической помощи, предполагает:

- сочетание и взаимопроникновение социального, правового и психолого-педагогического аспектов данной деятельности;

- междисциплинарный характер согласованных подходов и командных действий педагогов с подключением специалистов из разных ведомств и служб;

- широкий спектр различных видов деятельности, направленных как на решение актуальных проблем развития ребёнка, так и на предупреждение возникновения данных явлений;

- особый вид помощи ребёнку и его семье в решении сложных проблем, связанных со становлением подрастающего человека не только в образовательном процессе, но в других важных сферах его жизнедеятельности;

- использование индивидуального и дифференцированного подходов в выявлении и решении проблем его личностного и социального развития обучающихся с ОВЗ и их семей.

Основные идеи, вытекающие из данного опыта

Психолого-педагогическое сопровождение является важным, основополагающим направлением работы с обучающимися с ОВЗ и их семьями. Сопровождение должно быть четко структурировано, соответствовать его принципам, отвечать требованиям действующего законодательства, охватывать все стороны жизни сопровождаемого, быть комплексным, планомерным, систематичным и осуществляться в тесном взаимодействии всех его участников.

Результатом социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ является новое жизненное качество - адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношении с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуаций.

Заключение

Социализация детей с ОВЗ, в частности с умственной отсталостью, представляет собой остроактуальную проблему. Решить эту проблему позволяет грамотно организованная система их психолого-педагогического сопровождения. Оно направлено на стимулирование и накопление социально значимого опыта целесообразного и успешного поведения и самопроявления воспитанников в различных жизненных ситуациях. Сопровождение имеет конечной целью отпустить сопровождаемого, дать возможность ему действовать самостоятельно при достижении способности делать выбор и брать ответственность за свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.

Психология подросткового возраста может рассматриваться как один из наиболее важных и острейших периодов возрастной психологии. Существует множество отечественных и зарубежных концепций подросткового ...

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Психолого-педагогическое и социально-педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития и воспитания обучающихся подросткового возраста

Кто они, герои и кумиры молодежи? Эти и другие вопросы мы обсуждаем на классных часах и отрабатываем на интегрированных уроках (психология + русский язык и литература; история + психология; психология...

Особенности построения детско-родительских отношений в подростковом возрасте и благополучие ребенка в семье

Одна из важных сфер отношений подростков - отношения с взрослыми, прежде всего, с  родителями.Семья является ближайшим социальным окружением ребенка и играет в воспитании детей основную, долговре...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра

В издании помимо краткой клинической характеристики и особенностей семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, представлены структура и содержание психолого-педагогического сопровождения детей с син...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...