Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»
методическая разработка

Лазарева Елена Владимировна

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии обучающиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, пересаживать растения, ухаживать за домашними животными, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые продукты и материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и семейно-бытовых, профессионально - трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ» Лазарева Елена Владимировна учитель технологии , высшая категория МБОУ Купинская школа-интернат №1 -2024г-

Слайд 2

На занятиях по технологии я применяю различные типы уроков, это: - уроки изучения нового учебного материала; - уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.); - уроки обобщения и систематизации; - комбинированные уроки; - уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Среди форм организации процесса обучения обращаю особое внимание на эффективность отдельных форм: - Практика в процессе деятельности; - Обучение других (ребёнок обучает ребёнка); -Дискуссия, (беседа); - Показ (демонстрация).

Слайд 3

- НАЙДИТЕ ИЗВЕСТНЫЙ В РОССИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ (КАК СЫР В МАСЛЕ КАТАЕТСЯ) И ДОПИШИТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СТРОКИ. ПОЯСНИТЕ С КАКОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ ХРАНЕНИЯ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ В КУЛИНАРИИ СВЯЗАН ЭТОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМ: «ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО, ПРИДЕТСЯ ПРИ ДВОРЕ ТЕБЕ СЛУЖИТЬ. БУДЕШЬ В ЗОЛОТЕ ХОДИТЬ, В КРАСНО ПЛАТЬЕ НАРЯЖАТЬСЯ. И ………………….

Слайд 4

ХИМИЧЕСКИЕ ВОЛОКНА УГОЛЬ ------------- НЕФТЬ------------- ГАЗ----------- ДРЕВЕСИНА----------- ЧТО ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ?

Слайд 6

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ ВЫПОЛНИТЕ РАСЧЕТ РАСХОДА ТКАНИ НА РАЗМЕР: 164-92-100 НА ЮБКУ, ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 140СМ, ЕСЛИ ДИ=60СМ, Пб=4СМ, ГЛУБИНА СКЛАДКИ=8СМ ПОСТРОЙТЕ БАЗОВУЮ СЕТКУ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ С ЦЕЛЬНОКРОЕННЫМ РУКАВОМ, ЕСЛИ ШИРИНА ИЗДЕЛИЯ 24СМ, А ДЛИНА 75СМ



Предварительный просмотр:

 Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

- 2024г.-

«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ»

Лазарева Елена Владимировна

учитель технологии, высшая категория

МБОУ Купинская школа-интернат №1

 Формирование функциональной грамотности, которая подразумевает уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий оптимальное функционирование личности в системе социальных отношений является актуальной проблемой на сегодняшний день. В современном образовании необходимо, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя технологии, научить ребенка ориентироваться в житейских проблемах и справляться с задачами в быту. Уроки технологии играют важную роль в развитии самостоятельности обучающихся, потому, что независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности.  

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках технологии обучающиеся учатся: выдвигать, обосновывать идеи, моделировать, конструировать, шить, вязать, вышивать, готовить, составлять меню, пересаживать растения, ухаживать за домашними животными, выполнять экономические расчеты, подбирать необходимые продукты и материалы и т.д.. Изучение предмета «Технология» направлено на приобретение общетрудовых и семейно-бытовых, профессионально - трудовых навыков, обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития [1].

Именно технология объединяет знания всех школьных дисциплин, а теоретическое знание превращает в деятельность, в конкретное действие, которые воплощаются в созданных предметах окружающего мира. Например: алгебра и геометрия нужна при проведении расчётных операций, графических построений, расходов материалов, себестоимости изделия, маркетинга; химия - при изучении свойств текстильных материалов, пищевых продуктов; биология - при анализе преобразования объектов живой природы; физика - при изучении принципов работы механизмов; история и искусство - при изучении ДПТ; иностранный язык - при трактовке терминов и понятий; рисование и черчение – при разработке эскизов; ОБЖ – при организации рабочего места, техники безопасности при работе с тканью, термопистолетом, 3Д-принтером.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)) от 26 декабря 2017 г. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни [2].

 Содержание предмета «Технология» обладает огромным потенциалом для развития функциональной грамотности, причем всех её составляющих. Однако для повышения эффективности необходимо, чтобы задания соответствовали определённым критериям и увлекали учеников, а это значит, должны быть актуальными и соответствовать зоне ближайшего развития каждого обучающегося.

Основой формирования функциональной грамотности является умение учиться, поэтому необходимо сформировать у учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, должно стать развитие их независимости, повышение учебной мотивации, увлеченность предметом, уверенность в себе, повышение ответственности за результаты своего труда. Чтобы найти себя в этой сложной и быстро меняющейся реальности, современные ученики должны освоить необходимые навыки, знания и умения через применение на практике.

