Интегрированный урок ОБЖ и литературы: «И грянул бой, Полтавский бой!».
план-конспект урока по обж по теме

ОНИЩЕНКО Николай Александрович

     Интегрированный урок по ОБЖ и литературе расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, умения анализировать события и давать им оценку. Формирует чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc393 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.88 МБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc265.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по ОБЖ и литературе:

«И грянул бой, Полтавский бой!».

… клянусь честью, что ни за что на свете  я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.

                                                             А.С. Пушкин                    

Цели:

        Образовательная – повторение и закрепление знаний учащихся о Полтавском сражении, расширение кругозора учащихся;

        Развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умения анализировать события и давать им оценку;

        Воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, воспитание самостоятельности, формирование определённых нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание коммуникативности и сотрудничества, воспитание интереса к предметам ОБЖ и литературы.

Форма урока:   интегрированный.

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (карточки с кроссвордами, листы с изображением воинов русской армии эпохи Петра I, карточки обратной связи), цветные карандаши, фломастеры, ручки, тетради, словарь русского языка С.И. Ожегова, сообщения учащихся, таблички на партах: «художники», «лингвисты», «историки», поэма А.С. Пушкина «Полтава», презентация урока.

Подготовка к уроку:

  1. поиск информации в библиотеке (школьной, районной);
  2. поиск материала в Интернете;
  3. работа с поэмой А.С. Пушкина «Полтава»;
  4. создание презентации урока (приложение 1).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Первый этап Полтавской битвы.
  3. Второй этап Полтавской битвы.
  4. Историческое значение.
  5. Полтавская битва в искусстве.
  6. Физкультминутка.
  7. Русская армия в эпоху Петра I.
  8. Закрепление учебного материала.
  9. Заключительное слово учителя (подведение итогов).
  10. Обратная связь (рефлексия) – оценка впечатлений учащихся о проведённом уроке.

Ход урока

1.   Вступительное слово учителя

Одна из замечательных воинских традиций принадлежит не только Вооружённым Силам, но и всему нашему народу, всей России – отмечать Дни воинской славы России. Победы русского оружия, русских солдат над врагами Отечества издавна отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.  В начале прошлого века русская православная церковь установила специальные «викториальные дни» (от Виктория – в римской мифологии богиня победы). Народ, чествуя армию и флот, воздавал дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников. Одна из лучших российских традиций возрождена в марте 1995 года, когда был принят Федеральный закон «О днях воинской славы России». Это знаменательные даты, наиболее выдающиеся события военной истории. И сегодня на уроке мы рассмотрим одно из таких событий – Полтавское сражение. (Сообщение темы, постановка цели урока).

2.   Первый этап Полтавской битвы

Учитель ОБЖ:        Сегодня на уроке мы раскроем одну из ратных страниц истории Отечества – победу русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении 1709 года.

Давайте вспомним события тех лет. Слово предоставляется «историку».

Историк (даёт описание 1-го этапа Полтавской битвы):        

Северная война 1700-1721 гг.. Генеральное сражение у Полтавы 27 июня  1709 г. между шведской армией под командованием короля Карла XII (30-35 тыс. человек) и русской армией под командованием царя Петра I (42 тыс. человек). Для битвы у шведов имелись всего 4 действующих орудия (остальные 28 пушек без боеприпасов остались в обозе). Русские располагали 72 орудиями.

Битва началась в 3 часа ночи атакой шведов на редуты, построенные накануне между Будищинским и Яковецким лесами для прикрытия пути в русский лагерь. Упорный бой за редуты, в котором шведам пришлось преодолевать губительный огонь, длился несколько часов. Ценой больших потерь шведам удалось захватить 2 редута. Прорыв шведов сквозь редуты вызвал в стане Петра замешательство. Есть свидетельства, что русские стали даже запрягать телеги, собираясь отступать.

В этот критический момент боя положение исправила кавалерия во главе с князем А.Д. Меншиковым. Она решительно атаковала прорвавшихся солдат и временно восстановила равновесие. Шведская конница обошла редуты и устремилась к русскому лагерю, но повернула обратно, опасаясь быть отрезанной от своей пехоты, которая застряла в районе редутов. В ходе боя часть шведских батальонов под командованием генерала Рооса (1,5 тыс. человек) из-за плохого знания местности заблудилась и была разгромлена русской пехотой под командованием генерала С. Ренцеля. Остатки отряда Рооса пробились к Полтаве, где были ликвидированы вышедшим из города гарнизоном. Разведывательный отряд генерала В.А. Шлиппенбаха также сбился с пути и попал в плен.

