Интегрированный урок "Неисчерпаемое море солей" (химия+география)
план-конспект урока (8 класс) на тему

Герасимова Нина Федоровна

Цель  интегрированного урока:

 «Исследовать – обобщать – устанавливать»

 

  1. Обобщить личный опыт учащихся и использовать их знания, полученные на уроках Физическая география, география Материков, Природа России, История средних веков, Биология, Химия, МХК, технология и ОБЖ

       2.  Установить взаимосвязь понятий «жесткость воды и соленость водоемов»  и их влияние на  возможность жизни в данном водоеме     

       3.  Обосновать вредное воздействие недостатка и  избытка минеральных веществ на рост и развитие растений и на окружающую среду

       4.  Исследовать роль поваренной соли в развитии человеческого общества.

       5.  Исследовать взаимозависимость солености водоемов, их тектоники, рельефа, течений, движения воздушных масс, материнские горные породы и донные осадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neischerpaemoe_more_soley.doc326 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 639

ЮАО г.Москва

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по ХИМИИ И ГЕОГРАФИИ

   

Урок проведен по плану работы методического объединения.

Учитель географии    Пронина А.В.      

                                                                    Учитель   химии  Герасимова Н.Ф.

         

     

 

Апрель, 2010

МОСКВА

Учитель химии Герасимова Н.Ф.  работает по государственной программе автора  О.С. Габриеляна для 8-х классов (2 часа в неделю).

Интегрированный урок соответствует урокам  № 7,8  Модуля № 7:  Растворение, растворы. Свойства растворов электролитов (18ч).  

     

Учитель географии Пронина А.В.. работает по государственной  программе под редакцией   Герасимовой в 6-7-8 классах ( по 2 часа в неделю)

Интегрированный урок соответствует урокам № 57, 58 тематического планирования поурочного материала курса географии 8 класса.

Цель  интегрированного урока:

«Исследовать – обобщать – устанавливать»

  1. Обобщить личный опыт учащихся и использовать их знания, полученные на уроках Физическая география, география материков, Природа России, История средних веков, Биологии, Химия, МХК, технология и ОБЖ

  1. Установить взаимосвязь понятий «жесткость воды и соленость водоемов»     и их влияние возможность жизни в данном водоеме      

                   

  1. Обосновать вредное воздействие недостатка и  избытка минеральных веществ на рост и развитие растений и на окружающую среду

  1. Исследовать роль поваренной соли в развитии человеческого общества.

  1. Исследовать взаимозависимость солености водоемов, их тектоники, рельефа, течений, движения воздушных масс, материнские горные породы и донные осадки

Инструктивная карточка для ЛО «Качественное определение катионов и анионов»

  1. Карты:  Азовское море, Белое море, Охотское море, Японское море,
                   Мертвое море

         

  1. Кодопленки: 1. Содержание металлов в организме и окружающей среде

                            2.  Содержание солей в морской и озерной водах

                            3.  Эвтрофизация на примере Чезапикской губы

                            4.  Основные характеристики некоторых морей.

 4.   Карта России

5.     Медицинская аптечка

  1. Образцы растений, выращенные в различном «питательном режиме»

  1. Картина Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»

  1. Рушник с хлебом-молью.  

  1. Бутылки с минеральной водой различных источников

  1. Спиртовка, зажим для пробирок, штатив для пробирок, спички

  1. 3 колбы с образцами искусственной морской воды

  1. 3 стакана  с раствором хозяйственного мыла

  1. Стальная проволока для качественного определения ионов натрия

  1. Растворы нитрата бария, фосфата натрия, нитрата серебра.

  1. Колба со смесью катионов натрия и магния, хлорид и сульфат анионов.

                                                         

  1. Причины гибели «Государства Организм»

  1. Вода дистиллированная и природная. Свойства природной воды.

  1. Минеральные источники – Боржоми и Пятигорск – исторические, культурные и оздоровительные центры.

  1. Лабораторный опыт. Влияние жесткости волы на моющие свойства мыла.

  1. Соль – всему голова

  1. Использование минеральных солей в сельском хозяйстве. Доводы «ЗА» и «ПРОТИВ».

  1. Демонстрация опытных образцов растений.

  1. Проверьте свою эрудицию. Найдите зашифрованные названия 12-ти рек и покажите их на карте.

  1. Соленость морей – их характер.

