Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью
материал

 В данной статье представлена практика работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nesploshnye_teksty.docx24.93 КБ
Файл nesploshnye_teksty_kurlovich_t.v.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Нелинейный текст

как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью

1 слайд

Я бы хотела представить свою практику работы по теме Нелинейный текст как один из способов формирования навыков смыслового чтения в рамках овладения функциональной грамотностью

Необходимость «пропуска» человеком через сознание большого объема разнообразной информации с одной стороны и желание донести до потребителя не меньшее количество информации со стороны государства, различных компаний и других требует ее представления в разнообразных формах, включая элементы невербальной коммуникации.

Современному ученику приходится сталкиваться со сложными текстами не только в школе, но и в реальной жизни (социальные сети, мессенджеры, игры и т. д.). По исследованиям психологов - 80% учащихся являются визуалами и лишь 20% аудиалами и кинестетиками. Данное явление вызвано тем, что в современном обществе происходит глобализация информации, которая приводит к изменениям в ментальном плане, в связи с чем, формируется и приобретает массовое распространение - клиповый тип мышления.  Таким образом, современному учителю важно скорректировать преподавание предмета в соответствии с запросами общества.

2 слайд

Цель: повышение уровня сформированности навыков смыслового чтения через применение нелинейных текстов на уроках английского языка.

Задачи:

1. Познакомиться с содержательным определением нелинейного текста;

2. Определить инструменты для формирования навыков работы с нелинейным текстом;

3. Представить содержание работы с нелинейным текстом на уроках английского языка.

3 слайд 

В своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными проблемами и затруднениями обучающихся при работе с текстом, а именно: учащиеся не знают значений многих слов, не умеют читать диаграммы, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не в состоянии сформулировать вопрос, не умеют актуализировать умения, не могут перенести знания и умения из одной области на другую.

Одним из планируемых результатов федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) на всех уровнях общего образования является умение школьников работать с нелинейными текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».

4 слайд Каким образом я реализовывала свою практику

1. Ознакомление с содержательным определением нелинейного текста.

2. Применение алгоритма работы с нелинейным текстом (работа с данным алгоритмом способствует форми­рованию и развитию у школьников системного мышле­ния, поскольку учит целостному восприятию элемен­тов текста с учетом их связи между собой).

3. Ознакомление и применение разнообразных видов и форм нелинейных текстов в урочной деятельности.

4. Дидактический инструментарий при работе с  нелинейным текстом.

5. Разработка критериев оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения.

5 слайд  Инструменты реализации практики:

1. Памятки по применению алгоритма работы с нелинейным текстом.
2. Включение в урочную деятельность работу с разнообразными видами и формами нелинейных текстов.
4. Дидактический инструментарий при работе с  нелинейным текстом.
5. Критерии оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения.

6,7,8 слайды 

Работа с несплошными текстами включена в учебники на всех уровнях общего образования. Приведу примеры из учебников.

Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».

9 слайд  Давайте рассмотрим виды и формы нелинейных текстов. Существует 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).

10 слайд  2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).

11 слайд  3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).

Комиксы как вид учебной деятельности можно использовать при любом уровне владения иностранным языком в качестве языковой и речевой деятельности. Они позволяют:

Пример Класс: 5

Тема: School life.Развитие устной речи.

Урок: Закрепление выученного материала.

Метод: Сomic strips.

Работа в группах. Учитель раздает ученикам реплики героев комикса и предлагает без рисунков расположить их в правильном порядке и высказать предположения по поводу описанной в комиксе ситуации. Ученики каждой группы разыгрывают предложенную ими ситуацию. Дальше учитель дает ученикам оригинальную версию комикса и предлагает сравнить свою версию с оригиналом.

12 слайд

 4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее. (Работа по билетам)

