Компетентностный подход на уроках технологии
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Змеева Надежда Петровна

 

Принципы компетентностного обучения.

• Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, анализа и интерпретации.

• Доступность базируется на организации познавательной деятельности, своеобразной зоне ближайшего развития.

• Прочность знаний дополняется гибкостью и практической применимостью.

• Сознательность и активность через постановку собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебности».

• Наглядность сменятся символикой образов виртуального пространства.

• Принцип связи теории и практики выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnyy_proekt_01.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя  образовательная  школа №2  г Зверево

образовательный проект учителя технологии

Змеевой Надежды Петровны

Компетентностный  подход на уроках технологии.

2010


Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Этапы  работы над проектом……………………………………………………5

Анализ этапов…………………………………………………………………….7

Литература…………………………………………………………………….….8

Приложения:

Сервировка праздничного стола………………………………………………..9

Кондитерские изделия…………………………………………………………...11

Пояснительная записка

  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые  могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, готовы к межкультурному взаимодействию. Поэтому, в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования  подчеркивается  необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».  В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

  В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики

Стратегия модернизации содержания общего образования называет

- компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности;

- компетенции в сфере общественно-трудовой деятельности;

- компетентности в бытовой сфере.

В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

    Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельной, активной, творческой личности.

                      Принципы компетентностного обучения.

 · Научность не как свод незыблемых знаний, а научность способа их получения, анализа и интерпретации.

· Доступность базируется на организации познавательной деятельности, своеобразной зоне ближайшего развития.

· Прочность знаний дополняется гибкостью и практической применимостью.

· Сознательность и активность через постановку собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебности».

· Наглядность сменятся символикой образов виртуального пространства.

· Принцип связи теории и практики выдвигается на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

Цель проекта: реализация компетентностного подхода на уроках технологии, как условие достижения нового качества образования.

Проблема:

1. Специфика социума школы. Обучающиеся в нашей школе – это  дети из семей среднего и ниже среднего достатка. У подавляющего большинства школьников нет современных условий для занятий дома. У половины детей дома нет компьютера, следовательно, они отрезаны от современных информационных потоков. Необходимо организовать образовательный процесс таким образом, чтобы обучаемый  был компетентен не только в области знания основ предмета, но и  был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни. Проще говоря, за 1 час учебного времени, определенных учебным планом на изучение предмета «Технология», мне необходимо решить триединую задачу – дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях.

2. Смещение образовательных приоритетов у современных школьников. Расширение информационного поля за счет возможностей сети Интернет привело к тому, что ученики не желают мыслить и действовать без опоры на продукты чужого труда. Причем, в силу неопытности, они, зачастую, не могут отличить качественный образовательный материал от непригодного. Обучающиеся, в лучшем случае, перерабатывают продукты цифровой компиляции. В худшем, на репродуктивном уровне, внешне преобразовывают полученные через Интернет материалы, не осмысливая и не оценивая содержание полученной информации. Такая ситуация, если ее не корректировать, приведет к тому, что ученик рано или поздно вообще перестанет самостоятельно учиться, и будет применять единственный навык – находить в сети реферат по заданной теме.

3. Учащиеся испытывают затруднения в процессе создания и предъявления результатов своего труда: стесняются публично выступать, не умеют самостоятельно создать образовательный продукт - проект, презентацию. Они не привыкли оценивать свои успехи, и не умеют конструктивно оценивать деятельность других.

Задачи проекта:

- изучение теоретического материала по реализации компетентностного

подхода в образовании;

- формирование ключевых компетентностей у обучающихся;

- повышение качества образования по технологии через деятельностный, компетентностный  подходы.

 

 Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  2. Этап реализации.
  3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

   Классификация компетенций школьников (по А.В. Хуторскому):

1. Ключевые компетенции (общее метапредметное содержание образования);

2. Общепредметные (определенный круг учебных предметов и образовательных областей);

3. Предметные (в рамках учебного предмета).

  К ключевым компетенциям относятся:

- информационная компетенция – готовность к работе с информацией;

- коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;

- социальная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих;

Коммуникативная компетентность выражается в умениях самостоятельно:

- вступать в контакт с любым типом собеседника (по возрасту, статусу, степени близости и знакомство и т.д.), учитывая его особенности;

 - поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога, а также с использованием средств невербального общения;

- слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению;

 - высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; - стимулировать собеседника к продолжению общения; - грамотно разрешать конфликты в общении; - изменять при необходимости свое речевое поведение; - оценивать успешность ситуации общения; - корректно завершать ситуацию общения.