  1.  Жизнь в эстуарии

  1. Лабораторный опыт. Качественное определение катионов и анионов.

                 12.  Подведение итогов:  «Просто знать – еще не все,

                                    Знания нужно уметь использовать»

                                                                                    Гете

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обратная связь

  1. Вступительное слово:
  1. мотивация на обобщение материала по теме «СОЛИ»
  2. постановка целей обобщения темы
  3. знакомство с промежуточной диагностикой

  1. Значение солей в организме

Демонстрируется кодопленка, на которой указаны общность строения растительных и животных организмов и значение отдельных ионов

Учащиеся предлагают  варианты ответов  и делают общий вывод.

Записывают в тетрадь

См. приложение 1.

Делают вывод о клеточном строении организмов и значении ионов металлов для их нормального роста и развития

3. Химический диктант: «Содержимое нашей аптечки»

Записывают формулы солей и уравнения их диссоциации

Один из учеников работает на кодопленке

Проверка работы учащихся.

Комментированное объяснение работы на кодопленке

4. Минеральные источники – их историческая, культурная и оздоровительная роль.

Ученики перечисляют известные источники, состав их вод, происхождение делают  записи в тетради.

См. приложение 2

Обобщаются знания по истории, химии, географии, литературе  

5. Создание игровой ситуации и выяснение роли поваренной соли для организма и развития общества. Постановка проблемы: Что значит соль в жизни  и развитии человеческого общества? определить принадлежность

Значение соли для человека разбирается с помощью  «Оды поваренной соли»

Зная свойства поваренной соли находят исторические и литературные подтверждения ее ВЕЛИЧИЯ.

 Делают вывод о тесной взаимосвязи  хлорида натрия с этническими обрядами и легендами. Записывают в тетрадь и делают рисунки.

Вспоминают произведения живописи,  в которых используют мифы и легенды о соли..

Записывают обряды, обычаи Руси и

Объясняют их происхождение

Сделать вывод: В чем причина появления легенд и обрядов?

6. Главное не пересолить!

«ЗА» и «ПРОТИВ» использования минеральных удобрений в сельском хозяйстве.

Демонстрируются растения, выращенные при нормальном  питании и дефиците минералов.

Эвтрофизация

Делают вывод о положительном и отрицательном значении избытка минеральных удобрения для окружающей среды

Используется кодоскоп для демонстрации схемы  эвтрофизации

Записывают новый термин

Сделать вывод о том, что во всем нужна мера.

7. Вода дистиллированная, жесткая и соленость воды.

Сообщение ученика

Отличие дистиллированной и морской воды, состав морской соли.

Выписать, используя таблицу жесткость некоторых морей и океанов.

Устный счет.

8. ЛО. Влияние жесткости воды на моющие свойства мыла.

Сравнивают жесткость воды различных водоемов и делают вывод о вреде жесткой воды для технического прогресса

Записать вывод: как можно избавиться от жесткости

9. Веселая переменка. Найдите названия 12 рек, зашифрованных в стихотворении.

Нахождение рек указывается на карте

Проверка через кодоскоп

10. Соленость морей и океанов – их характер.

Рассмотреть вопросы географического положения, осадки и испарение, тектоники рельефа дна. Морские течения и движения воздушных масс

Делают вывод о зависимости солености вода и природными явлениями

11. Как влияет соленость водоема на жизнь его обитателей?

Изменение солености по временам года и жизни в эстуарии

Записать известные эстуарии

12. ЛО. Качественное определение катионов и анионов.

13. Заключительный этап урока.

Проверка правильности записи основных понятий, выводов.

 Итоги работы на уроке

Делают выводы о работе на уроке,

ВЫВОД: Знание-сила

     

Теперь я надеюсь, все вспомнили, что произошло в «Государстве Организм». Малообразованные советники изгнали из Организма и окружающей среды многие ионы.  А нам с Вами, используя знания различных областей: биологии, физики, истории, экологии, химии нужно постараться сделать все для их восстановления.

Начнем с разминки:

Задание 1.Содержимое нашей аптечки.

