Внутришкольная система оценки качества образования
методическая разработка

Дубовцева Елена Николаевна

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. Киплинг

Цель:

  • определить понятие «качество образования» и «качество знаний», актуальность этих понятий в современных условиях образования

Задачи:

  1. познакомить педагогов школы с особенностями системы оценки достижений требований стандарта к результатам освоения образовательных программ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внутришкольная система оценки качества образования

Зам.директора по УВР Дубовцева Е,Н,

Эпиграф:

Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”. Р. Киплинг

Цель:

  • определить понятие «качество образования» и «качество знаний», актуальность этих понятий в современных условиях образования

Задачи:

  1. познакомить педагогов школы с особенностями системы оценки достижений требований стандарта к результатам освоения образовательных программ.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели.

«Качество образования, качество знаний и современные требования к ним»

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

А само качество образования зависит непосредственно от нас с вами - от учителей.

Ежегодно на одном из педагогических советах нашей школы затрагивается тема, ключевым вопросом которой является именно разработка новых путей повышения качества образования.

Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы проблема обострилась, и тому есть несколько причин:

  • слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
  • пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
  • отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
  • слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
  • отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
  • невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
  • преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная,                   системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное     и интегрированное обучение…);
  •  потеря связи с родительской общественностью.

 Прежде чем начать обсуждение названной проблемы, дадим определение терминам «образование» и «качество образования» Это важно, так как даже словари дают разное толкование терминов.

По мере развития науки и практики понятие «образование» претерпевает изменения, развивается, дополняется, конкретизируется с учетом новых требований и условий. В нынешнем обыденном сознании понятие «образование» ассоциируется с передачей и освоением социального и культурного опыта, с передачей культурных ценностей, становлением личности.

В школе XXI века образование все больше должно становиться самообразованием. И тогда хороший педагог – это не искусный формовщик детской личности, а искусный создатель условий, при которых эта личность как можно раньше становится творцом собственного саморазвития.

Что же понимается под термином «качество образования»?

Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели качества образования в том или ином учреждении - это показатели ЗУН, результаты поступления выпускников в вузы, итоги предметных олимпиад того или иного уровня. Но только ли эти параметры определяют качество образования?

Понимание качества образования претерпело на протяжении последних лет существенные изменения. Традиционно оно рассматривалось как достижение запланированных результатов, отраженных в образовательных программах, и приравнивалось уровню обученности учащихся, имело количественное выражение.

В словаре понятий и терминов по законодательству РФ об образовании (В. М. Полонский) «качество образования выпускников» трактуется как определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Таким образом, понятие «качество образования» предстает как соотношение цели и результата, мера выполнения цели. Иначе говоря, образование, полученное школьником, признается качественным, если учащиеся достигли высоких результатов в достижении поставленных целей, которые формулируются обычно в модели выпускника.

Модель выпускника - примерный, желаемый образ личности школьника. Это тот идеал выпускника, на достижение которого направлена деятельность педагогического коллектива школы.

Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако, образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. В качестве условий достижения «нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» определены:

  • введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана, позволяющего учитывать особенности регионов и вариативность общеобразовательных учреждений;
  • оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, проведение в образовательных учреждениях работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, в том числе за счет разгрузки содержания общего образования, использования эффективных методов обучения, увеличения количества и повышения качества занятий физической культуры, организации мониторинга состояния здоровья учащихся, повышения качества отдыха детей;
  • обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  • более полное использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
  • введение профильного обучения в старшей школе;
  • усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
  • обеспечение знания выпускниками средней школы иностранного языка на уровне функциональной грамотности;
  • развитие дистанционного образования;
  • государственная поддержка школ для одаренных детей;
  • создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
  • создание государственной системы оценки качества образования и др.

Современный ученый педагог Марк Поташник определяет “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Для определения качества образования в ОУ необходимы:

  • во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
  • во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
  • в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
  • в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.

Инструментом оценки качества образования в школе является мониторинг.

Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Мониторинг – комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею.

Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

В зависимости от целевой установки мониторинга выделяют базовый и проблемный мониторинг. Основанием для классификации мониторинга могут быть средства, используемые для его проведения. Применительно к сфере образования можно выделить педагогический, психологический, социологический, статистический виды мониторинга.

Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.

Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.


Рекомендации:

Базовые принципы качественного образования

Вот несколько ключевых принципов, которые следует учитывать при создании образовательной среды в школе:

Индивидуальный подход. Каждый ученик уникален и имеет свои особенности и потребности. Педагогический процесс должен быть нацелен на индивидуальное развитие каждого ребенка, учитывая его интересы, способности и темп обучения.

Стимулирование любознательности и самостоятельности. Важно развивать у учеников интерес к учебе и самостоятельное мышление. Школа должна создавать условия для поиска знаний, исследовательской работы и критического мышления.

Сотрудничество и коммуникация. Коммуникация между учителем, учениками и родителями играет важную роль в образовательном процессе. Взаимодействие и сотрудничество позволяют создать атмосферу доверия и поддержки, что способствует успешному обучению.

Активное использование инноваций и технологий. В современном мире необходимо активно внедрять инновационные методы и технологии в обучение, чтобы повысить его качество и сделать его более интересным для учеников. Использование современных технологий позволяет создать интерактивные уроки, образовательные игры и другие инструменты, способствующие эффективному усвоению материала.

Систе́ма оце́нивания зна́ний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса. Оценивание для обучения – это процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя ис-пользуют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учебе, куда им необходимо про-двинуться и как сделать это наилучшим образом.

Эти принципы являются основой качественного образования и помогают создать условия для полноценного развития детей. Важно учитывать их при проектировании образовательного процесса и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

              Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной ...

ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО

Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО  ( из опыта работы)...

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"

Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога  к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...

Внутришкольная система оценки качества образования - эффективность по подготовке к ГИА

Внутришкольная система управления, обеспечивая объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов, способствует прогнозированности результатов своей работ...

Внутришкольная система оценки качества образования

В работе описаны основные подходы к формированию системы оценки качества в школе...

Внутришкольная система оценки качества образования

Качество – вещь забавная. Все о немговорят, все с ним живут, и каждый думает,что знает, что это такое. Но лишьнемногие придут к единому мнению обопределении качества....

Методическая разработка " Организация внутришкольной системы оценки качества образования

Организационная структура оценки  качества образования осуществляется посредством:• системы внутришкольного контроля;• общественной экспертизы качества образования, которая органи...