  1. 13 слайд
  2. Применение алгоритма работы с нелинейным текстом (способствует формированию и развитию у школьников системного мышления, поскольку учит целостному восприятию элементов текста с учетом их связи между собой).
  3. I. Чтение текста:
  4. а) распознавание элементов текста;
  5. б) установление связей и/или отношений между элементами текста;
  6. в) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного (холистического) восприятия текста.
  7. 14 слайд II. Понимание содержания/смысла текста:
  8. а) понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими;
  9. б) понимание смысла всего текста;
  10. в) анализ нелинейного текста поэлементно (при необходимости) и в целом;
  11. г) критическое осмысление содержания/смысла текста;
  12. д) установление достоверности содержания (при необходимости);
  13. е) формулирование собственного отношения к содержанию текста.
  14. 15 слайд III. Интерпретация текста:
  15. а) устная интерпретация;
  16. б) письменная интерпретация (способы передачи содержания нелинейных текстов в устной и письменной формах);
  17. в) медиация текста (при обучении школьников, для которых русский язык не является родным; при обучении иностранным языкам).
  18. 16 слайд IV. Преобразование текста:
  19. а) преобразование текста или отдельных его элементов в линейный текст;
  20. б) преобразование текста в другой нелинейный текст;
  21. в) создание собственного нелинейного текста.
  22. К обязательным этапам алгоритма работы с нелинейным текстом относятся чтение и понимание содержания текста. 
  23. Работа с данным алгоритмом способствует формированию и развитию у школьников системного мышления, поскольку учит целостному восприятию элементов текста с учетом их связи между собой.
  24. 17 слайд
  25.  На примере видеофрагмента урока вы можете увидеть интерпретацию и преобразование текста детьми 6 класса по шаблонам. В результате работы ребята создавали различные виды графиков: линейный график, столбчатую диаграмму и круговую диаграмму. Учились преобразовать нелинейный текст в линейный текст;
  26. 18 слайд  результат работы одной из групп по составлению круговой диаграммы по телевизионным программам

19-21 слайд  Дидактический инструментарий при работе с  нелинейным текстом

Работа с облаком слов. 

  1. «Облако» из слов – это тоже своего рода текстовая информация. Основой составления «облака слов» является подбор ключевых слов и сочетаний по определенной теме.  Поскольку основным видом деятельности при работе с облаком слов является чтение, то этот прием научит ребят систематизации текстового материала.

22 слайд 

Возможности использования «облака слов» в обучении английскому языку:

- в облако записать тему урока, которую учащиеся должны определить; 

- попросить составить предложения по определенной теме;

- «облако» выступает в качестве опорного конспекта;

- предложить учащимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; 

- предложить составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака; 

- создать «облако» на основе небольших текстов или из слов, взятых из незнакомого текста и попросить догадаться о его содержании.

  1. 23-25 слайд Шаблоны по преобразованию и интерпретации нелинейных текстов

26- 28 слайд

еще одним из инструментов служит постановка Учебной  задачи (работа с различными видами нелинейных текстов на извлечение определенной информации)

- Вопросы на нахождение информации.

- Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте.

- Вопрос для интерпретации и обобщения информации.

- Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста.

В качестве обратной связи я предлагаю вам выполнить работу с одним из видов нелинейных текстов (Билет)

29 слайд 

Критерии оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения

Мною были разработаны 4 критерия оценивания сформированности навыков смыслового чтения, которые вы можете увидеть на слайде. За основу этих критериев я взяла алгоритм работы с нелинейным текстом и разработала показатели умений по баллам.

30 слайд Результаты

32 слайд заключение Таким образом, включение нелинейных текстов в примерные основные образовательные программы общего образования обусловлено необходимостью обучения школьников чтению подобных текстов и умению использовать их как во время получения образования, так и в реальной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С НЕСПЛОШНЫМИ ТЕКСТАМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МКОУ « Илирская СОШ № 2 » Курлович Т.В ., учитель английского языка

Слайд 2

Виды несплошных текстов

Слайд 3

Работа с несплошными текстами предполагает наличие следующих умений: — различать сплошные и несплошные тексты, — извлекать информацию из несплошных текстов, — трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот, — самостоятельно создавать несплошные тексты, — оценивать полученную информацию. Задачи: извлечение как можно большего количества фактической информации из конкретного вида несплошного текста (таблицы, карты, схемы, брошюры, диаграммы и т.д.) и ее переработка в сплошной устный или письменный текст.

Слайд 4

Алгоритм работы с несплошным текстом : I. Чтение текста: а) распознавание элементов текста; б) установление связей и/или отношений между элементами текста; в) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного восприятия текста. II. Понимание содержания/смысла текста: а) понимание содержания отдельных элементов текста и в связке с другими; б) понимание смысла всего текста; в) анализ нелинейного текста поэлементно (при необходимости) и в целом; г) критическое осмысление содержания/смысла текста; д) установление достоверности содержания (при необходимости); е) формулирование собственного отношения к содержанию текста.