Медицинское название

Формула

Международное

 название

Нюхательная соль

NH4 Cl

Хлорид аммония

Марганцовка

KMnO4

Перманганат калия

Зубной порошок

CaCO3

Смесь на основе

 карбоната кальция

Горькая, английская соль

MgSO4

Сульфат магния

Ляпис

AgNO3

Нитрат серебра

Белая магнезия

(MgOH)2 Cl

Основной карбонат магния

Питьевая сода

NaHCO3

Гидрокарбонат натрия

Морская соль

Смесь

  1. Какую группу  входят  данные вещества?
  2. Какими путями соли попадают в организм?
  3. В каком состоянии находятся соли в организме?
  4. Что такое электролит?

Задание 2.   Знаете ли Вы…

Мелко раздробленный лед с  NaCl или CaCl2  6H2 O применяется в качестве охлаждающих смесей. На чем это основано?

В этих смесях образуются растворы солей в воде, которая замерзает при температуре ниже 0 С.   Лед в таких растворах плавится поглощая     теплоту из окружающей среды. В результате этого происходит понижение температуры. Смешивание льда с солью в пропорции на 100г льда 30г хлорида натрия можно получить температуру –20,   с помощью хлорида кальция  солью CaCl2  H2 O можно  понизить температуру до–55С.

Павшего богатыря оживляли, брызнув не него волшебной водой.

Помните, что писал Александр Сергеевич Пушкин в сказке «Руслан и Людмила»:

«Долина чудная таится

И в той долине два ключа:

Один течет волной живою

По камням весело журча,

Тот льется мертвою водою».

С какой же водой мы можем встретится в повседневной жизнью и каково ее влияние на живые Организмы и окружающую среду.

Вода – вещество №1.

 70% земной  занимает Мировой Океан.

97% объема воды приходится на соленую морскую воду, 2% составляют полярные льды, пресная вода, которую использует человек, составляет лишь 1%. поверхности. В теле человека на долю воды приходится 2/3 массы, а в медузе ее содержится 99% .Для большинства организмов потеря 1/20 части воды оказывается смертельной.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…

 Что потребление воды в Москве на душу населения составляет 650л. Из всего этого количества только 4л человек тратит на питье и приготовление пищи.

В соответствии со стандартами питьевая вода не должна быть окрашенной, не должна обладать неприятным вкусом и запахом. Ее минерализация не превышает 1г/дм3 , а жесткость 7,0 ммоль/дм3. Значение рН находится в пределах 6,5 – 9,5.Концентрация нитратного иона ниже 50 мг/дм3. Естественно, что она должна отвечать бактериологическим требованиям и иметь допустимые показатели на токсичные  химические соединения.

Как оценивают прозрачность и цвет воды?

Для этой цели используют белый диск – прозрачнометр, диаметр которого равен 300 мм. Он окрашен цинковыми белилами. Прозрачность воды оценивают по глубине погружения диска в (метрах), при которой он становится невидимым.

Цвет воды характеризуется в сравнении со стандартной шкалой цвета при погружении диска на половинную глубину.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь – эти слова написал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери после того, как его самолет разбился в пустыне и он несколько дней провел под палящим солнцем.

Ты можешь стать умнее тремя путями:

-путем опыта – это самый горький путь;

путем подражания – это самый легкий путь;

путем размышления – это самый благородный путь

(Древняя китайская пословица)

Вывод группы экспертов:

  1. Соли не обладают энергетической ценностью, как белки, жиры и углеводы. Однако без них жизнь человека невозможна. Минеральные соли выполняют пластические функции в процессе жизнедеятельности организма.

  1. Речные стоки приносят в моря и океаны ионы  PO4-3  , NO3- , HCO3- , SiO3-2 которые способствуют развитию фито и зоопланктона

  1. Опытным путем можно установить состав раствора

     Вывод  комитета геодезистов.

  1. Каждый минеральный источник имеет свой природный состав. Не стоит в лечебных целях покупать более дешевые подделки.

  1. Нельзя употреблять в пищу дистиллированную воду, т.к. она вызывает вымывание нужных клеткам солей из организма

    Выводы экологического комитета:

  1. Недостаток солей также недопустим, как и их избыток. Избыток солей приводит к гибели целых районов, например Аральское море.

  1.  Наиболее перспективным можно считать способ выращивания растений методом гидропоники

  1. Океан – атмосфера – почва – реки – океан. По такой схеме работает важнейшее звено поддержания жизни на Земле. Поэтому следует запретить разбрасывание на зимних автодорогах соли (до 2 млн. т ежегодно)

       Историко-этнографический комитет

1.  Сказка – ложь, но в ней намек, добрым молодцам урок

          Выводы океанологического комитета  

  1. Установили взаимосвязь солености морской воды с географическим положением морей и природными явлениями
  2. Загадочны морей просторы…

     Что там – под толщей темных вод?

