Доклад МО «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии в коррекционной школе»
методическая разработка

Лазарева Елена Владимировна

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Актуальность темы обусловлена потребностями практики: с одной стороны – необходимостью разработки методических рекомендаций по применению информационно – коммуникативных технологий; с другой стороны – необходимостью повышения эффективности трудового обучения в коррекционной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

-2022г.-

Тема: «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии  в коррекционной школе»

Цель: Раскрыть значимость и актуальность компетентностной модели обучения на уроках технологии в коррекционной школе.

Задачи:

- использование ИТ на уроках технологии

-выстраивание процесса обучения на уроке

Относительно преподавания «Технологии» в рамках личностно-ориентированного школьного образования уместно утверждать, что компетентностный подход в данном случае подразумевает личностно-деятельностный подход, т.к. данная учебная дисциплина через продуктивную деятельность школьников обеспечивает становление их личности.

Соответственно, исходя из личностно-ориентированной модели образования, на первый план уроков технологии выходит развитие способности обучающихся к самоизменению, самореализации, т.е. знания и умения по предмету необходимы, но не столько как цели, а как важнейшее средство саморазвития, самодвижения, самоопределения личностной позиции каждого ученика как субъекта трудового обучения, своей трудовой деятельности. Но не следует забывать и то, что одной из особенностей личностно-ориентированной модели образования является развитие и становление личности самого учителя. Компетентностная модель обучения даст высокий результат, если сам учитель творческий, не жалеющий сил и времени для её реализации.

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения.

Актуальность темы обусловлена потребностями практики: с одной стороны – необходимостью разработки методических рекомендаций по применению информационно – коммуникативных технологий; с другой стороны – необходимостью повышения эффективности трудового обучения в коррекционной школе.

 Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике.

Принятый на сегодня Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на освоение обучающимися жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическим и физическим возможностям) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Данный стандарт  выдвигает требования к информационно-образовательной среде (ИОС), которая является составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Задачи информационно-коммуникативных технологий в коррекционном обучении:

         развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;

         знакомство с информационными процессами в современном обществе;

        развитие творческих способностей;

        формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

        формирование коммуникативных способностей;

        индивидуализация обучения;

         использование компьютера как средства познания.

Компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребёнка и так с хрупкой психикой дополнительному стрессу.

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационных технологий (ИТ). Появление и широкое распространение ИТ позволяет использовать их в качестве средства общения, воспитания. 21 век –  век «электронного общества и информационной цивилизации» и одной из компетенций выпускника коррекционной школы VII вида должно быть умение осуществлять самостоятельный поиск  информации с использованием различных источников, таких как всевозможные справочные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.

Любой ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, он должен стать оптимально развитой личностью, способной на адекватное вхождение в более сложное предметное и социальное окружение. Он должен научиться самостоятельно, трудиться над развитием своего интеллектуального, культурного, физического уровня, выполнять различные социальные роли, быть контактным в социальных группах, быть терпимым к мнению других, уметь работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации. Учителю нужно так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий, развить у него такие качества, как мобильность, инициативность, динамизм, конструктивность.

Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования. Компетентностный подход же является особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников.  

Список использованной литературы:

·        Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

·        Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №6.

·        Зыкова Т.С. Специальный стандарт образования: кому он нужен? // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №2.

·        Никольская О.С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей   нарушениями развития аутистического спектра (макет) // Дефектология. — 2010. — №1.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход на уроках технологии

Принципы компетентностного обучения.• Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, анализа и интерпретации.• Доступность базируется на организации познавательной де...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Доклад на тему "Понятие,классификация межпредметных связей,используемых на уроках в коррекционной школе"

В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствую лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп...

Конкурсы на уроках технологии Подборка методического материала для урока технологии

  Конкурсы можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающе-повторительные, на которых у у...