Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества
статья по теме

Конышева Светлана Сергеевна

Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- адаптированной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_socialnoadaptirovannoy_lichnosti.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

«Формирование социально–адаптированной личности  воспитанников посредством участия в выставках детского творчества»

        Наша цель – создать социально-адаптированную личность. Отсюда задача: развитие интереса у детей к пониманию национальной культуры и искусства как неотъемлемой части современного общества и человека.

        Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский, опираясь на идеи Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и С.Т. Шацкого, разработал уникальную педагогическую систему становления творчески и нравственно развитой личности в условиях специального социума, получившего всемирную известность как Павлышская средняя школа. Ее задача заключалось в том, чтобы «открыть

буквально перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития духа, где он сможет достичь вершины, проявить себя, заявить о своем «Я», черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым».

       Школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех и эффективность работы которой зависит от многих факторов. Составные части единой образовательной школьной среды – это учебная работа, внеклассная работа и дополнительное образование. Для каждой составной части используются свои средства. Составляющие единой школьной среды не существуют обособленно друг от друга, а взаимодействуют, пересекаются, интегрируют. Результаты такой интеграции – факультативы, предметные кружки, концерты, спектакли, выставки. Конечным продуктом совместной деятельности всех составляющих школьной среды являются праздники, фестивали, многочисленные проекты, конкурсы, выставки детского творчества.

         Участие воспитанников в этих мероприятиях, как  правило, повышает их самооценку, даже, если результат не всегда высокий.

        Наличие положительной оценки создает у детей переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для нормального формирования личности. Эти явления выражаются особенно интенсивно у подростков, т.к. переживания связаны с целым комплексом особенностей, характерных  для этого возраста: с интенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличием стремления к самоутверждению.
       Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективные переживания решающим образом влияют на формирование характера.

        Появление устойчивой самооценки, так же как и устойчивых идеалов, в которых воплощаются притязания школьников, в отношении моральной сферы и качеств своей личности становятся важнейшими факторами их развития к концу подросткового возраста. А это значит, что в указанный период начинают приобретать все большее и большее значение внутренние факторы развития, определяющие собой новый тип взаимоотношений между ребенком и средой: подросток уже становится способным к самостоятельному развитию через самовоспитание и самосовершенствование. Установление этого типа развития подготавливает переход подростка к новой возрастной ступени, к взрослости, где внутренние факторы развития становятся доминирующими.

         Чтобы поддерживать в детях желание самосовершенствоваться, педагог всегда должен помнить о методе личной перспективы, создающей у ребенка веру в свои возможности. Решающая роль принадлежит методу ожидания завтрашней радости, к которому прибегают многие опытные педагоги. Поэтому, участвуя в конкурсах, соревнованиях, выставках, дети готовятся с предвкушением счастья победы. Но, несомненно, победа приходит не ко всем ожидающим ее. И тем лучше, так, как есть возможность не впасть в эйфорию от бесконечных наград, а ощутить себя частью большого коллектива с равными возможностями для всех, а, значит, продолжить совершенствоваться.

               Известно, что адаптивные процессы могут иметь характер соперничества и сотрудничества. И соперничество, и  сотрудничество, прежде всего, характеризуются познавательными процессами — личность воспринимает и так или иначе интерпретирует для себя ситуацию, запоминает новые правила поведения. Все это свидетельствует в пользу того, что адаптацию личности можно рассматривать как форму ее социализации.

        Только научиться понимать свои ощущения и отношение к ситуации победы – поражения чаще всего ребенок может с подачи взрослого.

        Адаптированность личности в социуме можно рассматривать, как такое ее состояние, которое позволяет ей проявлять свои возможности, убедиться в собственной значимости, достигать поставленных целей, поддерживать других в трудный момент.

          Регулярное участие воспитанников в конкурсных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса, способствующего формированию гармоничной, социально - адаптированной личности.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный образовательный проект «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

.  Идея проекта и обоснование его  востребованности  и  актуальности. «Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих р...

«ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ТЕАТРЕ МОДЫ «ФЕНТЕЗИ» - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО – АДАПТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ».

В 2003 году на базе школы – интерната № 3 г. Тольятти начал свою работу детский театр – моды «Фентези». Театр моды стал некоторым синтезом обучения,  творчества и воспитания подрастающего поколен...

Духовно- нравственное воспитание - основа формирования социально- адаптированной личности обучающегося

Духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена.   В ситуации кризиса духовного    мира   граждан...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...