     Долины, впадины и горы,

     Веществ сплошной круговорот…. Урок поставил еще больше вопросов, на которые хочется искать ответы.

                 

 Наводнения, резкие подъемы воды в Неве и значительное затопление Санкт-Петербурга  связаны с гидрометеорологическим режимом Балтийского моря и Финского залива.

 Основная причина наводнения – возникновение так называемых длинных волн, которые образуются при прохождении циклонов над Атлантикой и, перемещаясь по Балтийскому морю, вызывают подъем воды в устье Невы.

 Другими причинами являются дующие с западных румбов (западный, северо-западный, юго-западный), создающие нагон воды в устье, и кроме того сейши – свободные  колебания всей массы воды залива, стремящейся прийти в равновесие после   прекращения ветра, вызвавшего нагон.

Чаще всего наводнения бывают осенью и  в начале зимы в связи с большой повторяемостью циклонов и сильных ветров. Средняя продолжительность наводнения 25-35 часов, иногда до 70 –80 ч.

Со времен 1703 года зафиксировано около. 270 подъемов воды на Неве на 150 см.

Самые разрушительные наводнения произошли в 1777,1824, 1924, 1955 годах. В наводнении 21 сентября 1777 года подъем воды составил 310 см, а в наводнении 19 ноября 1824 года подъем воды составил 410 см, был затоплен  весь город кроме Литейной, рождественской и Каретной.

Система отсчета подъема воды

  1. Ординар – многолетний уровень воды в устье Невы
  2. Балтийская система – уровень воды Балтийского  моря в Финском заливе)

( аспекты за и против ее применения)

Почти 300 лет назад автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт сказал: «Человек, которому удалось бы взрастить два колоса на месте, где рос один, заслужил бы вечную благодарность человечества».

За последние 30 лет, благодаря применению удобрений, урожаи пшеницы и сахарной свеклы утроились, а сбор чайного листа вырос в 5 раз.

Основная пища растений – это азот, фосфор и калий. В почве они далеко не всегда содержаться в нужных количествах. Состав почвы изменяется  под воздействием воды, воздуха, температуры. Следовательно, Землю надо «кормить»

Но с пастбищ ежегодно смывается почти 535млн т. почвы, вместе с которой уносится около 1.2 млн. т. азота, 0,6 млн. т. фосфора  и  0.1 млн. т.  калия. За счет этого происходит обогащение озер, рек питательными веществами. Это процесс ЭВТРОФИЗАЦИИ.  При сливании сточных вод, при выщелачивание неорганических удобрений из культивируемых земель, в водоемах возрастает концентрация нитратов и фосфатов.   Это оказывает двойное действие на водоем.

Положительная роль

Отрицательная роль

Одноклеточные организмы и водоросли используют питательные вещества для быстрого размножения. Можно наблюдать «Цветение воды»

Уменьшение освещенности для придонных растений

Отмирают

Отмирают

Образуют большое количество органических веществ

Бактерии размножаются и поглощают кислород

Рыбы и беспозвоночные погибают от недостатка кислорода

Водоем постепенно превращается в болото.

 

Что такое эстуарий?

Эстуарий – суша, окруженная водой, где пресная вода из рек смешивается с соленой водой из океана.

 Самый длинный эстуарий (885 км) в мире у реки Обь в Северной части России. Он называется Обская губа и большую часть года покрыт льдом. Его ширина 64 км, глубина 24 м.

Типичный эстуарий, крупнейший в Соединенных Штатах, протянулся между Мэрилендом и Виргинией, – Чезапикская бухта.

Чезапикский залив и его притоки окружены около  500000 акров болотистых почв, которые дают места обитания для большого числа птиц, рептилий и млекопитающих. Травы болотистых мест собирают влагу и поглощают питательные вещества. Когда растения умирают зимой, их листья и стебли разлагаются на мелкие части, которые называются детритом, они затопляются водой и становятся частью пищевой цепи.

