Доклад на тему: «Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»
методическая разработка

Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад»

Первомайского муниципального округа

Тамбовской области

                                                 

Доклад на тему:

«Песочное рисование как средство творческого развития дошкольников в рамках дополнительного образования»

Подготовила:

  Щетинникова Т.В

п. Первомайский


( 1 слайд) Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятие добра и зла? Да, такая игра есть! Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

    (2 слайд) Целью данной программы  являются: 

Создание условий для психофизического развития детей 4-7 лет средствами песочной арт-терапии, стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи: 

  1. Развивать умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени.
  2. Обучать созданию статичных песочных картин с учетом ритма, симметрии.
  3. Развивать композиционные умения при изображении групп предметов или сюжета.
  4. Упражнять пальцы и кисти рук.
  5. Развивать художественно-эстетический вкус.
  6. Снизить импульсивность, тревожность,  агрессивность и уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.
  7. Совершенствовать коммуникативные навыки и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми.
  8.  Развивать познавательные процессы и эмоциональный опыт детей.

(3 слайд)Обучение данной технике проводится в рамках всего курса рисования и имеет характерные особенности.

(4 слайд)

  1. Во-первых, это направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
  2. Во-вторых, создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не опасаясь критики.
  3. В-третьих, образовательный процесс, строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей,  активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

(5 слайд) Процесс обучения поделен на четыре этапа.

(6 слайд) 1 Этап. ВВОДНЫЙ.

Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон. Сюда входят ритуалы приветствия, пальчиковые игры, игры на развитие внимания.

(7 слайд) 2 Этап.  ОСНОВНОЙ ИЛИ РАБОЧИЙ. 

На него приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Сюда входит просмотр видео, слайдов, игры для снятия эмоционального напряжения, динамические упражнения, игры перевоплощения и этюды. Образовательная деятельность строится на синтезе восприятия и воображения.  На занятии важно создать ситуацию успешности каждому ребенку. Такой подход помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства, осознать себя и свое место в окружающем мире. После того, как дети наполнятся впечатлениями, погрузятся в мир сказки, можно приступать к рисованию.

(8 слайд) 3 Этап. РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ.

Основная цель - разрядка психического напряжения и выплеск детских  переживаний.  Работа с детьми предполагает несколько способов рисования, которыми они будут воплощать свои идеи на песке: руками, пальчиками, кулачками, ладошками, коктейльными трубочками, деревянными палочками. Техника рисования зависит от темы занятия. Хорошее расслабление дает песок, пропускаемый сквозь пальцы.  Эта техника подходит для создания фона или основы рисунка. Дети любят экспериментировать и додумывать сюжет, видя в  загадочных узорах следы необычных животных или поверхность необычной загадочной планеты. Иногда дети просто рисуют различные дорожки, лабиринты, узоры, способствующие концентрации внимания и релаксации.

Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так,  можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского,  В. Моцарта,  А. Вивальди, И. Баха,  Ф. Шопена,  Р. Штрауса; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов), инструментальную музыку.
Обязательным является проведение физкультминутки, в зависимости от физического состояния воспитанников.
 (9 слайд) 4 Этап. Завершающий.

Его основная цель – закрепление положительных эмоций от работы с песком и подведение итогов, анализ детьми своих работ и рисунков товарищей, раскрытие творческого замысла.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

 (10 слайд) В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.  Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у дошкольников таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У детей развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Наши наблюдения показали, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту вокруг, учится творчески мыслить.

Исходя из опыта работы рисованием песком наблюдается положительная динамика:

1.У детей проявляется стойкий интерес к занятиям. Они стали более раскрепощенными, активными, внимательными.

2.Развивается умение управлять своими эмоциями, свободно выражать свои чувства.

3.Дети научились преодолевать робость, неуверенность, страх перед тем, что не получается. Они стали немного успешнее, чем раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное развитие дошкольников в системе дополнительного образования

В статье речь пойдет об определенных видах музыкальной деятельности -пении ,игре на музыкально-шумовых инструментах, ритмических движениях (музыкальные игры ,хороводы ,танцы),слушании музыки -особенно...

Сообщение на районном методическом объединении «Педагогическое сопровождение творческого развития детей в рамках дополнительной образовательной программы «Волшебная петелька»»

Педагогическое сопровождение — процесс заинтересованного наблюдения, консультирова­ния, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации. Оно подразу...

Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»

Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим це...

Методическая разработка. Художественно-творческое развитие учащихся в рамках дополнительного образования "Разговор о портретах"

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.Фребель, мн...

«Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и формирования художественно-творческих способностей дошкольников в рамках дополнительного образования»

Методическая разработка по ознакомлению детей с бумагопластикой, разработана для детей 6-11 лет. Состоит из 2-ух частей: теоретической и практической....