Информационная компетенция выражается в умениях самостоятельно:

 - интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи;

- делать аргументированные выводы;

- использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации;

 - структурировать имеющуюся информацию;

- представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

  Основой формирования ключевых компетенций является урок. В соответствии с результатами входящей диагностики, дидактической задачей, и в соответствии с методическими рекомендациями, организую различные типы уроков. (Приложение № 1,2)

     Реализация педагогического проекта на уроке даёт возможность:

- строить работу по выявлению субъективного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний;

- стимулировать и поддерживать рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения;

- принимать не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока);

- гибко и вариативно вести урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций;

- разнообразить дидактические средства с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению;

- давать позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости;

- организовывать и проводить на уроке, диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку.  

  Одной из основных задач для меня является – обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учета индивидуальных возможностей каждого.

   В целях усиления практикоориентированной составляющей образовательного процесса выбираю наиболее соответствующие ей формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности школьников, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают высказывать собственное мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения.

Не менее 70% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности.

   В контексте современной организации аттестации школьников, активно применяю такую форму измерения достижений обучающихся как использование тестовых методик.

   Для проведения текущей и промежуточной диагностики использую КИМы. Анализ их выполнения учениками дает мне информацию о типичных ошибках, допускаемых школьниками, позволяет провести методический анализ, сделать выводы о том, какие образовательные навыки отработаны, а на чем нужно заострить внимание.

   Серьезное место отвожу формированию умения учащихся создавать и публично    представлять   творческие   продукты – ученические    проекты.

   Создание проектов ориентирую на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную,   парную,   групповую.   При   организации   проектной  деятельности делаю акцент на закрепление навыков владения основными исследовательскими методами, среди которых: анализ литературы, поиск источников информации, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения.

   Изучение технологии тесно связано с внеклассной деятельностью по предмету. Ежегодно в школе проходят декады технологии, в ходе которых проводятся викторины, конкурсы «Лучшая швея», игры «КВН», «Звёздный час».

Анализ этапов

  1. Условия реализации проекта.
  1. Образовательные программы

Преподавание ведется мною по программам основного общего образования по образовательной области «Технология». В качестве учебно-методического комплекса, поддерживающего обучение, мною выбран комплекс под редакцией В.Д.Симоненко. Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.

Во всех учебниках и учебных пособиях используются единые технологии, которые внедрены с учётом специфики возраста учащихся.

  1. Учебный кабинет

    Кабинет технологии соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, групповой, коллективной).

Кабинет оснащен учебным  оборудованием, демонстрационным и раздаточным материалом. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, научно - методическую  литературу, материалы текущей периодики.

   Условия кабинета позволяют реализовать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физкультпаузы.

  1. Повышение квалификации

Актуальным для меня является лозунг «учиться всю жизнь», поэтому я занимаюсь самообразованием, посещая уроки своих коллег, семинары, знакомясь с новинками методической литературы, текущей периодики.

  1. Результативность реализации проекта.

О положительных результатах этапа реализации проекта можно судить по удовлетворенности обучающихся учебным процессом:

  1. появилась потребность в самостоятельной творческой работе;
  2. повысился уровень умения планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, искать пути преодоления ошибок;                                                
  3. при аттестации ученики показывают стабильные результаты;

                                                                   

Ежегодно организую и провожу школьные олимпиады по предмету «Технология».

Победители школьного этапа олимпиады принимают участие в муниципальном этапе. О положительной динамике участия в олимпиадном движении свидетельствуют результаты участия школьников в олимпиаде по  предмету: в 2010 году моими учениками были завоеваны первое и четвёртое места на олимпиаде по технологии (9 класс) среди школ города.

Литература

1. Сборник нормативных документов.  Технология  сос. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев  .-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2006

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008 (Стандарты второго поколения).

3.. "Компетентностный подход в образовании". Лебедев О.Е.  "Школьные технологии. " -  2004г. № 5

 4.  Как реализовать компетентностный подход науроке и  во  внеурочной деятельности: Практическое пособие. Сергеев И.С., Блинов В.И.  – М.: АРКТИ, 2007

 5. Уроки по курсу «Технология»  5 – 9 класс. Петрова Е.Н.

