Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся
статья

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательности, творческой активности учащихся. Поэтому основную задачу вижу в выборе оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся на уроке, главными критериями эффективности которых являются принципы педагогической техники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._opisanie_praktiki.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Форма описания / анализа практики

1. Название практики

Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся

2.Авторы — разработчики практики не более 3-х человек)

Харлина Людмила Иозасовна,

учитель математики,

МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай

З. Где проходила реализация практики

  МКОУ СОШ № 5 г. Алзамай

4. Когда началась реализация практики и когда закончилась, если практика больше не реализуется

Бессрочная

5. Ценности практики

Сочетание приемов педагогической техники с технологией критического мышления

6. Адресная группа благополучателей

  Обучающиеся 5-11 классов

7. Краткая аннотация практики

В практике работы ведущую роль отвожу созданию позитивного отношения к предмету, поддержанию у детей достаточно высокого уровня мотивации на протяжении всех лет обучения, стимулированию любознательности, творческой активности учащихся. Поэтому основную задачу вижу в выборе оптимальных форм и методов организации учебной деятельности учащихся на уроке, главными критериями эффективности которых являются принципы педагогической техники

8. Основные мероприятия

Пять основных принципов педагогической техники:

  • Принцип свободы выбора
  • Принцип открытости
  • Принцип деятельности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип идеальности

9. Результаты

Данная работа направлена на совместное творчество, на самостоятельный выбор, на развитие творческого начала школьников, на познание себя как ученика и человека.

10. Факторы, влияющие на достижение результатов

Неудачи с усвоением школьного курса математики связаны не с отсутствием способностей, а с отсутствием систематической работы по изучению курса математики, с непониманием того, что без приобретения необходимых знаний по предыдущим темам курса, невозможно понять последующие части курса. Необходимо глубокое и всестороннее изучение причин, порождающих трудности в обучении, надо своевременно найти меры педагогического воздействия, наиболее подходящие именно для этого школьника. Необходимо вести систематическую работу по развитию математических способностей у всех школьников, по воспитанию у них интересов и склонностей к математике.

11. Какими навыками, компетенциями, подготовкой должны обладать авторы и исполнители практики

Учитель должен не только заинтересовать своих учеников, но и ненавязчиво стимулировать их к самостоятельной аналитической деятельности, индивидуальному и коллективному поиску логически обоснованных решений и закономерностей.

12. Имеется ли методическое или информационное обеспечение реализации практики

Анатолий Гин «Приемы педагогической техники».

13. Роль социальных партнеров в реализации практики

Социальными партнерами выступают родители, которые заинтересованы в повышении уровня знаний своих детей

14. Какие позитивные изменения (результаты) можно констатировать у благополучателей по итогам реализации п актики

Повышение уровня мотивации подтверждаются результатами успешности учебной деятельности: ученики достойно выдерживают государственную (итоговую) аттестацию за курс среднего (полного) общего образования, продолжают стабильно учиться в высших и профессиональных учебных заведениях. Таким образом, к окончанию средней школы у основной массы учащихся сформировано стремление к самостоятельному приобретению знаний, интеллектуальному совершенствованию.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для учеников и учителей урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Успех урока зависит от педагогических приемов, которые выбирает учитель.

В методическом пособии «Как помочь учителю в освоении ФГОС» М.М. Поташник и М.В. Левит рассматривают пять методических требований к современному уроку:

  • Знание ученика и использование этого знания при планировании урока.
  • Оказание помощи ученику в раскрытии личностного смысла любого изучаемого
    на уроке материала.
  • Продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований
    содержания учебного материала.
  • Включение в содержание урока заданий творческого характера.
  • Оценивание не воспроизведённых по образцу знаний, а их использование в новой ситуации.

Заинтересовать учащихся математикой дело не совсем простое, многое зависит от того, каким образом вовлечь учащихся в обсуждение учебного материала. Приведу некоторые приемы, используемые в работе.

