Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через совместно-творческую деятельность «Социальный театр»
методическая разработка (5 класс) по теме

Батюк Ирина Викторовна

Аннотация.

       Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается на качественно новом уровне к своей главной задаче – создание условий для всестороннего развития ребенка, формируя  нравственное начало, интеллектуальные способности, гражданскую позицию. Автор статьи предлагает проектную модель «социального театра» для работы в средней школе, где субъекты и объекты коллективного творчества взаимодействуют по принципам творческого объединения (клуба), погружаясь в социальную, психологическую и творческую практику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Формирование гражданской зрелости подростка через  совместно-творческую деятельность «Социальный театр»

(Концептуальная характеристика)

Батюк Ирина Викторовна учитель театра высшей категории Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 г. Муравленко ЯНАО

Аннотация.

       Воспитание личности в процессе обучения – ведущий принцип отечественной педагогики. Российская школа, пройдя сложный процесс преобразований, возвращается на качественно новом уровне к своей главной задаче – создание условий для всестороннего развития ребенка, формируя  нравственное начало, интеллектуальные способности, гражданскую позицию. Автор статьи предлагает проектную модель «социального театра» для работы в средней школе, где субъекты и объекты коллективного творчества взаимодействуют по принципам творческого объединения (клуба), погружаясь в социальную, психологическую и творческую практику.

     Самая важная часть воспитания — образование характера.

Ушинский К. Д.

         Бич современности – низкая гражданская ответственность на фоне стремительно развивающейся социальной активности молодежи. Это  началось не вчера, и не в  лихие 90-ые годы. Это явление закладывалось в  переломный период 80-ых. С одной стороны – впитанное с молоком матери иждивенческое, инфантильное отношение к государству, как механизму распределения, контроля, планирования и т.п. А с другой острая потребность заявить о себе, выделиться из общей массы, «побег» из «морального кодекса строителя коммунизма»  в «свободу капиталистического общества». Сегодня мы  учим и воспитываем детей и внуков «героев» перестройки, т.и. наших с вами детей и внуков. И то, что их часто называют «потерянным поколением» наша с вами заслуга.  Мы слишком увлеклись поглощением нового, интересного для нас, реформами и поиском «национальной идеи», а они в это время создавали свою систему ценностей, основанной  на мифологемах массовой культуры постмодернизма. Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий.  Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:

  1. Неприкаянность - внутренний дискомфорт и растерянность, душевная бесприютность - например, потому что он несчастен или ему нечем заняться. Он как будто безуспешно ищет место, где бы ему было спокойно и хорошо... (Алексей Шмелев "Итоги", №21, 1998) www.stengazeta.net/article.html?article=3874;
  2. Безволие - отсутствие инициативы; неспособность начинать и проявлять настойчивость в целенаправленной деятельности;
  3. Эпикурейство -  мировоззрение, сформированное вследствие возвышения отдельных концепций бытовой философии, свойственной современному обществу. В основе данного мировоззрения лежат принципы, ставящие превыше всего личный комфорт и обеспеченность, возможность безусловного удовлетворения чувственных желаний и инстинктов, получения всевозможных удовольствий. Как следствие, эпикурейство ассоциируется со склонностью к изнеженной жизни, излишествам и наслаждениям, превращенной в жизненное кредо. Анализ эпикурейства как мировоззрения и эпикуреизма как философского учения, приводит к выводу о том, что термин «эпикурейство» порожден крайне искаженным толкованием сути этических принципов, проповедуемых Эпикуром.
  4. Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры.  Русский нигилизм  - особый способ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, “тотальностью” отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм, как правило, выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу.

        Проблемы порождают страхи и комплексы, тормозят процессы формирования характера:  «Очень важная задача подросткового возраста состоит в завершении процесса, начавшегося в раннем детстве и связанного с формированием целостного и обособленного ощущения Самости – как ощущения уникальной личности» (С. Хотчкис «Адская паутина»).

