Патриотическое воспитание через учебную деятельность.
статья по теме

Карымова Валентина Алексеевна

В работе говорится о  необходимости создания  системы  патриотического воспитания, включающей не только внеурочную деятельность учащихся, но и учебную, так как именно она составляет значительную долю школьной жизни учеников.  Подготовлена она была как  обобщение опыта работы для  представления на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_cherez_uchebnuyu_deyatelnost.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Выступление на педсовете по теме

«Патриотическое воспитание через  учебную деятельность».

                                           

       Во главу угла всей системы образования в нашей стране  было поставлено идейно-патриотическое воспитание учащихся. Имея в виду воспитание учащихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, оно предполагало формирование сознательного гражданина. Речь идет об идейной политике Советского Союза. Но те времена уже  ушли в прошлое, стали историей, которую теперь изучают наши дети.  Чему же их учим  мы сейчас, на чем воспитываем патриотические чувства и воспитываем ли их вообще?

   Отвечая на эти вопросы, оттолкнусь от современного понимания того, что именуется патриотическим воспитанием. Прежде всего, это воспитание гражданина, причем, деятельного гражданина своей страны, а не стороннего наблюдателя, в котором необходимо при этом  видеть личность.  Потому важно при формировании гражданской позиции школьника создать условия для его самопознания, самовоспитания. Все сказанное  ведет к выводу о необходимости создания  системы  патриотического воспитания, включающей не только внеурочную деятельность учащихся, но и учебную, так как именно она составляет значительную долю школьной жизни учеников. Большое поле деятельности для воспитания гражданственности предоставляет курс истории, географии, но я  хочу остановиться  на возможностях литературы.

     Говорить о системном подходе к делу патриотического воспитания средствами литературы в настоящее время сложно, так как действует параллельно  несколько вариативных программ, в основе каждой из которых свой подход к изучению произведений, свой круг чтения. Сложно и в силу так называемого «плюрализма мнений»,  так как  мы сами порой теряемся по поводу того, как реагировать на то или иное « откровение»  в литературном мире, преподносимое нам СМИ. Сколько публикаций самого разного толка появляется о том или ином писателе или произведении, и кому верить? Кому верить должны наши дети, если нам, взрослым, бывает трудно определиться в разбросе мнений и суждений?         Думаю, мы еще раз пришли к выводу, что патриотическое воспитание в школе необходимо. И необходимо  совсем не потому, что окружение президента представляет собой  «команду патриотов», а потому  что должно же быть что-то, что сможет уберечь сердца и защитить умы наших детей и позволит им самим разобраться в том, что истина, а что – ложь. Я не буду говорить обо  всех ныне действующих программах литературного образования, остановлюсь на одной из последних,  «Примерной программе», утвержденной Департаментом общего среднего образования  МО  РФ. Составленная в соответствии с образовательным минимумом содержания образования, она в числе требований к уровню подготовки выпускников содержит одно, конкретно связанное с темой  нашего разговора, а именно: «Изучение литературы в  школе призвано обеспечить воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции».

   На каком же материале? Это и русский фольклор (народные сказки, песни, былины, загадки и т.д.), рассматриваемый с точки зрения нравственных идеалов   народа. Это и  древнерусская литература, изучаемая с 5 по 9 класс  («Поучение Владимира  Мономаха», «Житие Бориса и Глеба», « Повесть Временных лет» и др. ). Это, наконец, «Слово о полку Игореве». Все эти произведения Древней Руси не дадут забыть об уходящих в глубь веков корнях нашего чувства любви к Родине. Раздел «Литература ХУ111 века» также рассчитан  на 5-9 классы, представлен именами таких патриотов Отечества, как М.В.Ломоносов, прославивший Россию, мир,  просвещение, Д.И.Фонвизин, давший в комедии «Недоросль» идеал гражданского служения Родине. Литература Х1Х века представлена гением А.С. Пушкина, который воспитывает патриотические чувства своей открытой любовью ко всему родному. А с изучением поэзии М.Ю. Лермонтова школьники приходят к стремлению задуматься о своем долге, назначении, роли в жизни страны. На поверхности лежат патриотические чувства в  таких произведениях, как роман Л.Н.Толстого «Война и мир», поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».  Можно много говорить о воздействии на умы и чувства учеников таких тем, как тема Великой Отечественной войны, тема русской природы, тема Родины. Но не в этом суть, а в том, что  как когда-то нас учили на высоких образцах русской классики любить Родину, так это мы делаем  сейчас,  и будем делать в дальнейшем.      Важно помнить одно: сильное воздействие уроков литературы несовместимо с назидательностью, стремлением во всех случаях  и во что бы то ни стало выявить мораль произведений. Большую роль в  воспитании  патриотических чувств играет организация учебной деятельности на уроке: это и самостоятельная работа учащихся по заданию учителя, и поисковая деятельность. При этом важно, чтобы такая работа была освещена конкретной  воспитательной  целью. Пусть лучше ученики побудут  наедине с текстом 10-15 минут и решат содержательную творческую задачу, нежели час-два будут выписывать никому не нужные цитаты.