Мы живем в мире удивительных, порой загадочных и труднообъяснимых явлений. Почему запах мандарин разносится по всей комнате? Для чего в хлебницу ставят солонку с сухой солью? Почему чаинки, которые выглядят, казалось бы, одинаково, создают чай разных цветов?  А одинаковые на первый взгляд волокна при горении пахнут по- разному. То, что знают взрослые, ребята только открывают для себя и законы физики, и  швейные хитрости и кулинарные чудеса .

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом ребята формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. Многие обучающиеся затрудняются это сделать. Надо учить этому умению ставить вопросы, ведь в результате ученик учится мыслить. Задавая вопрос, «Почему?» - ребёнок устанавливает причинно-следственные связи. «Что изменилось бы..», «Что будет, если..» ученик выдвигает предположение, прогноз, отвечает творчески. Практические вопросы устанавливают взаимосвязи между теорией и практикой: «Как, где можно применить..?», «Что можно сделать, приготовить из..?», «Где в обычной жизни можно наблюдать…?

Например: найдите известный в России фразеологизм, (как сыр в масле катается)  и допишите пропущенные строки из произведения П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поясните, с какой технологией хранения пищевых продуктов в кулинарии связан, этот фразеологизм.

«Делать нечего, придется

При дворе тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

И словно в масле сыр кататься[4].

В этом задании прослеживается метапредметная связь, так как необходимы знания из химии и биологии; одновременно формируется как читательская грамотность, так и естественнонаучная, которая учит детей рассуждать, сопоставлять, высказывать и аргументировать свои суждения.

Чтобы способствовать лучшему усвоению нового материала, его можно представить в виде схем, загадок, анаграмм.

 Например, при изучении темы: «Химические волокна» подберите рисунки или загадки (уголь, нефть, газ, древесина). Разбираем с детьми, что их объединяет? Перечисляем, что получают из этих продуктов.  Рассуждаем можно  ли из них изготавливать ткани и шить одежду? После изучения темы, решаем ситуационную задачу: «Объясните, что произойдёт с праздничным платьем из вискозного шелка после стирки в горячей воде и отжима в стиральной машине»? Рассуждая, вместе с детьми сформулировать ответ: если не учесть особенностей ухода за вискозой, новая яркая одежда уже после первой стирки и отжима в стиральной машине потеряет вид, т.к. волокно теряет половину своей прочности, использовать электрические сушки не рекомендуется, вискоза не только быстрее изнашивается, но и садится.

Для поддержания умственной активности обучающихся  разработать интерактивные задания, например, «Распределите животных и их названия, от которых получают шерстяные волокна, в соответствие со страной их обитания», «Установите соответствие между тканью и способом ухода». Разобрать на практике, что нужно сделать, чтобы продлить срок службы любого предмета гардероба и сохранить его безупречный внешний вид. Особые требования могут касаться как стирки, так и сушки, и глажения. Очень важно научить ребят самостоятельно, разбираться в знаках на ярлыках одежды и уметь ими пользоваться при уходе за ними. Изучая, текстильные изделия, можно разобрать причины, которые могут спровоцировать контактную аллергию (контактный дерматит, экзему) или «текстильный дерматит». ИЛИ  Решить ситуационную задачу: «Ребенок одел вязанный овечий свитер. После носки стал покрываться красными пятнами, на теле появилась отечность. Врачи поставили диагноз: «острая аллергическая реакция». Как Вы думаете, что именно могло вызвать реакцию? Свой ответ обоснуйте. Вместе с детьми вспомнить, что в шерсти содержится шерстяной воск и логическим путем сформулировать вывод, что из жировых частиц овечьей шерсти получают ланолин, а именно он и вызывает аллергическую реакцию.

Работа в парах формирует позитивное отношение к предмету. Для лучшего усвоения, потребуется не только учебник, но и дополнительный распечатанный материал. Ребята читают, отвечают на вопросы, кратко формулируют и записывают результаты в тетрадь. Проверить можно «по цепочке» - первая пара отвечает на первый вопрос, вторая на второй и так далее, другие дополняют ответами. Например: «Охарактеризуйте приведённые ткани: шерсть, бамбук, вискоза, шелк. Запишите в таблицу вид сырья, положительные и отрицательные свойства.

Для работы в паре очень эффективен приём «Верно – не верно». После изучения темы предлагаю детям составить 5 верных и 5 неверных утверждений по теме урока на одном листе, предварительно раздайте один на пару. Предлагаю парам обменяться по часовой стрелке и отметить в листочках верные утверждения, затем вернуть и проверить работы. В ходе урока обсуждаем, кто и какие варианты отметил, что осталось непонятным.  

  Работа в группе. При изучении тем:  «История возникновения швейных машин» или  «Истории возникновения каких- нибудь видов декоративно-прикладного искусства» я использую  приём «Лови ошибку».   При пересказе материала 1 ученик  специально включает в рассказ ошибки или неточности. Задача остальных: найти ошибку в рассказе.

