«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
консультация

Ермилова Валентина Борисовна

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения,  ведь готовность личности поступать морально формируется под воздействием духовнонравственных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        ГКУ СО МО Семейный центр помощи семье и детям

                       «Преображение»

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

                                    Выполнила : воспитатель Ермилова В.Б.

Воспитанниками  нашего  центра, как правило, являются социально дезадаптированные дети, имеющие признаки отклонений поведения от наиболее важных социальных норм. Асоциальное поведение – это уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений. У детей наиболее распространены побеги из дома, систематические пропуски в школе, воровство, агрессивное поведение, ложь, вымогательство.

Профилактика – совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния. Можно выделить три основные  причины асоциального поведения : биологическая, психологическая и социальная. Биологическая причина выражается в физиологических особенностях подростка, психологическая - в особенностях темперамента, а социальная  отражает взаимодействие подростка с социумом.

Но все же опыт работы показывает, что корень проблемы лежит в семье ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Разумеется, что процесс социализации таких несовершеннолетних чрезвычайно труден.

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравственной потребности ребенка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения,  ведь готовность личности поступать морально формируется под воздействием духовнонравственных потребностей.

Что же такое духовно-нравственные ценности? Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие на достижение высших идеалов

Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий: духовность и нравственность. Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственность — это личностная характеристика,  объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм,

Система ценностей человека формируется в течение его жизни. Это, прежде всего, результат воспитательной работы. Формирование духовно-нравственных ценностей  в условиях социально-реабилитационного центра происходит в рамках реализации программ по духовно-нравственному  и гражданско-патриотическому воспитанию и строится на принципах ценностного отношения к человеку, подражания взрослому и базовых ценностей национальной культуры.

Содержание духовно-нравственного воспитания  способствует формированию следующего внутреннего портрета ребенка: любящий, добрый, ответственный, справедливый, самокритичный, толерантный, культурный, самостоятельный и законопослушный, трудолюбивый, оберегающий красоту мира, чувствующий свою связь с народом, страной, культурой. Содержание гражданско-патриотического воспитания способствует формированию у детей и подростков патриотизма и гражданственности, чувств сопричастности, уважения к истории, гордости за свою родину и народ, долга и ответственности за будущее страны. Принцип ценностного отношения к человеку заключается в признании его наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности воспитанника состоит в том, чтобы помогать ему, продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Для поворота ребенка к духовности педагог сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Духовная близость и уважение к педагогу, желание ему подражать зависят от степени его  компетентности и профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не станет авторитетным наставником. Духовно-нравственное здоровье педагога определяет основу его профессиональной культуры. Формирование нравственных ценностей должно основываться на базовых ценностях национальной культуры.  

Организация духовно-нравственного воспитания  в условиях социально-реабилитационного центра осуществляется по следующим направлениям:

 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ( любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов).

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).

3. Воспитание нравственных чувств,  убеждений, этического сознания (справедливость, милосердие, честь,  достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, культура общения, поведения, любовь и верность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовности, религиозной жизни человека)

4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (физическое и духовное здоровье, экологическая культура и ответственность, здоровый и безопасный образ жизни).

5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни (нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, семейные ценности).

 6. Эстетическое воспитание ( красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

 Все направления воспитания и социализации важны и происходят в рамках реализации следующих мероприятий:  в процессе бесед, круглых столов, участия в конкурсах просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий в процессе  чтения художественной  литературы, просмотра и обсуждения фильмов, тренингов.

 Воспитанники знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России, в процессе  чтения художественной  литературы, просмотра и обсуждения фильмов, тренингов.

 Дети  получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, их роли в жизни общества, о символах государства во время музыкально-литературных композиций, викторин, экскурсий, просмотра кинофильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам, экскурсий по историческим и памятным местам, овладевают навыками труда и самообслуживания.

  Также воспитанники знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, содержанием и значением государственных праздников.  

Беседы  о семье помогают получить представления о семейных ценностях (взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций)

На занятиях и мероприятиях получают представления о здоровье,  здоровом и безопасном образе жизни, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья, учатся экологически грамотному поведению в центре, дома, в природной среде; получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной  культуры родного края,  с фольклором и народными художественными промыслами.

Таким образом, развитие духовно-нравственных ценностей детей и подростков способствует профилактике асоциального поведения и формированию у них  нравственных чувств, обогащению их эмоционального мира, накоплению опыта нравственного поведения путем организации практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ ОБЪЕДИНЕНИИ»

Нестабильность общества и отсутствие четких нравственных ориентиров в наши дни привели к тому, что «произошла интенсивная примитивизация сознания людей, и, прежде всего молодежи. Отмечается рост циниз...

Система межведомственного взаимодействия детского дома по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.

Система межведомственного взаимодействия детского дома  по вопросам профилактики асоциального поведения воспитанников.В статье рассматриваются вопросы межведомственного взаимодействия детского до...

ШМО "Деятельность педагогов по профилактике асоциального поведения воспитанников"

В чём выражается девиантное поведение подростков, каковы факторы  и причины такого поведения, как выстроить систему воспитательной работы по профилактике асоциального поведения детей.Такого типа ...

Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Влияние средств массовой информации на нравственные качества школьников....

««Профилактика асоциального поведения подростков в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»»

В целях решения социальной реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказания обеспечения профилактической деятельности на Сахалине области наря...