Слайд 5

Алгоритм работы с несплошным текстом : III. Интерпретация текста: а) устная интерпретация; б) письменная интерпретация; в) медиация текста (при обучении школьников, для которых русский язык не является родным; при обучении иностранным языкам). IV. Преобразование текста: а) преобразование текста или отдельных его элементов в линейный текст; б) преобразование текста в другой нелинейный текст; в) создание собственного нелинейного текста.

Слайд 6

диаграммы.графики : Для того, чтобы указать, какая информация отображена на графике, можно использовать следующие глаголы: illustrate / show / describe / compare / give/provide information on/about / present / reveal / etc Графики могут демонстрировать самые разные данные. Несколько распространённых показателей можно обозначить следующими словами: percentage / number / rate / trend / survey / price / etc Общие тенденции могут демонстрировать рост или падение: rise / increase / growth / surge / etc fall / decrease / decline / dip / etc Начать предложение можно с : — according to… / the provided graph shows… / a closer look reveals… / etc — деление своего высказывания на пункты: firstly / secondly / finally / etc — добавление информации : apart from / also / as well (as) / along with / furthermore / etc — противопоставление : as opposed to / in contrast to / unlike / however / etc

Слайд 7

Диаграммы. Графики. 1. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили? Какие у вас предположения относительно содержания текста? 2. Выделите ключевые слова, идеи. 3. Сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста. 5. Какой тип диаграмм лучше подходит для сравнения вещей? 6.какой график перед вами находится и какую информацию он предоставляет; 7. Почему третья диаграмма называется «пай чарт »? 8. Составить график на любую школьную тему .

Слайд 8

Стратегия описания графиков и диаграмм пригодится учащимся при выполнении задания 40 ЕГЭ по английскому языку.

Слайд 10

Таблица 1. Является ли данный текст сплошным или несплошным? 2. Какой перед вами вид несплошного текста? 3. О чём этот текст? 4. Выделите ключевые слова, идеи. 5. Таблица чьих размеров представлена здесь? 6. Для какого вида одежды? 7. Совпадает ли ваш российский размер одежды с британским? 8. Если бы вы приехали в Британию, то одежду какого размера вы бы покупали для себя?

Слайд 11

1. Read the

Слайд 12

1. Read the timetable, the statement and underline T(True), F (False), NS (Not Stated): a) There are courses of spinning for all levels 5 times a week. T/F/NS. b) Clients can attend zumba courses 3 times a week. T/F/NS. c) You can practice Yoga only on Thuesday from 11 to 12 p.m. T/F/NS. d) There are Pilates courses four times a week at the same time. T/F/NS. e) Course Metafit is for Advanced. T/F/NS. f) There is one instructor for Step Aerobics and Pilates. T/F/NS. g) On Sunday the club is closed. T/F/NS. h) The club has its site. T/F/NS. 2. Complete the sentences with the correct word: a) On Friday you can join Stretch & Tone from ____ till _____. b) There are Zumba classes on Tuesday and on ___________ c) Step Aerobics are for intermidiate and ______________. d) On Monday, Wednesday and Friday the club is open from ______ to ______. e) Members should inform the Sports centre if they wish to ___________. f) The Sports centre is situated in East Sussex in Wadhurst ____________. g) On Sunday from 10.00 to 10.45 you can attend ________. 3. Make a cluster FLEXIBLE COURSE

Слайд 13

Подлежащее + сказуемое + второстепенные члены. Подлежащее + do / does not + сказуемое ( V ) + второстепенные члены. Do / does + подлежащее + сказуемое ( V ) + второстепенные члены? Таблица

Слайд 15

Картинки, рисунки, фотографии

Слайд 16

Рисунок. 1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами? ( схема, карта, рисунок и тд .) 2.Как бы вы назвали этот текст? 3.Предположите, о чем будет идти речь в тексте исходя из названия. 4.Извлеките явную информацию. а) какие продукты изображены на первой, второй, третьей, четвёртой ступенях? б) Что вы знаете об этих продуктах? Чем они богаты? в) Для чего нужны эти продукты? г) Будет ли питание сбалансированным, если не есть какой-нибудь из этих продуктов? Не разрушится ли пирамида?

Слайд 17

Резюме 1 . Является ли данный текст сплошным или несплошным. 2. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили? 3. Какие у вас предположения относительно содержания текста? 4. Выделите ключевые слова, идеи. 5. Составьте подобную таблицу (резюме) с вашими данными.

