Выступление на МО воспитателей "«Роль педагога в формировании социально-адаптированной личности»" 2021-2022 уч.год
учебно-методический материал
Выступление на МО воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_vospit._rol_pedagoga.docx | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО воспитателей «Роль педагога в формировании социально-адаптированной личности»
От педагогов во многом зависит, какими будут наши воспитанники. Будут ли они подготовлены к труду, к жизни. Периоды быстрых социальных изменений становятся своеобразным экзаменом для всех взрослых. (СЛАЙД) Наша общая цель – формировать социально-адаптированную личность.
И мы, педагоги, задаем себе вопросы:
- Как лучше подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?
- Какая духовная сила, какие умения и способности нужны будут завтрашним взрослым для жизни в цивилизованном обществе?
Известно, что до 70% личностных качеств закладываются в школе. И не только базовые навыки такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребёнку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. (СЛАЙД) Главные основные составляющие воспитательного процесса в школе:
– знать особенности школьников;
– применять современные педагогические технологии в воспитательном процессе;
– воспитывать ребёнка на успехе, удивлении, уверенности;
– союз семьи и школы.
(СЛАЙД) Содержание и организационные формы воспитания строятся на основе принципов:
– индивидуальность (проведение диагностик, анкет, опросов);
–самостоятельность (выбор коллективно-творческих дел, подготовка к проведению, выполнение обязанностей в классе);
– гуманизм;
– творчество (развитие творческих способностей каждого ребёнка, участие в школьных и районных, краевых мероприятиях);
– коллективизм (работа по сплочению коллектива)
Создание адаптивно- образовательной среды является одним из условий развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и успешной его социализации.
(СЛАЙД) Для создание условий развития социально-адаптированной личности в рамках реализации ФГОС перед педагогом стоят следующие задачи воспитания:
1. Обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания.
2. Вести работу по сплочению коллектива.
3. Уметь применять нормы взаимоотношений с другими людьми во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, спортивной, художественной, общественной.
4.Создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей.
5. Создание здоровьесберегающей среды.
Понятие "адаптивность" определяется как специфическая человеческая форма активного приспособления к окружающей действительности, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Адаптивность рассматривается, с одной стороны, как максимальная адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого, с другой, гибкое реагирование на социокультурные изменение среды, итогом которой является сохранение личности ребёнка в результате адаптации его к быстроменяющейся жизни.
(СЛАЙД) Адаптированность личности в социуме - это такое состояние, которое позволяет ребенку проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент
Организация адаптивной образовательной среды в работе с обучающимися с ОВЗ при единстве и сотрудничестве все участников образовательных отношений позволяет ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправным членом школьного сообщества, а затем и общества в целом. Чтобы достигнуть положительного результата по формированию социально-адаптированной личности для педагога необходимо соблюдение следующих принципов: - Принцип безопасности и здровьесбережения. На данном принципе основана организация просветительской работы с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, проведение спортивных мероприятий и праздников. - Принцип насыщенности культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность (стенды, классный уголок, выпуск газет к праздникам и т.д.) - Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности. «Инструментом» педагога при формировании навыков, способствующих социализации детей с нарушением интеллекта, стало проведение специально разработанных занятий с использованием сюжетно-ролевых игр, направленных на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладения с гневом и агрессией, на развитие позитивного самоотношения. Результатом социализации выступает: уровень развития личности ребенка (степень реализации его способностей); качество образа жизни (участие в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции, удовлетворение культурно-досуговых потребностей). - Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности педагоги используют педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение деятельности. Для этого используют дидактический материал, ИКТ игровую деятельность, дают задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулируют деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи. Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся с ОВЗ в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
- Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у учащихся с ОВЗ умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Особое внимание педагоги уделяют повторению. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.
Одним из главных условий, способствующих самореализации ребенка, развитию его творчества является сам педагог, педагогический коллектив, организующий процесс жизнедеятельности и процесс развития ребенка. Сформировать активную, творческую личность школьника может только активный, творчески работающий педагог, когда на занятиях присутствует сотрудничество, сотворчество учащегося и педагога.
Школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех и эффективность работы которой зависит от многих факторов. Составные части единой образовательной школьной среды – это учебная работа, внеклассная работа и дополнительное образование. Для каждой составной части используются свои средства. Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Конечным продуктом совместной деятельности всех составляющих школьной среды являются праздники, многочисленные проекты, конкурсы, выставки детского творчества.
Участие воспитанников в этих мероприятиях, как правило, повышает их самооценку, даже, если результат не всегда высокий.
Наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Эти явления выражаются особенно интенсивно у подростков, т.к. переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению.
Значение и роль самооценки особенно в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.
Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к взрослости, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.
Чтобы поддерживать в детях желание самосовершенствоваться, педагог всегда должен помнить о методе личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Поэтому, участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках, дети готовятся с предвкушением счастья победы. Но, несомненно, победа приходит не ко всем ожидающим ее. И тем лучше, так, как есть возможность не впасть в эйфорию от бесконечных наград, а ощутить себя частью большого коллектива с равными возможностями для всех, а, значит, продолжить совершенствоваться. Регулярное участие воспитанников в конкурсных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса, способствующего формированию гармоничной, социально - адаптированной личности.
Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. И соперничество, и сотрудничество, прежде всего, характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации.
Только научиться понимать свои ощущения и отношение к ситуации победы – поражения чаще всего ребенок может с подачи взрослого.
Современное образование должно тесно взаимодействовать с семьей.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы.Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».
Кроме духовно – нравственного воспитания одним из наиболее важных направлений государственной социальной политики является профессиональное самоопределение обучающихся.
Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Велика роль педагога во всестороннем развитии социально-адаптированной личности ребёнка. С одной стороны, он должен быть личностью, а с другой должен обладать профессиональными качествами, быть педагогически компетентным, чтобы влиять на саморазвитие ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения
Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения...
Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества
Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...
«ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ТЕАТРЕ МОДЫ «ФЕНТЕЗИ» - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО – АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ».
В 2003 году на базе школы – интерната № 3 г. Тольятти начал свою работу детский театр – моды «Фентези». Театр моды стал некоторым синтезом обучения, творчества и воспитания подрастающего поколен...
Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося
Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена. В ситуации кризиса духовного мира граждан...
«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)
На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...
Доклад Формирование социально адаптированной личности через организацию коллективных дел с применением игротеперапии в воспитательном процессе школы-интерната
Игра -самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться....
Современные подходы и технологии в формировании социальной адаптированности школьников.
Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обус...