Представление практик организации наставничества
методическая разработка

Харлошенко Марина Николаевна

В данной  работе рассматриваются вопросы организации практики наставничества в ООО, а также разбираются особенности модели реализации целевой модели наставничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon organizatsiya_nastavnichestva_v_ooo.pdf958.65 КБ
Office presentation icon harloshenkom.nnastavnichestvo.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление практик организации наставничества по формам: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель-учитель» Я убедился, что, как бы человек успешно не окончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, то никогда не будет хорошим педагогом; я сам учился у более старых педагогов… А. С. Макаренко Автор:Харлошенко Марина Николаевна, педагог – наставник БОУ «Осокинская СОШ» Калачинского муниципального района Омской области

Слайд 2

Повышение качества современного образования связывается с решением множества задач: профессиональное развитие педагогов; обеспечение успеха каждого ученика; создание в образовательной организации материально-технических и психолого - педагогических условий, предполагающих успешные взаимоотношения в коллективе и др. Одним из инструментов выстраивания профессиональных, субъектных, межличностных отношений в образовательной организации является наставничество.

Слайд 3

Наставничество - это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Слайд 4

Форма наставничества – это способ реализации Программы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией. Среди форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации Программы наставничества, могут быть выделены: ● «учитель – ученик»; ● «ученик – ученик»; ● «учитель – учитель»; ● «студент – ученик».

Слайд 5

Форма наставничества «Ученик — ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации. Наставничество может осуществляться в групповой форме. Цель реализации формы наставничества «ученик – ученик» - разносторонняя поддержка обучающегося, либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Задачи взаимодействия наставника с наставляемым для реализации формы наставничества «ученик – ученик»: помощь в реализации лидерского потенциала; развитие гибких навыков и метакомпетенций; оказание помощи в адаптации к новым условиям среды; создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательной организации; формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.

Слайд 7

Форма наставничества «Ученик – ученик» Участники пары «наставник — наставляемый». Наставником может быть назначен активный обучающийся основного общего и/или среднего общего образования (с 15 лет), обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель олимпиад и конкурсов школьного, муниципального, регионального уровней, лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, общественная деятельность, участник детско-юношеских объединений или организаций и т.д.).

Слайд 8

Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть: взаимодействие «успевающий — неуспевающий» (поддержка для достижения лучших образовательных результатов); взаимодействие «лидер — пассивный» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков); взаимодействие «равный — равному» (обмен навыками в процессе совместной деятельности в рамках реализации ООП образовательной организации, например, реализации Модулей «Самоуправление», «Волонтерство», «Общешкольные ключевые дела» рабочей программы воспитания образовательной организации); совместная работа над проектом (взаимная поддержка). Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).

Слайд 9

Направления работы наставника: - помощь в адаптации вновь прибывшим ученикам и сплочение класса; - проведение часов наставника; - внеурочная деятельность; - учебная деятельность. Ожидаемые результаты работы наставнической пары: высокий уровень включенности наставляемых в социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации; лояльность обучающихся к образовательной организации; повышение мотивации как наставника, так и наставляемого к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, развитию отдельных компетенций (под индивидуальные потребности личности).

Слайд 10

Форма наставничества «Учитель – ученик» предполагает взаимодействие учителя (педагога) образовательной организации и обучающегося с индивидуальными образовательными потребностями (одаренные, высокомотивированные, способные обучающиеся; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; подростки группы риска). Форма наставничества «учитель — высокомотивированный ученик» Цель реализации формы наставничества «учитель –высокомотивированный ученик» — раскрытие потенциала личности наставляемого. Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель – высокомотивированный ученик»: повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов обучающегося, в том числе через сопровождение его участия в олимпиадах, конкурсах и иных творческих мероприятиях; раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире; улучшение показателей эффективности образовательной организации.

Слайд 11

Форма наставничества «Учитель — ученик с ОВЗ» Цель реализации формы наставничества «учитель -ученик с ОВЗ» -успешное включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (инвалидностью) в образовательную среду образовательной организации и социокультурную среду социума. Задачи взаимодействия наставника с наставляемым при реализации формы «учитель — ученик с ОВЗ»: создание условий для успешного обучения обучающегося; создание условий для успешной социализации обучающегося; максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося. Успешность включенности обучающегося в жизнь образовательной организации и жизнь социума определяется с точки зрения развития: когнитивной (познавательной) сферы; коммуникативной сферы; эмоциональной сферы: психологическая адаптация к процессу обучения в образовательной организации, к внеурочной деятельности, возникновение и сохранение положительного эмоционального настроя по отношению к процессу жизнедеятельности в образовательной организации и взаимодействию с социумом; самостоятельности.

Слайд 12

Форма наставничества «Учитель-учитель»

Слайд 14

Форма наставничества «Учитель-учитель» Наставник-консультант За основу этих взаимоотношений берется благополучие личности молодого специалиста. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 30–40 %.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ №329 "Об организации наставничества"

В приказе перечислены учителя наставники....

Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.

Видеостудия  "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...

Модель применения практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации на основе внутренних ресурсов

Сегодня становится очевидным, что только активная личность, способная успешно функционировать во всех сферах жизнедеятельности, может взять на себя ответственность за собственное будущее и будущее сво...

Единый информационный банк лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: структура и содержание

В статье представлены описание структуры и содержания, функционирования единого информационного банка лучших практик организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовател...

Алгоритм представление практики наставничества

Алгоритм представление практики наставничества...

Воспитательная практика «Организация наставничества в форме «ученик-ученик» по программе « Основы топографии и ориентирования»

Главная идея данной воспитательной практики заключается в улучшении психологического климата в образовательной организации среди обучающихся, связанном с выстраиванием долгосрочных и психологически ко...