Успех каждого ребенка в условиях традиционного и дистанционного обучения.
статья

Погосова Стелла Громовна

В данном докладе освещены основные способы и методы для создания эффективной среды обучения в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_uspeh_kazhdogo_rebenka_pogosova_s.g.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Успех каждого ребенка в условиях традиционного и дистанционного обучения.

Подготовила: учитель английского языка

 МАОУ СОШ №21 г. Балаково

Погосова Стелла Громовна

2023г.

Говоря об успехе каждого ребенка в образовательной организации на слуху у нас Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года и утверждение государственного национального проекта «Образование».

Что же это для нас, педагогов, успех каждого ребенка в условиях возросшей информатизации?

Перед нами стоит одна из важнейших задач: создание эффективной системы образования, способной подготовить население к современной жизни. Цифровая грамотность помогает создавать, понимать и использовать информацию, это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире. Благодаря развитию электронных технологий сейчас можно получить знания, не выходя из дома.

Но несмотря на растущий спрос на такое образование, Россия только в начале пути его освоения. По это причине существуют как защитники этой идеи, так и ее противники.

В процессе изучения этой темы, я столкнулась с разными мнениями квалифицированных педагогов.

Кто-то утверждает, что традиционная, или назовем ее очная форма обучения наиболее эффективна, аргументирую тем, что учитель всегда рядом с учеником и готов ему помочь в любом вопросе в любое время учебного процесса. И это, действительно, так, учитывая, что традиционное обучение базируется на передаче знаний от учителя к ученику. Даже большинство родителей готовы поддержать привычную им с детства систему.

Но сама жизнь и условия пандемии открыла для многих из нас и для наших учеников, в частности, иную форму. То, что казалось нам далеким будущим, стало нашей реальностью в один миг. И отрицать преимущества дистанционной формы обучения невозможно.

Что она нам предлагает? Как она поможет ученику стать успешным?

Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс поможет решить проблему оперативного использования новых знаний, повысить информационную обеспеченность учебного процесса, дать учащимся доступ к общению с выдающимися учеными, позволить виртуальный выход в музеи, библиотеки, парки и другие ранее недоступные или малодоступные места.

Исследования по растущей популярности дистанционного образования выделяют следующие причины:

·   предоставляет возможность использовать в процессе обучения современные технологии, то есть параллельно осваивать навыки, которые потом пригодятся в работе;

·   теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения. Формирование теоретических и практических навыков достигается в процессе систематического изучения материалов и прослушивания и повторения за диктором упражнений на аудио и видеоносителях.

·         не только расширение диапазона знаний, но и возможность сравнения уровня знаний учеников параллельного класса (олимпиады, конференции и т.д.);

·         диалог с другими учащимися (форум);

·         создание собственной образовательной траектории обучения;

·         выбор индивидуальной траектории обучения;

·         непрерывное обучение (независимо от болезни, участия в соревнованиях и т.д.)

·         быстрый доступ к различным источникам информации с оперативной передачей любого ее объема и вида (визуальной, звуковой, динамичной, текстовой, графической) на любые расстояния;

·         осуществление контроля с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности;

·         осуществление самоконтроля и самокоррекции результатов;

·         визуализация учебной информации в процессе, в том числе, скрытом реальном мире;

·         проведение лабораторных работ в условиях имитации в образовательном ресурсе реального опыта или моделирование эксперимента, который практически невозможно показать в школьной лаборатории;

·         комфортность условий для творческого самовыражения;

·   возможность не выходить из дома.

Эффективность освоения учащимся дистанционного курса обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит следующие учебные материалы:

·         методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;

·         систему открытого планирования всех тем и разделов урока;

·         последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;

·         терминологический словарь;

·         мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты, интерактивные карты;

·         интерактивные тесты;

·         тренажеры по предметам;

·         лабораторный практикум удаленного доступа;

·         комплексные домашние задания и творческие работы;

·         справочники;

·         богатый иллюстративный материал;

·         архивную и энциклопедическую информацию;

·         библиографические ссылки;

ДО ориентирует учителя, осуществляющего методическое сопровождение учащегося, не только на достижение высокого уровня освоения учебного материала, но и развитие у учащихся таких навыков, как:

- умение ставить учебную цель,

- сформулировать информационный запрос,

- найти адекватные источники информации,

- грамотно извлекать информацию,

- владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения;

- использование приобретенной информации и знаний, выработанных на ее основе в собственной письменной речи,

- развитие визуальной, двигательной и словесно-логической памяти.

