ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
учебно-методический материал (5 класс)

Шевченко Галина Юрьевна

Влияние средств массовой информации на нравственные качества школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Формирование нравственной культуры младшего школьника является актуальной проблемой на сегодняшний день. Этот процесс связан с целенаправленным взаимодействием педагога с воспитанниками, в ходе которого осуществляется воздействие на сознание, чувства, поведение воспитанников и формируются их нравственные качества. Нравственная культура личности – освоенный личностью моральный опыт общества, выражающийся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения, в способности к нравственному выбору. Формирование нравственной культуры младшего школьника предполагает знание содержания тех отношений личности, которые лежат в основе ее нравственных качеств:

– отношение к родине, стране, политике государства, к другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

– отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения и другие.).

– отношение к себе (честность, скромность, принципиальность и другие.);

– отношение к труду (трудолюбие, добросовестность, ответственность, дисциплинированность и другие.);

– отношение к природе, материальным ценностям, общественному достоянию (экологическая культура, забота о сохранении ваенщей) [1, с. 157].

Нравственная культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей нравственную культуру – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры, уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой.

Для формирования любого нравственного качества, в том числе и нравственной культуры, важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [2, с. 176].

Выделяют несколько групп средств формирования нравственной культуры личности младшего школьника.

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы народной тематики и другие средства формирования нравственной культуры можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования (Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В. А. Елисеева, Г. Н. Пантелеев). На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств [3, с. 87].

Средством формирования нравственной культуры школьников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Средством воспитания нравственной культуры может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т. е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств [3, с.90].

В формировании нравственной культуры велика роль средств массовой информации. Это периодические издания, телевидение, интернет.СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники нравственности. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ.Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в нравственный процесс. Формирование норм, образцов нравственного поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социокультурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит СМИ. В настоящее время возросла развлекательно-компенсаторная и фоновая функции СМИ из-за поверхностного восприятия нравственно значимой информации, что ставит перед педагогами проблему формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе. Т. е. СМИ, в основном выполняют функцию развлечения - это, в большинстве своём, не несёт подлинной культуры.
"Телевидение для широких кругов зрителей и, особенно, для молодёжи является первым каналом распространения норм, ценностей, вкусов, в том числе, и в области культуры. Телевидение - это массовая, популярная энциклопедия культурной жизни" [4, с. 45]. В результате исследования, проведённого Л.Ф. Боженко, оказалось, что львиную долю свободного времени "съедает" телевизор [5, с. 134].Массовая коммуникация - это распространение информации с помощью специальной системы средств информационных общений, ориентированных на восприятие разными группами людей [6, с. 86]. Можно предположить, что, выбирая в качестве своего идеала популярного эстрадного певца, младший школьник будет не только петь его песни, но и усваивать его манеру общения и поведения.

"Многие годы наблюдений над духовным развитием одних и тех же воспитанников от младшего школьника до зрелости убедили меня" - пишет В.А. Сухомлинский в своей книге "Сердце детям", - что стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию[7, с. 164].

Таким образом, СМИ способны не только управлять вкусами младших школьников, но и навязывать им свои "идеалы". Просмотр телепередач замещает социально желательные виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Есть и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Что касается физического развития, то просмотры телевизора также ведут к уменьшению времени, отводимого на занятия спортом. Дети, подолгу просиживающие перед телевизором, ведут малоподвижный образ жизни, часто едят во время просмотра телепередач. Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества времени, проведенным у телевизора или за компьютером, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы.

Мы провели исследование среди учащихся начальной школы. Целью нашей работы являлось выявление влияния СМИ на нравственное воспитание личности ребенка. Мы ставили перед собой следующие задачи: провести анализ и выявить степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников в общем виде.

Нами была разработана анкета, в которой содержались многие вопросы, например, такие вопросы как: Какой телеканал ты наиболее часто смотришь? Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?
Определились следующие группы ответов: Телеканал ТНТ – 43%, Телеканал СТС – 37%, Телеканал НТВ – 14% , Телеканал Россия – 4%, Телеканал Культура – 2%.

Оказалось, что младшие школьники затрудняются ответить на вопрос "Какая детская телепередача тебе больше всего нравится?", так как эти телепередачи практически отсутствуют на экранах нашего телевидения.

Также мы попросили детей нарисовать, что им нравится смотреть по телевизору. И вот результаты. Большинство (70%) нарисовали сцены из "Гарри Потера", различных "Звездных войн", даже боевиков! (Правда, около 17% детей нарисовали героев отечественных добротных мультфильмов).

Таким образом, мы выяснили, что СМИ и социальные сети оказывают непосредственное влияние в формировании нравственных качеств личности младшего школьника. В основном это влияние негативное, в связи с предоставляемыми на экране теле-программ.

Таким образом, необходимо использовать различные меры профилактики негативного влияния СМИ на формирование нравственной культуры личности младшего школьника:привлекать детей к изучению произведений разных видов искусства, народной культуры, народных праздников, а в качестве основной формы работы нужно проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.

Список литературы:

  1. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2001.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. – 176 с.
  3. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. 
  5. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998. 
  6. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
  7. Волович М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М., 1995. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование экологической культуры у младших школьников с ОВЗ"

Экологическое воспитание дает детям понятие об устройстве окружающего мира, принципах правильного взаимодействия с ним, а также направлено на формирование у школьников бережного отношения к родн...

Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

Формирование коммуникативных качеств личности младших школьников

Понятие общения, его уровни и виды .Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. Принципы и методы в сфере формирования коммуникативных навыков у младших шк...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравст...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Духовность и ее влияние на формирование личности обучающегося на уроках математики

В соответствии с последними государственными документами огромное значение в современном образовании отводится духовно-нравственному воспитанию школьников на всех уроках и внеурочных меропри...