Тем временем пробившиеся сквозь редуты с левой стороны шведские пехотинцы под командованием генерала А.Л. Левенгаупта (чуть более 4 тыс. человек) вышли навстречу главным силам уже построенной к бою русской армии. К ним присоединились 52 эскадрона конницы под командованием генерала Крейца. Так закончился первый этап сражения. Наступило временное затишье.

Учитель литературы:        А.С. Пушкин посвятил этому историческому событию поэму «Полтава», которая была написана в 1828 году. Главным героем в поэме  является Пётр I, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы. (звучит выразительное чтение отрывка «Горит восток зарёю новой …»).

Горит восток зарёю новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Ёе стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там;

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

Пальбой отбитые дружины,

Мешаясь, падают во прах.

Уходит Розен сквозь теснины;

Сдаётся пылкий Шлипенбах.

Тесним мы шведов рать за ратью;

Темнеет слава их знамён,

И бога браней благодатью

Наш каждый шаг запечатлён.

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

«За дело, с Богом!» из шатра,

Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

Идёт. Ему коня подводят.

Ретив и смирен верный конь.

Почуя роковой огонь,

Дрожит. Глазами косо видит

И мчится в прахе боевом,

Гордясь могучим седоком.

Вопрос 1:         Описание Полтавского сражения Пушкин начинает с яркой метафоры «Горит восток зарёю новой». Как вы понимаете её? (Ответ: Здесь и реальное описание утра, и метафора, говорящая об усилении, начале процветания России.)

Вопрос 2:        Как развиваются военные события? (Ответ: Вначале победа улыбается шведам, но уже скоро «явно счастье боевое служить уж начинает нам»).

Вопрос 3:        Почему автор называет шведов «сыны любимые победы»? (Ответ: До Полтавского сражения шведы не знали поражения).

Вопрос 4:        Почему А.С. Пушкин употребляет местоимение «мы»? (Ответ: Автор не отделяет себя от истории России).

3.   Второй этап Полтавской битвы

Учитель ОБЖ:        О втором этапе Полтавской битвы расскажет наш следующий «историк».

Историк:        В 9 часов утра шведские пехотинцы решительно двинулись на центр русского войска (22 тыс. человек). Незадолго до этой решающей схватки Петр 1 обратился к войскам со знаменитыми словами, выразившими суть его натуры: «Воины! Пришёл тот час, который должен решить судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое, за род свой, за народ всероссийский… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, благочестие и благосостояние её!».

Сближение сторон продолжалось 9 минут. За это время ряды атакующих косил огонь русской артиллерии, которая, по подсчётам шведских историков, произвела в тот день 1471 выстрел (из них третья часть – картечью). «Уму человеческому непосильно вообразить было, что хоть одна душа из всей нашей ничем не защищённой пехоты живой выйдет», - писал впоследствии о той знаменитой атаке руководивший ею генерал Левенгаупт.

После яростной схватки шведские ветераны сумели смять первый батальон новобранцев Новгородского полка.

В этот критический момент Пётр, дравшийся, как Дмитрий Донской на Куликовом поле, вместе со своими воинами, сам повёл в бой батальон второй линии Новгородского полка, который смял атакующих. Во время схватки одна пуля прострелила царю шляпу, другая попала в седло. Редкий пример неустрашимости и отваги в тот день показал и главный противник царя – Карл XII. Будучи раненным в ногу, он велел нести себя на носилках в гущу боя, чтобы воодушевлять своих воинов.

Рукопашная схватка длилась не более получаса. Недостаток пороха у шведов лишил их пехоту грозного оружия против кавалерии. Когда русские конные полки ударили с флангов в тыл шведским пехотинцам, те не выдержали и побежали. Под Карлом XII ядром раздробило носилки и он упал на землю. Солдаты решили, что король убит. Весть о его гибели привела их в шок.

Произошёл моральный надлом, и ничто уже не могло остановить бегства непобедимых шведов. Король, лёжа на земле, криками отчаянно пытался остановить бегущих, но тщетно. Никто больше не слушал полководца. Ему самому едва удалось спастись. Поднятый с земли солдатами, он был посажен на лошадь, которая вынесла его с поля боя.

К 11 часам утра битва завершилась страшным разгромом шведского войска. Оно потеряло 9234 человека убитыми и 2874 пленными (примерно половина участников сражения). Русские потеряли в Полтавской битве 1345 человек убитыми и 3290 раненными. На следующий день состоялись торжественные похороны павших в сражении русских воинов. За эту победу генералы получили деревни и вотчины, офицеры – портреты царя с алмазами и золотые медали, рядовые – годовое не в зачёт жалованье и серебряные медали «за Полтавскую баталию».

