Направление текущей методической деятельности В.В. Корпачёва
методическая разработка (6 класс) по теме

Корпачёв Вячеслав Викторович

Материал обрисовывает контуры текущей методической деятельности В.В. Корпачёва, её главное направление - патриотическое воспитание историей

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Направление текущей методической деятельности

В.В. Корпачёва, учителя истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 1987 г. Москвы

   Текущая методическая деятельность В.В. Корпачёва связана с работой в области гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания. Тема патриотического воспитания приобретает всё большее значение в современном образовании и воспитании подрастающего поколения.

     Важнейшей компонентой в работе школы по всемерной социализации подрастающего поколения является гражданско – патриотическое воспитание. Именно патриотизм является необходимой скрепой, главнейшим связующим звеном между поколениями, между эпохами, той животворной связью, которой и держится наша история, которая связывает наше общество воедино, не давая ему распасться. Патриотизм, любовь к своей стране, любовь не слепая, а поднятая на высокий уровень сознания и самосознания, знания своей страны и её истории – именно это высокое чувство, обогащённое разумом и руководимое им, способно подвигнуть человека – гражданина и патриота на высокосознательную, нравственную и ответственную деятельность на благо Родины. Сознание неразрывности личного блага с благом окружающих, с благом общества, с благом родной страны – именно это сознание, это убеждение должно формироваться в процессе гражданско – патриотического воспитания. Формирование личности, гражданина, патриота, россиянина, осознающего свою судьбу неотрывной от судьбы России, человека активного, деятельного, ставящего во главу угла не эгоистично узко индивидуалистические интересы, а интересы общества, в которых гармонично сочетается личное и общественное, индивидуальное и социальное, нравственное и полезное – вот важнейшая задача гражданско – патриотического воспитания.

     Основной частью – неотъемлемой составляющей – процесса и содержания гражданско – патриотического воспитания следует считать историко – патриотическое воспитание. В 1990-ые годы произошло резкое ослабление этого направления работы по патриотическому воспитанию как в целом в обществе, так и в важнейшем общественном институте – школьном образовании. Быстрота и резкость перемен в стране и обществе на рубеже 1980-ых – 1990-ых годов, распад СССР, переход от одного политического и социально-экономического строя к другому – попросту говоря, от авторитаризма и социализма к (незрелой пока ещё) демократии и (тоже «диковатому») капитализму породил у многих граждан России чувство и сознание дезорганизованности, неуверенности, распада «связи времён», даже – потери истории, потери страны, Родины. Распространились настроения исторического и гражданского нигилизма, цинизма по отношению к историческому пути России, к её прошлому и настоящему, род дурной «чаадаевщины» (при том, что воззрения самого П.Я. Чаадаева отнюдь не сводятся к национальному нигилизму, но пронизаны любовью и болью за Россию). Патриотизм, патриотическое сознание и патриотическое воспитание стали трактоваться многими новоявленными доморощенными ура-либералами как проявление шовинизма, необузданного узколобого национализма, мешающего России стать «нормальной цивилизованной страной» (априори предполагалось, что Россия – это страна ненормальная и нецивилизованная). История России стала рассматриваться как «история-неудачник» (по аналогии с каким-нибудь школьником-двоечником), которая, если и может стать «нормальной», должна учиться у стран-«отличников» (нетрудно догадаться, какие это страны – страны Запада).

        Вполне понятно, что настроения национального, гражданского и исторического нигилизма и цинизма более всего распространились в среде молодёжи, подрастающего поколения, ибо молодёжь всегда наиболее восприимчива ко всем новым общественным веяниям. Незнание истории России, неуважение к прошлому своей страны, наплевательское отношение к памятникам, к своей земле, к заслуженным людям – всё это широко распространилось в молодёжной среде. А молодёжный нигилизм – опаснейший симптом нравственного распада общества, который предваряет гражданский, социальный распад страны. История – скрепа общества, без истории нет общества, нет нации. История – коллективная память народа, хранилище духа народа, его традиций. У народа, который не знает своего прошлого или пренебрегает им – нет будущего.