Пять основных принципов педагогической техники:

  • Принцип свободы выбора
  • Принцип открытости
  • Принцип деятельности
  • Принцип обратной связи
  • Принцип идеальности

Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые я использую, опираясь на книгу Анатолия Гина «Приемы педагогической техники».

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА. Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Данный принцип направлен на предоставление ученику права выбора с условием ответственности за свой выбор. Реализую этот принцип через такие приемы:

  • «Повторяем с контролем». Например, ребята составляют вопросы к изученному на уроке материалу, затем в парах отвечают на них
  • «Свои примеры». Использую на этапе изучения нового материала, учащиеся составляют свои примеры. Например, после изучения темы «Средняя линия трапеции» или любой другой темы на вывод формул для геометрических фигур предлагаю придумать задачу, в решении которой потребуется применить изученную формулу. Так, после изучения темы «Формула объема прямоугольного параллелепипеда», ребята составили такие задачи:
  • Чему равен объем куба, ребро которого равно 13 см?
  • Высота ящика равна 9 см, найти площадь основания ящика если его объем равен                        15300 см3?
  • Объём прямоугольного параллелепипеда равен 4050дм3, его ширина 3 дм, высота 5 дм. Найдите длину параллелепипеда.
  • Актовый зал в школе имеет размеры длина 40 м, ширина 10 м, высота 5 м, найдите объем актового зала?

На данном этапе необходимо заставить учащегося поверить в собственные силы, доказать ему, что и он, может сам выполнить то или иное задание.

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.  Данный принцип состоит в том, чтобы не только давать знания, но и сталкивать ученика с проблемами, решение которых лежат за рамками изучаемой темы.                  

  • Прием «Обсуждаем домашнее задание». С ребятами обсуждаю вопрос: «Каким должно быть домашнее задание?», чтобы новый материал был понят и закреплен. Домашнее задание даю нескольких уровней:

1 уровень – обязательный минимум (это задания понятны и посильны любому ученику)

2 уровень – тренировочный (выполняют те, кто желает хорошо знать предмет)

3 уровень – творческое задание (выполняют добровольно, но его стимулирую высокой оценкой) 

1 и 2 уровень даю блоком, состоящим из 10 задач, ученик сам должен выбрать и решить не менее половины заданий.

На данном этапе дети сами отслеживают уровень своей компетентности. Более успешные дети выполняют творческие, продвинутые задания.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Данный принцип заключается в освоении ребятами знаний, умений и навыков в деятельности. Использую приемы, которые побуждают применять знания в новых условиях, искать их применение, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения.

  • Прием «Лови ошибку», предлагаю решенные примеры, дети должны быстро обнаружить и исправить ошибку. 
  • Прием «Творчество работает на будущее», дети делают творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов. Например, в 8 классе составили примеры для соседа по парте по теме «Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни».
  • Прием «Верю, не верю», при повторении темы «Треугольник», ребята оценивали утверждения, неверные исправляли.

Утверждение

Верно/неверно

Если неверно, то правильный ответ

Сумма углов любого треугольника равна 360 градусам

Треугольник, у которого квадрат одной из сторон равен сумме квадратов двух других сторон, прямоугольный.

В равнобедренном треугольнике углы при основании тупые

Любая биссектриса равнобедренного треугольника является высотой

Внешний угол треугольника равен сумме его внутренних углов

  • Прием «Да или нет говорите». Отвечая на вопросы «да» или «нет» отгадать фигуру по геометрическим свойствам.

Фигура объемная?

нет

Фигура плоская?

да

Треугольник?

да

Правильный треугольник?

нет

Все углы острые?

нет

Центр описанной окружности лежит на стороне?

да

Это прямоугольный треугольник?