Слайд 18

Брошюра. 1. Чтение a ) распознавание элементов текста; b ) установление связей и/или отношений между элементами текста; c ) анализ вербальных и невербальных элементов текста с целью целостного восприятия текста 1. Look through the advertisement and answer the questions in pairs, use table 1: a) What are these ads about? b) Which places can children visit? c) You are looking at the ads. What attracts you most of all? Put the tick. 1. big size ( размер ) 2. small size 3. shape ( форма ) 4. big letters 5. small print ( шрифт ) 6. original pictures 7. interesting facts 8. useful information 9. your own

Слайд 20

Буклет/Брошюра. 1. Является ли данный текст сплошным или несплошным. 2. Какой перед вами вид несплошного текста? Как вы это определили? 3. Какие у вас предположения относительно содержания текста? 4. Выделите ключевые слова, идеи. 5. Куда предлагают съездить? 6. Какие достопримечательности можно в тех местах посмотреть? 7.Какие развлечения предлагаются? 8. Как можно связаться с организацией, предлагающей данные туры? 9. Составьте рассказ, куда вы хотите поехать и что вы там будете делать.

Слайд 21

1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами? (анкета, билет, таблица, знак, схема, карта, рисунок и тд .) 2. Эти знаки разрешают или запрещают действие? Как вы это поняли? 3. В каких местах можно увидеть эти знаки? 4. Что помогло вам понять содержание этих знаков ? 5. Сформулируйте правило о том, как построить предложение, содержащее запрет. Знаки

Слайд 22

Информационный объект. Меню . 1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами? (анкета, билет, таблица, знак, схема, карта, рисунок и тд .) 2. Где вы можете увидеть такой текст? 3. На какие группы разделён этот текст? 4. Есть ли блюда для сладкоежек и любителей рыбы? 5. Что можно заказать для детей? 6. У вас есть 30 фунтов. Расскажите, что бы вы заказали из салатов, основных блюд, на десерт и напитков на эту сумму?

Слайд 23

Инструкция 1.Определите, какой вид несплошного текста перед вами? (анкета, билет, таблица, инструкция, схема, карта, рисунок и тд .) 2.Предположите, о чем будет идти речь в тексте исходя из названия. 3.Извлеките явную информацию. 4. Расскажите, что вам нужно для работы и как вы будете делать игрушку.

Слайд 24

Памятка по работе диаграммой Посмотрите на задание к диаграмме. Перефразируйте его. Если это вопрос – не повторяйте его. Сформулируйте вводное предложение, основываясь на вашем понимании задания. Вводная часть должна быть краткой. Посмотрите на общее содержание диаграммы. О чем она? Выделите важные факты. Не акцентируй внимание на мелких деталях. Не приводите примеры из собственного опыта. Не говорите о том, чего вы не видите на диаграмме. Интерпретируйте только факты. Не объясняйте причины происходящего. Подбирайте синонимы к словам. Сделайте краткое заключение. Помните, описывать диаграмму надо так, чтобы кто-то другой смог по твоему описанию создать простой эскиз, набросок этой диаграммы.

Слайд 25

Памятка Является ли данный текст сплошным или несплошным. Какой перед вами вид несплошного текста, как вы это определили? О чём этот текст? Выделите ключевые слова и идеи. Озаглавьте его. Составьте на основе данного несплошного текста сплошной (устный или письменный). Сформулируйте правило (определение, закономерность) на основе несплошного текста. Представьте информацию из данного сплошного текста в форме таблицы: определите количество столбцов, строк, озаглавьте их. Представьте текст правила (определения) в форме схемы, опорного конспекта и т.д. Преобразуйте несплошной текст в другой вид несплошных текстов: перевод рисунка в таблицу, диаграмму в схему и т.д. Самостоятельно составьте различные виды несплошных текстов: А) дополните данную таблицу или другой несплошной текст недотающими даными ; Б) выделите новую информацию из сплошного текста и определите ключевые слова; В) расширьте данные несплошной текст за счёт новой информации.

Слайд 26

К Критерии оценивания степени сформированности навыков смыслового чтения:

Слайд 27

Высший уровень читательской грамотности – это извлечение информации из несплошных текстов. Это важно и потому, что любой профессионально успешный человек должен уметь эффективно работать с текстами разного типа. Информация каждый день обновляется и поэтому для эффективной ее обработки специалист должен уметь быстро и правильно находить полезную для себя информацию, интерпретировать ее, а также применять полученные знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения

В презентации представлена одна из форм работы с небольшим  текстом на уроке...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...