        И что бы достучаться  и получить пропуск в их мир – нужно играть на их поле и по их правилам. Современные дети принимают сотрудничество как форму общения  если:

а)  тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

         Попробуем проанализировать  образовательное событие творческое объединение                                    « Социальный театр» на предмет востребованности подростками.

       Прежде всего, что это за форма и вид работы вообще и в школе в частности. Термин «социальный театр» возни  сравнительно недавно – во второй половине XX века, как одна из форм публицистического действа. В СССР эту функцию исполняли школьные и студенческие  агитбригады. Именно агитационный театр затрагивал  глобальные проблемы общества как внутри страны, так и всего мирового сообщества. На западе идеологом, так называемого форум-театра становиться бразильский режиссер Августо Боаль,  создатель «Народного Театра Угнетенных». Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп.   «Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего» (Августо Боаль). Сегодня в России  функционируют несколько театров, объявивших себя социальными: организация «Перспектива» г.Киров ( борьба с наркотиками);  «Равный равному» г.  Ростов-на-Дону ( антиспид). Все чаще в афишах театра можно увидеть жанр «социальная драма». Театр вновь возвращает себе главную функцию – воспитание. Школьный театр  способствует решению сразу нескольких задач, не зря он появился в годы европейского Ренессанса  и закрепился в XVIII веке, прозванным эпохой Просвещения:

  1. Способствует развитию навыков коллективного сотрудничества;
  2. Помогает подросткам сбросить накопившиеся отрицательные эмоции, преодолеть мышечные зажимы, победить страх публичного выступления;
  3. Переключает ученика  из будничных хлопот в иллюзорный мир живого общения;
  4. Развивает, речь, пластику, образное мышление;
  5. Погружает участника в психологию художественного образа, учит анализу и синтезу;
  6. Побуждает к самообразованию и изучению исследовательских, проектных технологий на метопредметном уровне.

    Как будто про театр сказал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  Театр без погружения в человеческие проблемы невозможен, актер без погружения в образ просто декламатор текста.

   Социальный театр в школе – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля  малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

Вот несколько цитат из проектных документаций:

«…Сегодня слишком много подросткам кажется, что они не нужны. Отсюда и ощущение собственной ненужности, незащищённости, безнадежности и низкая самооценка…Я хочу написать пьесу для  родителей. Чтобы они наладили отношения со своими детьми и создали для них крепкую и дружную семью.  Надо  понимать, любить своих детей» (Исламгулова Алия – 9-й класс.)

«…Комплекс неполноценности лишает вас уверенности в себе и целеустремлённости, а учитывая то, что вы сами ответственны за сохранение в вас комплекса неполноценности, вы мешаете себе цепляться за возможности, которые появляются на горизонте.  Я хочу написать пьесу для подростков. Показать, что низкую самооценку можно повысить. Стать уверенным в себе человеком нелегко, но  уверенность в себе даёт старт многим другим процессам развития.»                              (Черных Мария – 9-й класс)

              Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

Создание «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:

  1. Проектно-исследовательский.

На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

  1. Постановочно-подготовительный.

На этом этапе создается план  реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.

  1. Этап реализации.

Важно не только проиграть спектакль  на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.

Проектно-исследовательский этап

Анкетирование

            ▼

Создание банка  проблем

            ▼

Обнародование банка проблем

Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

               ▼

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

              ▼

Защита исследовательских работ

Создание авторских драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

                       ▼

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

                       ▼

Защита творческих проектов

                                           Постановочно-подготовительный этап

Создание плана реализации творческих работ.

Обучение азам театральных профессий

Определение  участников творческих проектов

Создание  или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.

                                                                  Этап реализации

Творческий показ спектакля «социальной драмы»

Конструктивный диалог со зрителем

Рефлексия реализации проекта

Опыт уже проделанной работы разрешает выделить  главное:

  1. Участники проектов  приобретают творческий и социальный опыт;
  2. Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;
  3. Снижается статистика правонарушений;
  4. Заметно улучшается микроклимат в школе;
  5. Повышается интерес к учебе и самообучению.