да

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Очень важен на этапе контроля. Контролирую процесс обучения через:

  • Прием «Привлекательная цепь», например, научиться строить на листе бумаги параллельные прямые с помощью линейки и треугольника. 
  • Прием «Пересечение тем». Ученики подбирают примеры, вопросы, задачи связывающие изучаемый материал с любой ранее изученной темой. Например, изучая тему «Преобразования логарифмических и показательных выражений», прошу рассказать все о числе «5» и рассмотреть преобразование тригонометрических выражений, связанных с этим числом.
  • Прием «Релейная контрольная работа».  Контрольную работу провожу по текстам уже решенных задач.  Работу формирую из массива заданий с обязательным включением задач разобранных в классе. Чем внимательнее был, чем больше решил задач, тем больше вероятность встретить знакомую задачу. Этот прием использую для подготовки к ОГЭ.

Темы

Базовый уровень

Повышенный уровень

Решения, рассмотренные на уроке

(оценка «3»)

Решения, рассмотренные самостоятельно

(оценка «4»)

Оценка «5»

Теорема Пифагора

Длина стремянки в сложенном виде равна 1,85 м, а её высота в разложенном виде составляет 1,48 м. Найдите  расстояние                (в метрах) между основаниями стремянки в разложенном виде

Девочка прошла от дома по направлению на запад 500 м. Затем повернула на север и прошла 300 м. После этого она повернула на восток и прошла еще 100 м. На каком расстоянии                    (в метрах)от дома оказалась девочка?

Прямая AD,

Перпендикулярная медиане ВМ треугольника

АВС, делит её пополам. Найдите сторону АС, если сторона АВ=4.

Вычисление длин площадей

Сколько досок длиной 3,5 м, шириной 20 см и толщиной  20 мм выйдет из четырехугольной балки длиной 105 дм, имеющей в сечении прямоугольник размером 30 см 40 см?

Дизайнер Павел получил заказ на декорирование чемодана цветной бумагой. По рисунку определите, сколько бумаги (в см2) необходимо закупить Павлу, чтобы оклеить всю внешнюю поверхность чемодана, если каждую грань он будет обклеивать отдельно (без загибов)

Точка H является основанием высоты BH,

проведённой из вершины прямого

угла B прямоугольного треугольника ABC. Окружность с диаметром BH пересекает стороны AB и CB в точках P и K

соответственно. Найдите PK, если BH=16.

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ. Этот принцип основан на согласовании сложности обучения с возможностями учеников, позволяет максимально использовать знания, интересы учащихся и вовлечь их в работу по обучению друг друга.

  • Прием «Удивляй», например, предлагаю начертить любой треугольник, с помощью транспортира измерить его углы и найти их сумму. У всех получается 1800. Это удивляет ребят и легко запоминается доказательство данного свойства.
  • Прием «Практичность теории». Данный прием использую при групповой работе. Например, практическая работа «Подобие треугольников», необходимо измерить высоту дерева, измерив длину тени дерева, человека и применив формулу подобия вычислить высоту дерева. Предлагаю найти другие способы решения этой практической задачи.

В заключении хочу сказать, что каждый прием педагогической техники, который применяем на уроке должен быть эффективным и целесообразным. При отборе приемов нужно учитывать уровень познавательных способностей класса, индивидуальные способности и дифференцированный подход. Они могут сочетаться с современными технологиями. В своей практике я тесно использую приемы педагогической техники в сочетании с технологией развития критического мышления. Нужно ставить перед детьми проблему, чтобы они сделали для себя открытие, и это будет для них личностно значимо. В этом заключается задача успешного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Выступление на педагогическом совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педагогическим совете "Новые формы и методы повышения мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы"...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Выступление на педагогическом совете от 31.08.2018 «Повышение мотивации обучающегося на уроках географии»

Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. Это динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий е...

презентация Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся

презентация к практике "Использование принципов педагогической техники на уроках математики для повышения мотивации обучающихся"...

Использование QR-кода в образовательной деятельности- как фактор повышения мотивации обучающихся

Использование QR-кодав образовательной деятельности- как фактор повышения мотивацииобучающихся...