Этому способствует методика работы учащихся с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый урок сопровождается ознакомлением учащегося с планом, темами, подтемами и разделами урока.

Особо существенной является возможность педагога создавать ситуацию успешности для каждого учащегося. В условиях дистанционного образования это достигается путем предоставления учащемуся права осваивать урок заново с условием ротации тестовых заданий. Таким образом, учащийся может достичь того уровня освоения учебного материала, на который он претендует.

Методическое и педагогическое сопровождение дистанционного учебного процесса, осуществляемое сетевыми учителями и педагогами-кураторами, является основным фактором управления учебным процессом. Ключевыми направлениями их деятельности являются:

- координация учебного процесса;

- контроль за ходом освоения образовательных программ;

- консультирование учащихся как по вопросам, связанным с построением индивидуальных учебных планов, так и вопросам, возникающим по ходу изучения учебного материала;

- корректировка (в случае необходимости) индивидуальных учебных планов учащихся.

 

Итак, дистанционное обучение:

- это коммуникативное пространство, в котором осуществляются взаимодействия в основных системах «сетевой учитель» и «ученик — ученик» через диалоговое, проблемное изложение материала урока, контроля и самоконтроля за качеством усвоения знаний и уровнем развития умений, функционирование форумов;

- это информационное пространство, которое включает, как материалы уроков, так и системы ссылок на дополнительную информацию;

- это пространство, в котором осуществляется обучение с применением эффективных обучающих технологий, основывающихся на реализации деятельностного подхода, предполагающего активную роль ученика в учебном процессе. В условиях возрастающей роли самостоятельной работы учащихся особую значимость приобретают исследовательская, проектная деятельность, мини-исследования, которые предлагают авторы данной системы.

 Специфика дистанционного обучения профильному предмету позволяет применять методики, отличные от пассивных, - методики активные и интерактивные, определяемые в частности потенциалом дисциплины и важностью задач социализации учащихся, которые способствуют развитию умений находить, получать и анализировать информацию, делать выводы и принимать на их основе решения. 

Задача школы – дать знания по предмету и закрепить их в процессе практической деятельности. Умение сочетать традиционную и дистанционную форму обучения будет являться залогом успеха в обучении школьников. В связи с этим задачи учителя несколько изменятся. Он станет организатором процесса обучения, а не транслятором учебной информации. Учитель должен по-другому планировать свой урок – включать в него информационную (теоретическую) и деятельностную (практическую) части обучения. Теоретическая часть может лучше усваиваться on-line, а практическую лучше проводить лично с учителем, который может сосредоточить основные усилия на обсуждении трудных вопросов и уделить время ответам на вопросы учащихся.

В сложившихся сейчас условиях появилась необходимость реструктурировать формы образовательной деятельности: увеличить объем самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, практических и творческих работ исследовательского характера, таких как проектное обучение.

На разных этапах урока меняются способы учебной деятельности. Во вступительной части урока имеет смысл представить перечень вопросов по изучаемой теме. Это можно сделать с помощью слайдов. На этапе объяснения нового материала стоит задача сформировать заинтересованность ученика в восприятии новой информации, показать необходимость ее изучения, рассмотреть, какие проблемы могут быть решены с помощью этого материала. Усвоению новых знаний может помочь демонстрация видеоролика, материала в виде графиков, диаграмм, чертежей. Учитель в этом случае поясняет увиденное на экране, отвечает на вопросы учащихся. С целью систематизации и закрепления изученного материала учителю целесообразно сделать обзор основных положений и их взаимосвязь. Обеспечить помощь в практическом усвоении материала могут помочь учебные тренажеры, интерактивные атласы, слайды, таблицы. Проверка усвоения нового материала может быть осуществлена с помощью тестов, самостоятельных, контрольных и других проверочных работ.