Учитель литературы:     Слушаем выразительное чтение отрывка «…И грянул бой, Полтавский бой!»:

… И грянул бой, Полтавский бой!

В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Учитель литературы:        

Вопрос 1:        Поэт показывает в поэме панораму сражения. Какой смысл несёт в себе заключительная строка: «И смерть и ад со всех сторон»? (Ответ: Динамика сражения показана с помощью коротких предложений, однородных членов: «колет, рубит, режет» и др., завершается заключительной развёрнутой метафорой).

Вопрос 2:        Какими словами и звуками поэт помогает нам услышать гул сражения? (Ответ: саблями звуча, в крови шипят, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон; сочетание звуков р, ш, ж создаёт звуковой образ боя, жужжание клинков и штыков).

Учитель литературы:        Слушаем выразительное чтение отрывка «Но близок, близок миг победы» (выразительное чтение отрывка):

Но близок, близок миг победы.

Ура! Мы ломим; гнутся шведы.

О славный час! о славный вид!

Ещё напор – и враг бежит:

И следом конница пустилась,

Убийством тупятся мечи,

И падшими вся степь покрылась,

Как роем чёрной саранчи.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.

Вопрос: Почему Пушкин называет шведов «учителями» Петра, а шведских пленников – «славными»? (Ответ: Пётр считал себя учеником шведов, они действительно многому научили русского царя. Необходимость постоянно обороняться от шведов способствовала созданию русского флота и боеспособной армии. Пётр мог оценить мужество противника. Поэтому Пушкин даёт пленникам эпитет «славные»).

4.  Историческое значение

Учитель ОБЖ:        Какое историческое значение имела Полтавская битва для России? На  этот вопрос ответит наш следующий «историк».

Историк: (Шведы были изгнаны из Прибалтики, Финляндии, Польши. Победа под Полтавой положила  начало победоносному для России исходу Северной войны. В результате этого сражения могущество Швеции было подорвано, слава непобедимости Карла XII была развеяна, в ходе Северной войны 1700-1721 гг. наступил перелом. Победа же в сражении под Полтавой поставила Россию в ряд великих европейских держав, подняла её авторитет, раскрыла полководческий талант Петра I).

5.  Полтавская битва в искусстве

Учитель литературы:        Это историческое событие не только отражено в учебниках истории, русской литературе, но и в замечательном кинофильме «Пётр I». Во все времена поэма «Полтава» была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших к искусству.

Давайте с вами рассмотрим картины и иллюстрации к данному историческому событию и художественному произведению А.С. Пушкина «Полтава». (показ слайдов картин, иллюстраций, гравюр).

Учитель литературы:        Подберите строки из поэмы к картине и иллюстрациям.

                 

Учитель литературы:        Для описания картины «Полтавская битва» слово предоставляется нашему «художнику». (На картине изображено столкновение основных сил русской и шведской армий. Вдали (слева) – очертания Полтавской крепости. Её четырёхтысячный гарнизон при поддержке местных жителей в течение почти 3-х месяцев выдерживал осаду 30-тысячной армии Карла XII. На переднем плане (на холме) – Пётр I; за ним – его сподвижники. Вдали видны редуты, позволившие коннице и небольшой части пехоты смешать боевой порядок врага и разгромить отряды Росса и Шлиппенбаха, сохранив основные силы русской армии, находившейся в укреплённом лагере. Сражение под Полтавой закончилось блестящей победой русских).

Учитель литературы:        Остановимся на картине художника И.Г. Тоннауэра «Пётр Великий в Полтавской битве».

Вопрос:        Почему на картине художника над Петром I изображён ангел? (Ответ: Петр I лично принимал участие в сражении вместе со своими воинами. Во время боя одна из пуль пробила у Петра I шляпу, другая – седло, третья попала в крест, висевший у него на груди. Таким образом, художник хотел показать, что Петра I на поле боя хранил сам Бог).

6.  Физкультминутка

Учитель ОБЖ:        Провёдем с вами физкультминутку для снятия напряжения с глаз:

  1. Закрыть глаза и повращать ими влево-вправо, вверх-вниз. Открыть глаза.
  2. Закрыть глаза, двумя пальцами слегка помассировать глаза через верхнее веко круговыми движениями. Открыть глаза.
  3. Смотрим на указательный палец вытянутой руки. Двигая им влево-вправо, вверх-вниз, вперёд-назад, сопровождаем его взглядом, не поворачивая головы.
  4. Сделали глубокий вдох и полный выдох (3 раза).

7.  Русская армия в эпоху Петра I

Учитель ОБЖ:        Выслушав наших историков, прослушав отрывки из поэмы, просмотрев картины, ответьте на вопрос: Какие рода войск существовали в русской армии в эпоху Петра I? (Ответ: пехота, кавалерия, артиллерия).