      Служить цели патриотического воспитания могут и уроки русского языка. Не случайно  К.Ушинский говорил, что « в языке одухотворяется весь народ и вся его Родина». Возможно это в том случае,  когда  в качестве тренировочных либо контрольных упражнений, диктантов  учитель использует связные тексты, посвященные теме Родины,  причем, спланирует работу так, чтобы к нужным выводам ученик пришел сам, а не под давлением.

   Можно говорить о большом значении внеурочных мероприятий,  проводимых с целью  патриотического воспитания. Это, прежде всего, декады гуманитарного цикла, проведенные в нашей школе, такие, как юбилей Москвы, А.С.Пушкина, В.И.Даля. Последняя из проведенных декад была посвящена теме «Здравствуй, Югра». Все мероприятия прошли на достаточно высоком методическом уровне. Главная задача,  которая стояла перед педагогами - воспитание любви к земле, на которой живем, уважение к культуре народов,  населяющих ее. Вспомним слова Д.С.Лихачева: « Любовь к родному краю, его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».

    Думаю, нет необходимости говорить об актуальности и значимости  того, что делают  в нашей школе учителя истории и географии, преподающие курсы «История ХМАО»,  «География ХМАО». В ходе занятий ими используются различные формы обучения: лекции, викторины, семинары, устные журналы, умело организуется и самостоятельная работа учащихся: подготовка и защита рефератов, выпуск тематических газет и т.д.    Нельзя без внимания оставить и уроки музыки. С 1-8 класс учащиеся знакомятся с жизнью русских  композиторов, слушают их произведения, исполняют песни о России, защитниках Родины, о природе, разучивают  Гимн России. Таким образом, они учатся через музыкальное произведение трудиться душой «ибо только чувство способно задеть сердце» (А.С.Пушкин).

               Отталкиваясь от тех возможностей, которые заложены для патриотического воспитания учащихся в учебной деятельности, сделаем следующие выводы:

  1. Вопрос о патриотическом воспитании сегодня очень важен, так как необходимо уберечь учащихся от перерастания их протеста против  проблем, накопившихся  в обществе, в неприязнь и враждебность по отношению к Отечеству, в бездуховность.
  2. Воспитание гражданственности предполагает следующий результат- убеждение учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ею, изучает ее духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  3. Воспитание гражданской ответственности предполагает и развитие эстетической культуры, художественных способностей учащихся, и возможности для их  самопознания, развития  как личности.
  4. Все вместе взятое убеждает в необходимости создания программы патриотического воспитания, в основе которой должен лежать системный подход к формированию гражданской позиции учащихся.

                                                                                          Учитель русского языка и литературы

                                                                                          Карымова Валентина Алексеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Гражданско-патриотическое воспитание через исследовательскую деятельность на уроках истории."

Гражданство-это понятие которое характеризует гражданско патриотическую позицию человека. Исторические дисциплины открывают широкие возможности для формирования гражданско-политических взглядов обучаю...

Патриотическое воспитание через народные игры и забавы

Выступление (презентация) на IV педагогических Покровских чтениях...

Гражданско-патриотическое воспитание через уроки истории и внеурочную деятельность как одно из направлений государственной молодежной политики.

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими...

Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.

Огромную роль в патриотическом становлении  человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...

Система работы "Патриотическое воспитание через учебную и внеурочную деятельность"

Система работы преподавателя-организатора ОБЖ в школе по патриотическому воспитанию школьников через учебную и внеурочную деятельность....

Интерактивные формы взаимодействия с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию через музыкально – творческую деятельность»

Ознакомить родителей с вариантами оркестровых пьес с элементами самобытных музыкальных инструментов, способствующих взаимодействию взрослых и детей дошкольного возраста....