Хотя здесь изобилие пищи, неустойчивый уровень солености и температуры делает залив трудным  местом для жизни. Всего лишь несколько видов, в том числе устрицы и голубой краб, могут использовать залив в качестве постоянного дома. Поскольку разнообразие живущих здесь видов ограничено, популяция их велика.

   

Один из наиболее важных факторов, который обуславливает разнообразие и значительное количество живых существ в заливе – соленость воды. Вода слишком соленая для большинства пресноводных видов и недостаточно соленая для большинства морских видов существ. Уровень солености меняется в течение года: он падает весной или после ливней  из-за потоков пресной воды и поднимается во время сухих сезонов летом  и осенью.

Из 295 видов рыб, которые живут в заливе летом, только 29 видов могут вынести здешние колебания солености и живут в заливе круглый год

БОРЖОМИ

работ по обустройству боржомского Екатерининского источника гидрогеологи наткнулись на остатки ванн, выложенных из тесаного камня. Эту находку специалисты относят к первому веку нашей эры; уже две тысячи лет тому назад боржомская вода применялась в лечебных целях.

Семья российского царя выбрала это место для своей летней резиденции, воздав должное красоте пейзажей и лечебным достоинствам вод. Это произошло после того, как сам император побывал здесь, чтобы поохотиться и подлечиться. Царь Александр II не жалел денег на благоустройство этого курорта.

Прилегающие к Боржоми земли были в 1871 году пожалованы императором Александром II великому князю Михаилу Николаевичу, брату императора Александра II, наместнику царя на Кавказе.

Позже, на левом берегу Куры, в Ликании, сын  Михаила Романова Николай, большой любитель охоты построил каменный  дворцовый комплекс в стиле эпохи Возрождения (проекту архитектора Бенуа).

В Боржоми выходит на поверхность гидрокарбонатно-натриевая углекислая минеральная вода. По составу она сходна с водой источника  Гранд-Грий в Виши (водный курорт Франции).

Лечение в Боржоми показано при болезнях сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей, почек, при сахарном диабете и различных нарушениях обмена веществ.

 Минеральная вода применяется как для питья, так и для бальнеологических процедур (ванн, ингаляций).

 Вода марки «Боржоми» пользуется успехом и как обычная столовая вода.

В 37 км от Боржоми снимался один из эпизодов фильма «Семнадцать мгновений весны»: здесь Штирлиц простился с пастором Шлагом, отправлявшимся на лыжах в Швейцарию с тайной миссией.

«В ту минуту, и в последний раз я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, будто его скосило на месте», - так в своих воспоминаниях описывал кульминационный момент роковой дуэли один из секундантов Лермонтова князь А.И. Васильчиков. Место поединка, где сейчас стоит каменный обелиск работы скульптора Микешина, находится на окраине Пятигорска у горы Машук.

Помимо мест, связанных с Лермонтовым, главные достопримечательности города – питьевые галереи и водолечебницы. Местное население пользовалось минеральными водами с незапамятных времен. Изучению лечебных свойств источников уделяли много внимания Петр I, а затем Екатерина II.

В 1803 году  минеральные воды,  разместившиеся в живописной долине реки Подкумок в предгорьях Кавказа,  указом российского правительства признали лечебными, и было решено основать здесь курорт.

В двадцатых годах XIX века были построены первые водолечебницы, изящные европейского вида здания, гроты и беседки для увеселения лиц дворянского звания и господ офицеров. По этим аллеям и колоннадам, мимо гротов и беседок, названия которых не изменились с лермонтовских времен, ходили герои «Княжны Мери». Ходил по ним и сам Лермонтов: события его собственной жизни, разворачивавшиеся на пятигорских водах, причудливо переплелись с эпизодами знаменитой повести. (Направляясь к месту службы, вопрос о том, завернуть ли в Пятигорск, а ведь Лермонтов ехал навстречу гибели – решился бросанием монетки).

В Пятигорске действуют более 40 источников радоновых, углекисло-водородных, азотно-углекислых и йодобромных вод (горячих и холодных) Используются также лечебные грязи. Здесь 10 водолечебниц, две питьевые галереи, шесть бюветов (отдельных обустроенных источников).

 

Показания для лечения: болезни периферической нервной системы, опроно-двигательного аппарата, органов пищеварения, сосудов, кожи.

Опьяняющая вода

«От двух стаканов этой воды происходит опьянение, за которым следует глубокий сон»,- писал о минеральной воде «Нарзан» в 1874г путешественник Яков Рейнего.