 


                                                                                              Приложение №1

Тема.    Сервировка праздничного стола.

Цель урока.  Способствовать развитию навыков этических, исследовательских и коммуникативных компетенций при изучении требований к сервировке праздничного стола.

Имя урока. Когда в дом приходит праздник.

Задачи обучения:

  1. Содействовать созданию положительной мотивации  к предлагаемой деятельности.
  2. Актуализировать систему представлений обучающихся  о видах приёмов гостей и их особенностях.
  3. Способствовать  развитию познавательного интереса обучающихся  к  этическим и эстетическим  основам  сервировки  праздничного стола.
  4. Обеспечить  развитие навыков исследовательских и коммуникативных компетенций в процессе практической деятельности.

Методы обучения:  метод самостоятельной работы в группе.

Дидактические средства обучения. Таблица «Сервировка стола». Материалы цифровых образовательных ресурсов. Иллюстрации сервировки праздничного стола. Схемы складывания салфеток.

На доске проблемный вопрос: Как правильно накрыть и оформить праздничный стол?

Ход  урока

I. Организационный момент.

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя.

      Сегодня радости станет побольше,

                           И поводов почаще  улыбаться!

                           Ведь скоро праздник добрый и хороший!

                           И все желания будут сбываться.

Ещё в 19-м веке французский гастроном Биллат Саворин сказал, что принимать гостя – значит быть ответственным за его прекрасное самочувствие. И очень важно не только правильно накрыть стол, но и соответственно его украсить.

 Сегодня мы с вами  узнаем, как правильно накрыть и оформить праздничный стол.

II. Актуализация знаний.  

Для активизации внимания и умственной деятельности учащихся на уроке задать классу  вопросы для диалога.

  1. Что значит – сервировать стол?
  2. От чего зависит количество и вид  столовых приборов при сервировке стола?
  3. Что входит в понятие «прибор»?

III. Изучение нового материала.

Работа в группах по системе «Пила».

Формирование групп происходит при помощи карточек с номерами 1,2,3,4.

1-е номера: Виды приёмов гостей и их особенности.

2-е номера: Основные правила сервировки праздничного стола.

3-и номера: Роль цвета в оформлении стола.

4-е номера: Цветы и салфетки на столе.

Задания для групп.

     Изучить материал по заданной теме,  определить составляющие элементы данной проблемы и возможные варианты решения.

 

  Ребята из разных групп, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией (встреча экспертов). Затем они возвращаются в группы и обучают всему новому,  что узнали сами.

IV. Рефлексия.  

Беседа по вопросам (вопросы задаются как группе, так и отдельным ученикам).

  1. С чего начинают сервировку стола?
  2. Рассказать об основных правилах сервировки праздничного стола.
  3. Как влияет цветовое решение оформления стола на настроение присутствующих.
  4. Каким образом можно украсить стол цветами?
  5. Виды приёмов гостей и их особенности.
  6. Могут ли салфетки стать украшением стола?

V. Подведение итогов урока.                          

Вместе с учащимися обсудить результаты самостоятельной работы. При этом отметить и поощрить лучших. Выставляются оценки в дневники и классный журнал.

   Домашнее задание.

Подготовить к следующему занятию продукты для оформления торта и сервировки праздничного стола.

Начать работу над проектом  «Национальные  особенности питания».


                                                                                             

                                                                                                      Приложение №2

Тема.    Кондитерские изделия

Цель урока.  Создать условия для развития у обучаемых  умений и  навыков творческой деятельности при выполнении технологических приёмов украшения кондитерских изделий

Имя урока. День рождения!

Задачи обучения:

  1. Активизировать систему представлений учащихся об основных требованиях сервировки праздничного стола.
  2. Обеспечить осознание учащимися значения и роли кондитерских изделий в меню праздничного стола.
  3. Содействовать развитию творческих способностей обучаемых, специфических видов мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного т.е. воображения, моторных навыков, а также умений учебного труда (Работа в нужном темпе, осуществление самоконтроля).
  4. Способствовать воспитанию экономической и экологической культуры, культуры труда и эстетического вкуса.

Методы обучения:  Проблемно-поисковый, творческая практическая работа учащихся.