В заключение хочу привести  слова  педагога-гуманиста  Я. Коменского: «Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле»



Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Программа дополнительного образования Социальный театр  «Точка кипения»   предназначена для использования в общеобразовательных учреждениях основного полного образования для обучающихся 15-17 лет , направлена на  художественно-преобразовательную и проектно-исследовательской деятельность в области социально-общественных   задач,    является компилятивной  и составлена на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 

  • Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ред. ФЗ от 21.12.04г. №170-ФЗ;
  • Конвенции ООН "О правах ребенка";
  • Программы развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы.
  • Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа на 2013-2020 годы.
  • Устава МАОУ «Многопрофильный лицей»;
  • Образовательной программы  МАОУ «Многопрофильный лицей»;
  • Образовательных программ художественно-эстетической направленности  рекомендованных МО РФ:

- 50%программы А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе» (для V-Х1 классов) Рекомендованной Главным управлением развития общего образования МО РФ, 1995 г                               -  15%учебника В.С. Юнаковского «Сценарное мастерство» - М.: «Искусство», 1974;.                                                                                                   – 35 %примерной программы  учебно-исследовательской и проектной деятельности  на ступени основного  общего образования.

        Программа для учащихся  старшей школы Социальный театр  «Точка кипения» носит общеразвивающий характер с элементами  профильной ориентации учащихся и   является межпредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала. Программа направлена на создание условий для социальной и творческой практики обучающихся.

Новизна и актуальность. Прежде всего, что это за форма и вид работы вообще и в школе в частности. Термин «социальный театр» возни  сравнительно недавно – во второй половине XX века, как одна из форм публицистического действа. В СССР эту функцию исполняли школьные и студенческие  агитбригады. Именно агитационный театр затрагивал  глобальные проблемы общества как внутри страны, так и всего мирового сообщества. На западе идеологом, так называемого форум-театра становиться бразильский режиссер Августо Боаль,  создатель «Народного Театра Угнетенных». Главной темой его спектаклей стала ситуация угнетения и насилия. Суть представления заключается в совместном со зрителями поиске решения проблемы или выхода из сложной жизненной ситуации. Форум-театр приобретает все большую популярность в мире как метод развития демократии, активизации общества, формирования культуры прав человека, защиты и продвижения интересов различных общественных групп.   «Театр – это форма знаний: он должен и может быть способом трансформирования общества. Театр может помочь нам построить наше будущее, вместо того, чтобы просто ждать этого будущего» (Августо Боаль). Сегодня в России  функционируют несколько театров, объявивших себя социальными: организация «Перспектива» г.Киров ( борьба с наркотиками);  «Равный равному» г.  Ростов-на-Дону ( антиспид). Все чаще в афишах театра можно увидеть жанр «социальная драма». Театр вновь возвращает себе главную функцию – воспитание. Школьный театр  способствует решению сразу нескольких задач, не зря он появился в годы европейского Ренессанса  и закрепился в XVIII веке, прозванным эпохой Просвещения:

  1. Способствует развитию навыков коллективного сотрудничества;
  2. Помогает подросткам сбросить накопившиеся отрицательные эмоции, преодолеть мышечные зажимы, победить страх публичного выступления;
  3. Переключает ученика  из будничных хлопот в иллюзорный мир живого общения;
  4. Развивает, речь, пластику, образное мышление;
  5. Погружает участника в психологию художественного образа, учит анализу и синтезу;
  6. Побуждает к самообразованию и изучению исследовательских, проектных технологий на метопредметном уровне.

    Как будто про театр сказал К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».  Театр без погружения в человеческие проблемы невозможен, актер без погружения в образ просто декламатор текста.

   Социальный театр в школе – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля  малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

        Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий.  Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:

Современные дети принимают сотрудничество как форму общения  если:

а)  тематика затрагивает круг их интересов;

б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;

в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.

      Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.

              Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.

 Работу «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:

  1. Проектно-исследовательский.

На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

  1. Постановочно-подготовительный.

На этом этапе создается план  реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.

  1. Этап реализации.

Важно не только проиграть спектакль  на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.