Дети, родившиеся в эпоху интернета, проводят очень много времени перед экранами, поэтому у них могут возникать трудности в общении с живыми людьми. Электронные ресурсы не могут заменить человеческого общения, не может быть диалога с компьютером. Обучение не станет полноценным без живого общения с учителем. По этой причине использовать мобильные устройства в учебном процессе надо рационально и дозированно, иначе это может негативно отразиться на жизни, здоровье и обучении детей.
К минусам дистанционного обучения можно отнести то, что нет реального общения между учителем и учеником, отсутствует эмоциональная связь между участниками обучения, нет возможности изложить свои знания в устной форме, не хватает контактов с друзьями. В процессе «общения» с компьютером учащиеся ощущают недостаток практических занятий. В этих условиях не решается проблема идентификации и самоидентификации, не прививается привычка учащихся к самодисциплине. Дистанционное обучение не обеспечивает развития речевой, графической и письменной культуры учащихся. Это может также усугубляться недостаточно хорошей технической оснащенностью учащихся в домашних условиях.

При традиционной системе обучения может иметь место недостаточное разнообразие форм подачи учебного материала, отсутствие индивидуальной работы, усредненный подход, слабая обратная связь. Умелое сочетание и интеграция традиционного и дистанционного образования дадут возможность применять различные методические приемы и разнообразить виды деятельности на уроке и повышать качество образования. Сочетание контактного и дистанционного образования даёт возможность добиваться более высоких результатов по сравнению с исключительно on-line форматом или исключительно традиционной формой.

Таким образом, смешанная модель обучения – это модель будущего для массовых школ, в связи с чем перед учителями стоит задача овладения дистанционным методом и новой стратегией организации урока.

Использование компьютерных технологий на уроке имеет смысл только в тех случаях, когда оно является средством облегчения учительского и ученического труда. Оно не должно сводиться к неоправданному длительному сидению учащихся и учителей у компьютера. Использование компьютера должно быть не самоцелью, а эффективным дополнением к учебному процессу.

В любом случае, пока дети еще ходят в школу, учитель должен быть главным на уроке и определять его структуру и содержание. От учителя зависит заинтересованность учащихся в получении новых знаний и развитие познавательной деятельности. Если суметь грамотно соединить образование и современные технологии, можно будет воспитать и вырастить развитое и образованное поколение людей.

Решение проблемы внедрения электронного обучения во многом зависит не только от учителей, но и от работников и руководителей департаментов образования. Учителя нуждаются в выработке оптимального режима работы в условиях смешанного обучения. Должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, разработаны стандарты качества и методика осуществления дистанционного образования. И конечно, необходимо дать необходимые знания педагогам в области компьютерной грамотности, квалифицированно ознакомить их со структурой и интерфейсом используемых в работе приложений и приёмами практической деятельности, применяемыми в on-line обучении.

Список литературы.

1.     Moodle. Виртуальная обучающая среда [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://opentechnology.ru/files/moodle/docs/teacherguid/

2.     Захаров     В.Б.,  Мамонтов     С.Г., Сонин     Н.И.     Общая     биология     10     класс. Профильный уровень. / Под ред.проф. В.Б.Захарова. – М.:     Дрофа, 2015., входящий в Федеральный перечень и рекомендованный для профильного обучения

3.     Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.

4.  Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю. Реализация принципа индивидуализации в условиях дистанционного обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. Изд.: СГТУ, 2010. №6 с.41-47. Керова Т.М., Чуркина А.Ю. О начальном курсе английского языка через дистанционное обучение // Современные наукоемкие технологии №2, 2010. с. 27

5. Кудрина Е.В. Современное общество и дистанционное обучение // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус Т.2 №16, 2010. с. 57-58


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")

В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....

Успех каждого ребенка

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....

Выступление на педсовете школы по теме «Создание условий реализации проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» в МОАУ «СОШ № 38 г. Орска».

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....