Он был чрезмерно впечатлителен. Минеральные воды обладают лечебным, в том числе и успокоительными свойствами. Они содержат, как правило, катионы натрия, кальция, магния; хлоридные, сульфатные и гидрокарбонатные анионы. Кроме того, вода насыщена диоксидом углерода, который делает волу более приятной на вкус, лучше утоляет жажду.

Лабораторное исследование

Качественное определение катионов и анионов

Катион,

Анион

Спиртовка

Нитрат бария

Ba(NO3)2

Фосфат натрия

Na3PO4

Нитрат серебра

AgNO3

Na+

Желтая окраска пламени

-

-

-

SO4-2

-

Помутнение — белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

-

Mg+2

-

-

Помутнение – белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

Cl-

-

-

-

Белый творожистый осадок

Написать уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


Качественное определение катионов и анионов

Катион,

Анион

Спиртовка

Нитрат бария

Ba(NO3)2

Фосфат натрия

Na3PO4

Нитрат серебра

AgNO3

Na+

Желтая окраска пламени

-

-

-

SO4-2

-

Помутнение — белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

-

Mg+2

-

-

Помутнение – белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

Cl-

-

-

-

Белый творожистый осадок

Написать уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде


Качественное определение катионов и анионов

Катион,

Анион

Спиртовка

Нитрат бария

Ba(NO3)2

Фосфат натрия

Na3PO4

Нитрат серебра

AgNO3

Na+

Желтая окраска пламени

-

-

-

SO4-2

-

Помутнение — белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

-

Mg+2

-

-

Помутнение – белый осадок

-

-

-

отфильтровать

-

Cl-

-

-

-

Белый творожистый осадок

Написать уравнения в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде

«Соль всему голова, без соли и жито – трава»

Соль – натрия хлорид – встречается в природе в виде минерала, называемого галитом, от греческого слова «галос»,означающего и соль , и море.

 Гомер назвал хлорид натрия «божественной солью».

Кассиодор Флавий Магн Аврелий (490-583 гг. н. Э.), консул и писатель Древнего Рима, утверждал, что соль дороже золота, поскольку без золота жить можно, а без соли нельзя.

В далекие времена соль была драгоценностью. На столах царей, императоров, королей и шахов стояли солонки из золота и заведовал ими особо доверенный человек – солоничий.

Поваренная соль известна человеку с незапамятных времен, и ее название сходно  во многих языках (латинский, немецкий, французский, английский). В честь соли названы многие города, реки и озера: Солигорск, Соликамск, Сольвычегодск, Сольцы, Усолка, река Зальцах и родина  Моцарта Зальцбург в Австрии, озеро Солтон-Си и Солт-Лейк-Сити в США – таких примеров  на географической карте можно найти множество, и вряд ли какое-либо другое вещества способно соперничать в этом отношении с поваренной солью.

Недостаток соли (как, впрочем, и  ее избыток) пагубно сказывается на здоровье. Полагают, например, что массовая гибель наполеоновских солдат, особенно раненых, при их отступлении из Москвы была обусловлена нехваткой поваренной соли в пище.

«Собираясь пить чай, клади в него щепотку соли. От нее быстрее усвоится пища, исчезнут болезни желудка» (из бурятской народной медицины)

Торговля солью являлась государственной монополией.

У древних народов нередко бывали войны из-за соляных источников. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью. Крестоносцам в средние века тоже часто платила не золотом и серебром, а солью (отсюда, кстати, английское  salary – жалование). Соль заменяла деньги во многих странах. Чиновники получали соляной паек. В Китае XIII  века, как свидетельствует Марко Поло, из каменной соли изготовлялись и сами монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец – мелкие.

У всех народов  соль – символ гостеприимства, верности, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей, тем самым желая им здоровья.

В католической церкви при крещении в ротик младенца кладут кристаллик соли.

У всех народов разных времен рассыпать соль значило накликать беду, потерять здоровье, навлечь на себя гнев богов. Вспомните знаменитую картину Леонардо да Винчи  «Тайная вечеря»: один из апостолов, Иуда, неловким движением руки опрокидывает солонку.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»


    Самым знаменитым изображением этого сюжета является фреска Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" в миланском монастыре Санта Мария делла Грацие. Эта роспись, в настоящем своем виде представляющая руину, была выполнена между 1495и 1497 годами. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола. Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон.