Оснащение: Красочный интерьер кабинета, Праздничное оформление наглядных пособий. Дидактический материал, кухонный инструмент (вилки, ножи, кондитерские насадки, мешочки), рабочая одежда, посуда.

Ход  урока

I. Организационный момент.

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

Вступительное слово учителя.

   Сегодня предстоит нам друзья

   Постичь непростое искусство:

   Как делать из каждого дня

   Гармонию мысли и чувства!

Сегодня мы приглашаем гостей на День рождения. И конечно же в этот день нам не обойтись без торта!  Поэтому, используя свой опыт, проявляя творческую инициативу вам нужно:

-придумать название торта, украсить его,

-сервировать праздничный стол.

II. Актуализация знаний.  

Проверка знаний с помощью теста.

Тест по кулинарии, 8 класс.  

1. Обведите кружком все правильные ответы

         В качестве разрыхлителя теста применяются:

          1- сахар,

          2- желатин,

          3- дрожжи,

          4- маргарин,

          5- пищевая сода.

2. Расставьте технологическую последовательность приготовления бисквитного теста:

  1. соединить муку с яйцом, осторожно перемешав;
  2. добавить сахар и взбить;
  3. взбить яйца в крутую пену;
  4. выпекать при температуре 180 – 200 градусов по Цельсию
  5. вылить в противень.                           

III. Изучение нового материала.

Учащимся  дается задание,  используя  различные источники информации  предложить свои варианты  кондитерских изделий используемых при составлении меню праздничного стола и  рецепт   одного из кондитерских блюд на выбор.

Обсудить  предлагаемые варианты.

IV. Творческая практическая работа учащихся.

Украшение тортов. Сервировка праздничного стола.

Для выполнения заданной работы обучающиеся распределяются на 4 творческие группы.

Сообщаются критерии оценки. Многоуровневая система оценивания: среднеарифметическое пяти оценок (одна оценка – самоконтроль, три оценки – взаимоконтроль, одна оценка – контроль учителя) и будет являться оценкой группы.

Целевые обходы.

1-й обход: проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных условий труда;

2-й обход: оценка правильности выполнения приёмов труда и технологической последовательности операций, помощь в преодолении трудностей;

3-й обход: проверка осуществления учащимися самоконтроля.

Учащиеся заканчивают творческую работу и за 2-4 минуты убирают рабочие места.

V. Рефлексия. 

От каждой группы выдвигается 1 ученица, представляющая результат групповой творческой работы. При этом обязательна экономическая и экологическая оценка изделия. В кратком выступлении девочки аргументируют выбор: способа украшения торта; данного цветового решения праздничного стола;  вида крема и т.д.

VI. Подведение итогов урока.    

Вместе с обучаемыми проанализировать допущенные ошибки и выявить их причины.

Учащиеся каждой творческой группы оценивают работу своей бригады и выставляют оценку на «Листе самоконтроля».

Учащиеся каждой творческой группы оценивают работу трёх соседних бригад и выставляют оценки на «Листе взаимоконтроля».

Учитель оценивает работу всех творческих групп и выставляет оценку на «Листе контроля учителя.

Учащиеся производят расчет и выявляют оценку каждой группы.

Домашнее задание: Подобрать рецепты блюд донской кухни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентностного подхода на уроках истории в рамках технологии проблемного обучения.

Современное общество нуждается в самостоятельных, ответственных, творческих и критически мыслящих личностях. Для достижения этой цели одним из оптимальных средств формирования  коммуникативной ко...

Реализация компетентностного подхода в обучении: технология коллективной деятельности

В данной статье рассматривается технология коллективной деятельности на уроках английского языка с точки зрения ее практической значимости в деле формирования иноязычной коммуникативной компетенции уч...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Осуществление компетентностного подхода на уроках физики через применение блочно-модульной технологии

Формирование направленной познавательной деятельности учащихся на уроках физики во многом зависит от структуры урока или серии уроков. Использование блочно-модульной технологии на уроках позволя...

Статья "Использование приёмов технологии компетентностного подхода на уроках русского языка, литературы, МХК"

В статье представлен материал из опыт работы по внедрению в процесс обучения технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Доклад МО «Современные информационные технологии в компетентностном подходе на уроках технологии в коррекционной школе»

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют сове...