Выступление «Функциональная грамотность школьников как актуальный результат обучения на уроках истории и обществознания. Из опыта работы»
статья

Кудрявцева Светлана Юрьевна

  функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_funkts.gramotnost.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность школьников как актуальный результат обучения на уроках истории и обществознания. Из опыта работы»

Выступление на городском МО учителей истории и обществознания 26.08.2020г.

Кудрявцева С.Ю.

учитель истории и обществознания

МОУ «Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа №17»

Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас и поделиться определенным опытом работы по указанной проблеме.

В начале выступления несколько слов о понятии функциональная грамотность и о том, что с ней связано.

Международные исследования в области образования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро.

В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» сказано, что «При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить: глобальную конкурентноспособность российского образования; вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

 Центральным понятием в международной программе развития образования  выступает функциональная грамотность. Термин этот был введен в 1957 г. Международной организацией ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Согласно новой редакции этого документа, грамотным считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования группы.

Таким образом,  в современном мире функциональная грамотность стала одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Существующие федеральные нормативные документы  включают задачу формирования функциональной грамотности. В Федеральном государственном стандарте общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Приоритетным становится личностный результат обучающегося, системно - деятельностный подход. Составляющими функциональной грамотности также являются универсальные учебные действия, основанные на прочных знаниях.

Известный российский психолог и лингвист, автор многих научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, Алексей Алексеевич Леонтьев, в одной из своих работ дал очень корректное, и в то же время, глубокое определение функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Таким образом, качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться сегодня как портрет современного выпускника школы.

Функциональная грамотность определяет готовность к выполнению социальных ролей избирателя, потребителя, члена семьи, студента. Функциональная грамотность позволяет использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий, облегчает контакты с различными социальными структурами и организациями. Если внимательно посмотреть на определение ФГ становится очевидным, что речь идет о социализации (более понятное и привычное понятие для нас, учителей обществознания).

Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе невозможно сегодня без функциональной грамотности.

Что включает функциональная грамотность? Институт стратегии развития образования Российской академии образования выделяет следующие направления формирования функциональной грамотности:

-читательская грамотность;

-математическая грамотность;

-естественно-научная грамотность;

-финансовая грамотность;

-глобальные компетенции;

-креативное мышление.

Любая деятельность рассматривается как процесс разрешения проблем того или иного уровня сложности. Следовательно, каждому виду деятельности соответствует своя грамотность. Но на вершине всей системы располагается читательская грамотность.

Существуют специальные международные программы по изучению функциональной грамотности. Одна из них PISA.

PISA –  Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA  является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15- летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OЭСР). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года.

Полученные данные дают ответы на следующие вопросы:

1. Изменилось ли состояние российского образования с позиций международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

2. В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентоспособности выпускников российских школ?

Это должно быть важно и интересно для нас, так как в России, начиная с 2019 года по 2024 год,  осуществляется оценка качества образования на основе практики международных исследований. Ежегодно примерно по 14 регионов. Республика Мордовия находится в этом графике на 2022 год. Поэтому и наши ученики попадут под проверку качества образования по модели PISA. Паниковать не нужно, надо более внимательно изучить материалы и начать подготовку.

Читательская грамотность формируется не только на уроках литературы, но и на уроках истории и обществознания. Также и на других предметах, чтение нужно всегда и везде.

Более подробно остановлюсь на базовой грамотности – читательской.

В современном обществе умение работать с информацией (ЧИТАТЬ, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2)  сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3)  размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

 Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Что нам это напоминает? Задания ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию с текстом.

К наиболее типичным трудностям школьников при выполнении заданий по чтению, можно отнести:

  1. Определение значение слова;
  2. Выделение ключевых слов;
  3. Целенаправленный поиск информации;
  4. Перенос знаний и умений из одной области в другую;
  5. Чтение диаграмм, схем, графиков;
  6. Аргументация своей точки зрения.

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран. Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

Хотелось бы еще раз напомнить и предложить вашему вниманию один из вариантов алгоритма работы с текстом.  Первая фаза (прочитать текст первый раз) — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла. Из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая фаза (прочитать текст второй раз) — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста.

Третья фаза — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Остановлюсь на некоторых методических приемах, средствах, методах работы с текстом, которые используют учителя истории и обществознания в своей работе. Думаю, что многие из вас могут предложить свой опыт работы с текстом.

Достаточно практичным является сегодня такой прием работы с текстом, как «Инсерт».

«ИНСЕРТ»- интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления прием маркировки текста:

- знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную информацию;

 - знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;

- знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у представлениями, то, о чем думали иначе;

- знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем хотелось узнать подробнее.

- знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес  и желание узнать об этом больше.

Прием “Двойной дневник”. Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части: в первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. «Двойные дневники» дают  возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Страница делится на 2 половины вертикальной линией. Записываем фразы из текста, даем комментарии: что вызвало интерес, что непонятно, какие впечатления и т.п. Двойные дневники ведутся по ходу чтения текста, используются на стадии осмысления и стадии рефлексии, полезны, когда необходимо прочитать большой текст дома, вне класса.

Развитие творческого чтения, которое требует осмысления полученной информации, её интерпретации, оценки и создания собственных смыслов, наиболее эффективно в процессе работы с историческими источниками. Вот пример заданий по карте с текстом из источника:

1. Осенью 1941 г. немецкий капитан 18-й танковой дивизии в письме домой писал: «Несмотря на огромные пройденные расстояния, не было чувства, которое у нас было во Франции, не было чувства, что мы входим в побежденную страну. <…> Русские всюду сражаются до последнего человека».

  • Приведите примеры в подтверждение главной мысли письменного источника.
  • Предположите, на каком главном направлении Восточного фронта находилась его дивизия?

-    Перечислите события данного периода.

Существуют различные подходы к развитию и оценке функциональной грамотности школьников, наиболее продуктивным из которых,  является разработка, решение и оценка выполнения ситуационных задач. Ситуационная задача представляет собой описание ситуации, которую надо решить, ответив на вопросы, носящие проблемный характер и (или) выполнив задания, которые демонстрируют действенность знаний. Такие задания могут представлять собой проект, памятку, инструкцию, другой презентуемый практический результат выполнения задания. Для ситуационных заданий обычно подбираются названия, которые отражают либо основное содержание ситуации, либо проблему, на решение которой ситуация направлена. Ситуационные задачи для учащихся могут выполнять несколько функций: актуализировать развитие отдельных функциональных умений, связанных, например, с освоением социальных ролей (члена семьи, горожанина, потребителя и др.); формировать ключевые компетентности (информационную, коммуникативную).  

Особенно эффективна работа с ситуационными задачами на уроках обществознания. Темы разделов «Право», «Социология», «Политология» целесообразно изучать в старшей школе именно с помощью ситуационных задач. В качестве примера приведу такую задачу.

Задача. «Правовая ситуация»

Описание ситуации

«Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях:

  1. 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов;
  2. ежегодный оплачиваемый отпуск —2 недели;
  3. испытательный срок при приеме на работу — З месяца.

Задания и вопросы для анализа ситуации:

  1. Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?
  2. Назовите статьи  КЗоТ РФ, которые были нарушены.
  3. Какое наказание последует?
  4. Как нужно изменить ситуацию, чтобы нарушений КЗоТ не было?

Ещё один пример: Задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России». Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

Пример одного из вариантов задачи: «Рассчитайте выкупную сумму, которую должен заплатить крестьянин Кузнецов, если сумма оброка в год составляет 8 рублей. Определите 20% суммы, которую Кузнецов должен самостоятельно выплатить помещику единовременно. Определите 80% выкупной суммы, которую предоставляло крестьянину государство на 49 лет под 6% годовых. Какую сумму должен был выплатить крестьянин Кузнецов государству в течение 49 лет?»

Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.

Ситуационные задачи на уроках истории и обществознания способствуют формированию метапредметных и предметных компетенций, делают обучение практико-ориентированным, что в будущем поможет сегодняшним школьникам принимать осознанные решения в повседневной жизни, в процессе социальных отношений и в профессиональной сфере.

История же помогает учащимся преодолеть стандартность и однобокость  мышления, что очень важно в будущей социальной адаптации.

Использование познавательных игр,  уроков-дебатов, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях. Проведение исторических диктантов и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся.

Изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме. Чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают сложный моральный  выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой – оценивая исторические события.

Выделим средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный  диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться  от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

На этапе определения темы: учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока. Очень продуктивным на этом этапе является приём «Маркер». Маркер — это смысловой ключ к понятию, «системная полочка», на которой находится понятие. Предлагаю ребятам несколько готовых определений ключевых понятий к уроку, предлагаю найти слова-маркеры и определить,  о чём будет вестись разговор на уроке.

На этапе актуализации при определении темы, использую «Подводящий диалог». Ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тем понятиям, которые в силу некомпетентности или недостаточно полного знания вызовут затруднение. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия.

Использую также приём «Ситуация Яркого пятна». Среди множества однотипных предметов, слов, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие, внимание концентрируется на выделенном предмете или понятии. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.

Определение приемов работы с понятиями - самый важный этап проектирования урока.