Никто из художников не может сравниться с Леонардо в передаче глубины и силы реакции учеников на предсказание Иисуса. Мы словно слышим их возбужденную речь - слова протеста, испуга, недоумения. Их голоса сливаются в некое музыкальное - вокальное - звучание, и группировка учеников по трое как нельзя лучше соответствует господствовавшему во времена Леонардо трехголосному вокальному складу музыки.

  Принятая идентификация остальных учеников на фреске Леонардо такова (слева направо): Варфоломей, Иаков Младший, Андрей, Иуда Искариот, Симон (иначе - Петр; позади Иуды), Иоанн. От Христа вправо: Фома (сзади), Иаков Зеведеев (Старший), Филипп, Матфей, Фаддей, Симон Зилот.

?

«Когда настал вечер он возлег с двенадцатью учениками и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый их них: не я ли, Господи?

Петр же тем временем обхватил левой рукой правое плечо прильнувшего к нему Иоанна и указывает на Христа. Он требует, чтобы любимый ученик спросил Учителя: кто предатель? Сжимая правой рукой рукоятку ножа, Петр нечаянно ударяет им Иуду в бок и тем оправдывает жест испуганного Иуды, который так резко подается вперед и опрокидывает солонку".

Демонстрационный опыт

Влияние жесткости воды на пенообразование.

  1. Приготовить раствор мыла из 50 мл воды и 10 г мыльных стружек (хозяйственное мыло). Хорошо взболтать и нагреть, чтобы мыло растворилось.

  1. Приготовить несколько образцов природной, водопроводной и минеральной воды. Приготовить искусственный образец очень жесткой воды (добавить растворимые соли магния и кальция)

  1. Для проведения опыта налейте в бутылки по 100-150 мл каждого образца, добавьте 2-3 мл раствора мыла, сильно взболтайте

ВЫВОД:  Тот образец воды, где образовалась плотная, устойчивая пена, содержит наименьшее количество ионов магния и кальция, т.е.  вода – мягкая.

  1. К тем образцам, где пена не образовалась или она неустойчива, добавьте еще по 2 мл раствора мыла столько раз, чтобы пенообразование стало нормальным.

ВЫВОД: при стирке в жесткой воде расход мыла возрастает

Знаете ли вы…

Натриевые соли стеариновой кислоты  называются мылами –

C17 H35COONa

Мыло является ПАВ, т.е. веществом, снижающим поверхностное натяжение воды и потом повышающим ее смачивающее действие. Ведь чтобы отделить частичку от поверхности предмета нерастворимую частичку загрязнения, надо ее от этой         поверхности отсоединить.

Почему с запачканных рук мел необходимо смыть водой, а затем можно пользоваться мылом?

Кальциевые соли высших жирных кислот малорастворимы в воде. Мыло состоит из натриевых (реже калиевых) солей этих кислот, которые в воде растворимы. Если не смыть мел сначала водой, то при взаимодействии с мылом малорастворимый карбонат кальция переходит в малорастворимые соли жирных кислот. Тогда конечно руки плохо отмываются.

CaCO3 + 2C17 H35 COONa = Na2CO3 + (C17 H35 COO)2 Ca

ГИДРОПОНИКА

Гидропоника основана на знаниях о корневом питании растений. Впервые довести растение из семени до цветения и новых семян на искусственном растворе удалось двум немецким ботаникам Кнопу и Саксу в 1856г.

В раствор Кнопа входят (на 1 л):

Кальциевая селитра (нитрат кальция)

Ca(NO3)2

1,0 г

Фосфат калия однозамещенный

KH2PO4

0,25 г

Сульфат магний

MgSO4

0,25 г

Хлорид калия

 (калийная соль)

KCl

0,125 г

Хлорид железа

FeCl3

0,0125 г

Какими показателями характеризуется питьевая вода?

В соответствии со стандартом питьевая вода не должна быть окрашенной, не должна обладать неприятным вкусом и запахом. Ее минерализация не превышает 1 г/дм, а жесткость 7,0 ммоль/дм. Значение рН находится в пределах 6,5 – 9,5.  Концентрация нитратного иона ниже50 мг/дм. Естественно, что она должна также отвечать бактериологическим требованиям и иметь допустимые показатели на токсичные химические соединения.

