Выступление на ШМО "Приёмы организации образовательной деятельности в системно- деятельностном подходе."
статья

Белова Екатерина Александровна

Приёмы организации образовательной деятельности в системно- деятельностном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_sdp.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы организации образовательной деятельности в системно- деятельностном подходе.

(Белова Екатерина Александровна)

Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. При планировании урока выбираются,  в зависимости от целей и задач учебного занятия, его содержания, специфики работы с конкретными обучающимися, методы, формы и приемы организации деятельности учащихся. Главный критерий оптимальности выбора – результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).

Метод- последовательность ресурсообеспеченных, целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.

Методы:

- словесный,

- наглядный,

- частично- поисковый,

- практический.

Формы:

- индивидуальная,

- парная,

- фронтальная.

Приёмы- конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.

Поговорим о приёмах, которые можно использовать на уроках математики.

Эффективный прием работы для формирования вычислительных навыков учащихся - это устный счет. Начать можно с повторения таблицы умножения и действий с числами с разными знаками, а дальше несложные задания по теме.

Пример1: Решение линейных уравнений. Найти x. Уравнения: 2х=6, -7х=28, 10х=3.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Вычислить:

sin 30°, cos 45°, tg 60°. Вычислить α: cosα=, sinα=.

Приёмы работы с текстовыми источниками информации.

Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.

Пример2: Доказательство первого признака подобия треугольника. В готовом тексте заполнить пропуски.

Пример3: Исправить ошибки:

- Сумма смежных углов равна 360°.

- Градусная мера прямого угла 89°.

- У треугольника три вершины, четыре стороны. (В данном случае проверяются теоретические сведения).

Исправление преднамеренных ошибок, например при решении уравнений:

2(х+1)=18

2х+1=18

2х=18-1

2х=17

х=17:2

х=8,5 Найти ошибку, решить и сделать проверку решения. Задания позволяют проверить знание теории и практики.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Пример4: Рабочая тетрадь по геометрии 7 класс, 8 класс. На каждую тему есть блок задач на вычисление, доказательство или построение с пропусками.

Составление опорных схем.

Пример5: Квадратные уравнения. Площади геометрических фигур.

Поиск ответов на поставленные вопросы, конспектирование, составление кроссворда (Устройство компьютера).

Приёмы работы с тестами

Контрольное тестирование (добавление в контрольную работу тестовой части )

Работа с тестами, с целью проверки домашнего задания (физика). Учебник: Контрольное тестирование по физике 7,8,9 классы. Тесты по большинству тем как с выбором ответа, так и с записью своего.

Исследовательские задания при изучении нового материала

Пример: Тема «Сумма углов треугольника».

Предлагается с помощью транспортира измерить углы готовых остроугольного, тупоугольного и прямоугольного треугольников. Заполнить таблицу и найти сумму углов. Затем изобразить самостоятельно несколько треугольников и измерить их углы. Затем сделать вывод о сумме углов треугольника.

Создание проблемной ситуации

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным

Пример:

  1. расположите единицы измерения длины в порядке их увеличения: километр, метр, миллиметр, сантиметр
  2. расположите единицы измерения массы в порядке их увеличения: грамм, тонна, килограмм, тонна
  3. расположите единицы измерения информации в порядке их увеличения: терабайт, байт, мегабайт, бит.

Выполнение лабораторных работ (физика). Пример: «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Занимательные опыты (теплопроводность) и кратковременные лабораторные работы.

Решение ситуационных задач.

Пример: Тема «Масштаб». По карте составить маршрут из города А в город В, вычислить длину маршрута.

Начертить план своей комнаты в масштабе 1:50.

Телевизор стоил 10 000 рублей. В апреле он подорожал на 30 %, а в декабре подешевел на 40 %. Сколько стал стоить телевизор в декабре?

- Задачи на измерение площадей и объемов.

- Задачи на передвижение.

- Измерительные работы на местности.

 

Приём : Опрос по цепочке. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому. В геометрии при проверке формулировок теорем и определений. Алгебра: алгоритм решения квадратного уравнения, вынесение общего множителя за скобки, приведение дробей к общему знаменателю. Позволяет проверить знание теоретического материала.

Творческие задания (доклады, домашние эксперименты, презентации)

 Прием: Подготовка к ОГЭ. Во время урока, при закреплении изученной темы, решать задания из открытого банка заданий (Арифметические и геометрические прогрессии, установление соответствия между функциями и их графиками, решение квадратных уравнений)0.

Приёмы постановки вопросов:

 ”Толстый” и “тонкий” вопрос (на этапе контроля знаний).

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните почему….?

Почему вы думаете….?

Предположите, что будет если…?

В чём различие…?

Почему вы считаете….?

Кто..? Что…? Когда…?

Может…? Мог ли…?

Было ли…? Будет…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?


Объясните, почему зная одну сторону квадрата, можно вычислить его периметр и площадь.

В чём различие между равнобедренным треугольником и равностороннем треугольником?

Почему вы считаете, что данные треугольники равны?

Что дано по условию задачи?

Согласны ли вы, что данные треугольники равны?

Верно ли, что две прямые на плоскости, перпендикулярные третьей прямой, параллельны друг другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Мастер - класс «Организация урока в рамках системно - деятельностного подхода»

Мастер - класс простроен на основе открытого урока "Олимпийские игры: вчера, сегодня, завтра". Даёт представление об этапах современного урока....

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода (опыт работы)

В пункте 5 ФГОС говорится о том, что “в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;- проектирование...

Выступление: Боркова Е.Б. «Гимназия №5»Тема: "Системно-деятельностный подход в декоративно-прикладном творчестве"

Введение  системы ФГОС в обучающий процесс, позволило по иному взглянуть на возможности организации  позновательной деятельности школьников  на уроках изобразительного искусства с учето...

Выступление на тему: «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода (в условиях внедрения ФГОС ООО)»

Выступление содержит теоретический материал о современном уроке с личностно-деятельностным подходом (методологическая основа) и современными образовательными технологиями....

Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Структурные элементы учебного занятия в рамках системно-деятельностного подхода. их дидактические задачи и показатели результативности....