      Совершенно очевидно, что для возрождения сильного, жизнеспособного гражданского общества, для возрождения России как великой державы абсолютно необходимо возродить уважение к истории России, к её великому – трагическому и героическому прошлому, к её великим людям, к её достижениям и испытаниям, которые тоже часто выпадали на долю нашего Отечества.

     В 2000-ые годы высшие органы государственного управления Российской Федерации – начиная с Президента, Правительства и Государственной думы -  осознали проблему возрождения исторического и патриотического воспитания и энергично взялись за её решение. Была утверждена и стала реализовываться общегосударственная  Программа гражданского и патриотического воспитания «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы». На основе этой общегосударственной программы стали разрабатываться, приниматься и осуществляться соответствующие региональные программы. Такая программа, специально нацеленная на молодёжь, была принята и Правительством Москвы – «Патриотическое воспитание молодёжи Москвы на 2002 – 2004 годы». В 2010 году Правительством Российской Федерации была утверждена Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы.

     Дело гражданского и патриотического образования и воспитания – это дело не одного дня, месяца, года, это комплексный многоплановый разноуровневый непрерывный процесс постоянной кропотливой работы со своими стадиями и промежуточными этапами. Базовый уровень и важнейший этап этой работы – школьное воспитание.

     Школа есть первый и важнейший участник процесса гражданско – патриотического воспитания детей, подростков, молодёжи. Именно в школе дети непосредственно получают сознание своей принадлежности к обществу, своего участия в общественных делах, своей причастности к стране, к Родине. Воспитательный процесс в школе есть часть общевоспитательного процесса, процесса формирования гражданского, нравственного сознания, сознания, нацеленного на целенаправленную, ответственную деятельность на благо России и её народа. На благо всех, которое соединяется с благом каждого конкретного гражданина в гармоничном и неразрывном единстве.

     Одной из необходимых и самых важных частей школьной воспитательной работы гражданско – патриотического направления является музейно – педагогическая работа. Музей создаёт особое музейное пространство, эмоционально и рационально воздействующее на всех, кто находится в этом пространстве. И, конечно, музеи исторического профиля создают своё духовное пространство – пространство истории, пронизанное, пропитанное исторической памятью, «силовым полем» истории, которое как магнитом притягивает к себе и не отпускает, пропитывая душу и сознание человека, попадающего в область действия этого исторического поля. Исторический музей – это хранилище памяти, по образному выражению одного замечательного историка, это – «дракон, охраняющий наши сокровища». Исторический музей – это фонарь, освещающий одновременно и прошлое и указывающий путь в будущее. Такая указующая, направляющая роль музея особенно значима для молодёжи, зачастую дезориентированной в бурном потоке современной действительности. Ведь история, по слову древних, это – наука жизни, наставница жизни наука, предваряющая жизнь и вводящая в жизнь, это наука, делающая человека гражданином, патриотом, гражданином и патриотом своей Родины. Музей – светоч и проводник знания, знания, трансформирующегося в сознательное и целенаправленное действие. Исторический музей – это проводник исторического знания, всегда актуального, а это знание преобразовывается в деятельность гражданина – патриота, человека любящего свою страну и работающего во благо её.

   

     

           

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Направления работы методической службы школы"

Презентация посвящена направлениям работы методической службы школы и, надеюсь, будет полезна всем, кто занимается школьным администрированием....

Проект Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учреждения

ПРОЕКТ Основные формы организации и направления научно - методической деятельности педагогического коллектива - главный инновационный ресурс развития общеобразовательного учрежденияГосударственное бюд...

Проектная деятельность как одно из направлений образовательно - воспитательной деятельности.

В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов....

Коррекционно-развивающая направленность методической деятельности учителя-предметника в дистантном режиме

Учитель-предметник должен владеть методикой преподавания конкретного предмета и очень хорошо знать P { margin-bottom: 0.21cm; } условия воспитания и обучения, способствующие не только усвоению уча...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...