Один из вариантов запоминания, а  затем и  воспроизведения определений является создание ассоциаций. При этом учащиеся создают зрительный образ понятия, конструируют определения понятия по зрительному образу, учащиеся с преобладающим развитием правого полушария мозга, отвечающего за творчество, имеют возможность усвоить понятийный аппарат именно таким образом лучше. В процессе визуализации срабатывает непроизвольное запоминание, используется и развивается творческое нестандартное мышление. Создание ассоциаций — это то, с чего начинается работа в 5-6 классе над сложными для восприятия понятиями. Например, описание по рисунку в учебнике (родовая община – что представлено на первом плане, что изображено на втором плане), здесь, кстати,  уместно использовать в работе  прием  «Выглядит, как… звучит как…»;  работу с понятиями можно построить  через красочное эмоциональное объяснение, выделяя существенные признаки и фиксируя их в тетради.

При введении нового понятия выстраиваю работу по следующему алгоритму:

  1. Обращение к этимологии слова.
  2. Выстраивание ассоциаций.
  3. Выделение существенного признака понятия.
  4. Установление категориальных принадлежностей.
  5. Сравнение с другими понятиями.
  6. Введение понятия.
  7. Выстраивание логических взаимосвязей.

Пример введения понятия «Экономика» в 5-7 классе:

  1. В переводе с греческого слово «экономика» происходит от греческого oikonomia – управление домашним хозяйством. Однако в современном языке оно более многозначно.
  2. Ассоциации учащихся: хозяйство, производство, природные ресурсы.
  3. Существенный признак: хозяйство, удовлетворения потребностей.
  4. Категориальная принадлежность: тип экономической системы, традиционная система, рыночная, командно-административная система, смешанная система.
  5. Сравнение традиционной системы и рыночной системы.
  6. Экономика — система общественного производства, осуществляющая собственно производство, распределение, обмен и потребление необходимых обществу материальных благ, включая продукты и услуги
  7.   Построение предложений, содержащих информацию о экономике

Прием подчёркивания понятия. Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться как с заданиями базового уровня, так и с заданиями углубленного уровня. Например: задание 25 в ЕГЭ по обществознанию требуется дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки.

Например: при работе с термином "право" учащимся предлагается:  

1) сформулировать определение понятия право (письменно) и озвучить его;

  1. подчеркнуть главные слова.  (Право - система общеобязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения);
  2. представить, данные слова в виде нескольких предложений (это и есть признаки права).

Этот приём очень успешен и при работе над эссе.  При работе с высказываниями учитель обращает внимание учащихся на ключевые термины или слова. Именно их правильная интерпретация дает возможность верно определить проблему, которую поднимает автор.

        Например, в высказывании Ж. Жубера «Лучшие законы рождаются из обычаев»  находим ключевые слова «закон» и «обычаи» и определяем проблему соотношения, взаимосвязи созданных людьми законов и существующих обычаев.

Приём «Гнездо понятий». Полезно работать с так называемыми гнездами понятий на этапе закрепления, рефлексии. Например, взяв за основу одно большое понятие, мы ищем 1) более широкое понятие, которое будет включать рассматриваемое; 2) рядоположенные, совпадающие по объему и определенности признаков,  3) более частные, входящие в состав понятия, 4) конкретные связанные понятия других сфер.

Применение приёма «гнездо понятий», в котором за основу берется определенный термин или понятие (например, «социальная стратификация»).  

1) назвать более широкие по смыслу понятия (например: «социальная дифференциация);

2) назвать более узкие по смыслу понятия (например: социальный слой);

3) назвать частные понятия, входящие в состав понятия (например: доход, власть, привилегии, престиж);

4) назвать понятия из других сфер жизни общества (экономической, политической и духовной), связанные с понятием (например: образование, экономический кризис, политический режим).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде – сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Формируя функциональную грамотность обучающихся, мы решаем задачи стратегического развития Российской Федерации: усиление позиций Российской Федерации в глобальной конкуренции путем развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития; технологическое первенство на мировой арене, усиление роли инноваций в социально-экономическом развитии.

Помните, что функциональная грамотность – основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Цифровые образовательные ресурсы на уроках истории и обществознания". (из опыта работы)

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптим...

Методическая разработка: АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Методическая разработка призвана помочь учителю активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках через систематизацию материала при помощи алгоритмов деятельности....

«Проверка результатов обучения на уроках истории и обществознания»

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательно...

Систематизация и обобщение материала на уроках истории и обществознания (из опыта работы)

В статье предлагаются различные приемы организациии работы, направленной на систематизациюи обобщение материала на уроках истории и обществознания....

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...