        Рассмотрим с вами, какие существовали воинские должности, звания, военная форма и оружие  в русской армии той эпохи.

Задание художникам:   раскрасить военную форму солдат русской армии эпохи Петра I (см. приложение 2).

(Учитель представляет и комментирует презентацию «Русская армия в эпоху Петра I»).

Учитель литературы:        При просмотре слайдов многие из вас встретили незнакомые слова. Рассмотрим некоторые из них: гренадёр, фузилёр, бомбардир, канонир, драгун, кавалергард.

        Объяснить их значение помогут наши «лингвисты» (ребята дают поочерёдно толкование этих слов, а учитель выводит их на экран).

8.  Закрепление учебного материала

Учитель ОБЖ:        Для закрепления учебного материала предлагаю заполнить кроссворд «Полтавская битва» (карточки с кроссвордом лежат на столах заранее). По истечении 3-4-х минут, учащимся предлагается посчитать и записать количество отгаданных слов. Для проверки правильности заполнения кроссворда, на экран выводятся ответы кроссворда и учащимся доводятся оценки по количеству правильных ответов: 1-5 – «2», 6-7 – «3», 8-9 – «4», 10-11 – «5». (Приложение 3).

9.  Заключительное слово учителя (подведение итогов)

Учитель литературы:        Наш урок я хочу закончить стихотворением Онищенко Н.А. «Дни воинской славы»:

Дни воинской славы российской

Всегда отмечает народ.

В почёте всегда был защитник,

В почёте всегда патриот!

 Дни славных побед, что сыграли

Огромную роль для страны,

Там память потомков снискали

Великой России сыны.

 Дань подвигу, доблести, славе,

Чтоб каждый из нас мог отдать,

Ты предков дела наших славных

Обязан чтить, помнить и знать.

         (Онищенко Н.А.)

Отмечается работа учащихся на уроке и при подготовке и сборе материала к уроку,  оценивается работа «художников», «лингвистов», «историков» и других учащихся, выставляются оценки.        

10.  Обратная связь

В конце урока учитель просит учащихся оценить проведённый урок на карточках-светофорах, зачеркнув один из трёх цветов. (карточки собираются и учитель фиксирует их оценки).

Урок закончен. Спасибо всем за активное участие в нём!

        

                                               Литература

  1. Большая детская энциклопедия «История России». АСТ «Астрель». 1999.

  1. История современной России.1682-1861: Экспериментальное учебное пособие для средних школ/Под общей ред. В. Шелохаева.-М.: ТЕРРА, 1996.

  1. Литература в школе. № 8. 2003. ЗАО «Алмаз-пресс». Москва.

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов и др. – 4-е изд., исправл. – М.: Дрофа, 2003.

  1. Ожегов С.И.

Словарь русского языка: Около 57000 слов/ Под ред. Доктора филол. Наук, проф. Н.Ю. Шведовой.-13-е изд., исправл. – М.: Русский язык, 1981.

  1. Пушкин А.С.

Поэмы/ Комментарии С.М. Бонди; Худ. Ю.И. Иванов.- М.: Детская литература., 2002.- (Школьная библиотека).

  1. Смирнов А.Т.

ОБЖ: Учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнев.-5-е издание перераб.- М.: Просвещение, 2004.

  1. Шефов Н.А.

Битвы России/ Н.А. Шефов, - М: ООО «Издательство АСТ», 2004.- (Военно-историческая библиотека).

  1. Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история)/ Сост. В.Б. Перхавко.- М.: Педагогика-Пресс, 1997.

Художник К.В. Лебедев

Художник Ю. Иванов

Художник Ю. Иванов

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен.

При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает…

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.

…Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как Божия гроза.

…Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся сплеча.

Бросая груды тел на груду…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 

     

РУССКАЯ АРМИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I

РУССКАЯ АРМИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Бомбардир

Фузилёр

Канонир - артиллерист

Русский артиллерист

Офицер гренадёрской роты Преображенского полка

РУССКАЯ АРМИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА I

Солдат армии Петра

Конный гренадер

Кавалергард – конный гвардеец

Русский драгун



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием....

Интегрированный урок: информатика и литература Тема урока: «Образ главного героя Мцыри и средства его создания»

Создание образа главного героя поэмы Лермонтова "Мцыри" средствами литературы и информационной технологии....

Интегрированный урок по истории и литературе "И грянул бой, Полтавский бой"

Интегрированный урок по истории и литературе по теме "Перелом в Северной войне".  На уроке учащиеся знакомятся с историческим и поэтическим описанием Полтавской битвы, учатся анализировать, размы...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)

ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...