Эти приёмы учат ребят  работать самостоятельно и анализировать информацию. Качество знаний повышается, процесс обучения становится более успешным.

Практика групповых технологий очень уместна при составлении технологических карт по изготовлению швейных изделий. Группе выдаются карточки с заданием. (составить технологическую карту изготовления наволочки, или рукавички- прихватки. ) Отвечая на вопросы, обучающиеся мысленно повторяют и выстраивают весь процесс изготовления изделия.  Например: «Перечислите материалы, которые Вам потребуются для изготовления этого изделия. Перечислите оборудование, которое Вам потребуется».  Такой подход позволяет глубоко продумать, проанализировать  группе, что им потом потребуется для изготовления аналогичного изделия на практическом занятии.

Использование ситуационных задач, учат детей самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы. Например: Нам нужно  сделать аппликацию.  Какие материалы необходимы для этого? Все ли ткани подходят для этого проекта?  Какой тканью можно заменить кожу при ее отсутствии?

Умение формулировать выводы и находить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти выводы, одна из задач функциональной грамотности.

  Например:  

6класс. Тема: Заправка верхней и нижней нити.

Задание: заправить машину используя инструкцию. Предупреждаю: если допустите ошибку, машина шить не будет.

Ангелина Иккерт и Калинина Ира.

Перед детьми находится стенд, на котором цифрами обозначена последовательность заправки. И швейные машины. Есть разница в дизайне машин. Дети сравнивают, анализируют и заправляют машины. Обе делают ошибку в заправке челнока. Машины не шьют. Смотрят на меня. Я говорю делаем вывод.

Калинина: Ваша машина –плохая. Дайте мне другую, умную и я справлюсь с заданием.

Иккерт: обреченно вздыхает и последовательно шаг за шагом начинает искать ошибку самостоятельно.

В первом случае приходится прибегать к убеждению: Если я докажу тебе, что твоя машина хорошая и умная и умеет делать красивые строчки ты будешь на ней шить? Ребенок соглашается. Я перезаправляю сама, показываю, что машина шьет. Затем убираю заправку и Ира начинает снова, но уже более внимательно.

Математика частый гость на уроках технологии, где обучающиеся могут на практике применить свои знания. Так, например, записывать мерки в половинном размере, рассчитать, сколько ткани нужно купить для пошива фартука, сумки-шопер и т.д. Например: «Выполните расчет расхода ткани на размер: 164-92-100 на юбку, представленную на эскизе, при ширине ткани 140 см, если Ди = 60 см, Пб=4см, глубина складки=8см». «Рассчитайте длину пояса, если От = 64см». «Постройте базовую сетку чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом, если ширина изделия 24см, а длина – 75см» [6].

Экономическая грамотность позволит учащимся грамотно управлять своими финансами.  

При изучении темы: «Интерьер жилого дома» и «Освещение жилого помещения». Можно дать задание: «В комнате перегорела лампочка. Какие лампочки можно использовать для освещения жилых помещений (лампы накаливания, галогенные, люминесцентные, светодиодные)? Какие из них более экономичные? Как утилизировать перегоревшие лампочки?  

Отличительные черты функциональной грамотности на уроках технологии - это направленность на жизненные ситуации, на решение бытовых проблем, на развитие умений осуществлять полученные в школе знания в реальной жизни.

Результат этой работы:

Применение функциональной грамотности дают нашим ребятам ощутимые положительные результаты: это и участие  Абилимпиксе, и в конкурсе «Лучший по профессии», и в публичных выступлениях, показах мод, фестивалях различных уровней.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИЕМЫ РАБOТЫ C ТЕКCТOМ НА УРOКАХ ИCТOРИИ И OБЩЕCТВOЗНАНИЯ

Учащийcя, у кoтoрoгo cфoрмирoваны навыки функциoнальнoгo чтения, мoжет «cвoбoднo иcпoльзoвать навыки чтения и пиcьма для пoлучения инфoрмации из текcта — для егo пoнимания, cжатия, преoбра...

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Доклад «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»   Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?Человек должен быть функционально грамотным.Функцио...

Формирование функциональной грамотности через проектно-исследовательскую деятельность в области естественных наук

Функционально грамотный человек – это человек способный использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в разл...

Диссеминация педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уровне основного общего и среднего общего образования на уроках математики

обобщение педагогического опыта по формированию функциональной грамотности на уроках математики. В презентации приведены примеры использования различных заданий на разных этапах урока...

формирование функциональной грамотности через разные технологии

формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных мероприятих...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В современном усложняющемся мире использовать технические навыки чтения или просто уметь читать является недостаточным. Необходимо иметь навыки функционального чтения, т. е. уметь воспринимать текст, ...