Как оценивают прозрачность и цвет воды?

Для этой цели используют специальный белый диск – прозрачнометр, диаметр которого равен 300мм. Он окрашен цинковыми белилами. Прозрачность воды оценивают по глубине погружения диска (в метрах), при которой он становится невидимым.

Цвет воды характеризуют в сравнении со стандартной шкалой цвета при погружении диска на половину глубины прозрачности воды. Шкала цвета состоит из набора пробирок, содержащих растворы с определенными концентрациями K3 l PtCl6 l  и CoCl (платиново-кобальтовая шкала).  

Что принимают за макрокомпоненты

 природных вод?

Макрокомпонентами химического состава поверхностных и некоторых подземных вод считают ионы натрия Na+, калия K+, магния Mg+2, кальция Ca+2, гидрокарбоната HCO3- , сульфата SO4-2 , хлорида Cl-, нитрата NO3- . Ион железа, алюминия содержатся только в локальных подземных водах, характеризующихся низкими значениями рН. Кремниевая кислота HsiO3-  является преобладающим компонентом в некоторых типах грунтовых и поверхностных вод с очень малой минерализацией, а также термальных водах. В океанической воде в заметных количествах присутствуют также ионы I-  Br-  F-   Sr+2  Границей между пресной и минеральной водой считают содержание минеральных химических соединений в количестве 1 г/дм.Ионный состав Мирового океана характеризуется следующими концентрациями (в 10 г/дм): Na+ – 10,7;     K+ -  0,39;      Ca+2 – 0,42;     Mg+2 – 1,30;     SO4-2 – 2,70;   Cl- – 19,35;   Br-- 0,06;       CO3-2 – 0,07.

                                                                                                                                                 

Вода составляет большую часть массы живых организмов. Так в теле человека на долю воды приходится 2/3 массы, а в медузе – 99%. Для большинства организмов потеря 1/20 части воды оказывается  смертельной.

Содержание солей в природной воде различается в тысячи раз. Например, в литре дождевой воды содержится единицы миллиграммов солей, а в литре воды залива Кара-Богаз-Гол (Каспийское море) – 300г.

В природных водах преобладают анионы: гидрокарбонаты, хлориды, сульфаты, и четыре катиона – кальция, магния, натрия, калия.

Хлорид -ионы придают воде соленый вкус, сульфат – ионы, ионы кальция и магния – горький, гидрокарбонат – ион безвкусный.

На сегодняшний день самым опасным путем попадания солей в водоемы – деятельности человека: только за один сезон на 1м2 дорог приходится до 100 кг солей.

Рефлекция: «Просто знать – еще не все,

                                    Знания нужно уметь использовать»

                                                                                    Гете

Напишите, какое впечатление произвел на Вас этот урок, что понравилось, что показалось лишним? Что нового вы узнали на этом уроке? Помог ли урок собрать воедино  знания, полученные на различных уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока "По морям, по волнам"

Конспект интегрированного урока "По морям, по волнам"Математика - развитие речи - Труд - 2 классТема: Плоскостное моделирование, аппликация "Кораблик".Цели: - познакомить учащихся с видами водног...

Образы моря в литературе, живописи и музыке (конспект интегрированного урока)

Урок, посвящённый изучению стихотворения А.С.Пушкина «К морю» в курсе русской литературы – результат взаимодействия филолога, художника и музыканта. Материал может быть использован самостоятельно на у...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Интегрированный урок по географии и литературе по теме: «Что значит «хождение за три моря?» Афанасия Никитина», 5 класс, 45 минут.

Урок знакомит учащихся с выдающимся путешественником Афанасием Никитиным, позволяет повторить  географический материал и познакомиться с новыми жанрами древнерусской литературы - жанр путешествия...

Конспект интегрированного НОД "Путешествие по Черному морю"

Познакомить сдостопримечательностями Крыма...

интегрированный урок окружающего мира "Защитим Балтийское море" 4 класс

Интегрированный урок окружающего мира и английского языка...

Интегрированный урок немецкого языка и литературы "Поэзия - категория морали"

Дисциплина: БД.02 Литература и БД.03 Иностранный язык (немецкий)Тема урока: Поэзия – категория морали.Тип занятия: урок общеметодологической направленностиВид занятия/форма занятия: интегрирован...