Проектно-исследовательский этап

Анкетирование

            ▼

Создание банка  проблем

            ▼

Обнародование банка проблем

Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

               ▼

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

              ▼

Защита исследовательских работ

Создание авторских драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

                       ▼

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

                       ▼

Защита творческих проектов

                                           Постановочно-подготовительный этап

Создание плана реализации творческих работ.

Обучение азам театральных профессий

Определение  участников творческих проектов

Создание  или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.

                                                                  Этап реализации

Творческий показ спектакля «социальной драмы»

Конструктивный диалог со зрителем

Рефлексия реализации проекта

  1. Участники проектов  приобретают творческий и социальный опыт;
  2. Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;
  3. Снижается статистика правонарушений;
  4. Заметно улучшается микроклимат в школе;
  5. Повышается интерес к учебе и самообучению.

           Срок реализации  программы составляет  1 год  и рассчитан    на  70часов, еженедельно 2  часа. Соотношение теории к практике составляет 92% к 8%. Программа носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер.

        Полученные знания при изучении курса помогут обучающимся не только овладеть новыми навыками и знаниями, но и сформирует их сферу  интересов вокруг творчества, открывая перспективы для творческой самореализации, создающей ситуацию успеха и помогающей обычному человеку сделать свою жизнь содержательней и интересней.                                                          

Главной целью программы считаю:

  создать  условия направленные на выявление остросоциальных проблем, волнующих учащуюся молодежь, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля  малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.

Задачи:

  1. Создать условия для развития личностных качеств учащихся: исследовательские, аналитические, креативные.  
  2. Способствовать приобретению  творческого опыта через социальные пробы исследований и проектов;
  3. Научить основным приемам проведения социологических опросов, создания драматического материала для сценического показа;
  4. Дать возможность приобрести опыт публичных выступлений перед аудиторией различного уровня;
  5. Развивать коммуникативные навыки,  мастерство актера и режиссера.

 Театральный коллектив организовывает свою деятельность  на принципах:

                      принцип активной  гражданской позиции и  любви к Родине;

                   ● принцип освоения систематизированных знаний в области гуманитарных наук;

                 ● принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;

                    ● принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;

                    ●  принцип использования  приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

                    ● принцип воспитания  стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию;                                                          

                   ●  принцип воспитания  любви к искусству театра и уважения к  творческим профессиям.

 

           

Методы и формы работы.

        Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает  виды  деятельности,   которые  помогают  приобретать  опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство, навыки работы журналиста и репортера. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.

. Педагогические методы и формы работы:

- тематический принцип планирования учебного материала;

- единство воспитания и образования;

- личностно-ориентированный подход к учащимся;

- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями ( творческим показом);

- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);

- внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;                                                                      

- творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),

- игровые технологии;

- метод творческого проекта.

      Для успешной работы на занятиях   необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты- кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Учитель для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п   Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Основным видом учебной работы  в актерском мастерстве  является  творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.

Обучение проводится как на основе  выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают  аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса  остается индивидуальная творческая практика.

Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.

В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы  - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д.  Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.

Основной принцип обучения актерской и режиссерской грамоте – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива драматургии: «правда жизни», «добро побеждает зло».

Модель выпускника.

Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико- ориентированного подходов;

освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:

         - способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях журналистики и театральной деятельности;

- владение  элементами проектно- исследовательского метода;

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.

Ученик по окончанию курса должен:

-   уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;

-   обладать знаниями актерской и  журналистской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;

-   свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;

-   уметь  выполнять  индивидуальные,  парные и групповые пластические

импровизации;

-   уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;

- уметь сочинять драматургию малых форм;

-   уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;

-  проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;

-   участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;

-  уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;

-   уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- уметь составлять анкету для опроса, проводить  и анализировать опрос, пользоваться данными опроса для исследования;

В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования  социального театра формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные,  информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно- речевая, художественно-пластическая.  исполнительская:

       1.  учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на  занятиях  театральным искусством знания   в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.  

2. информационно-аналитическая: формирует  умение получать информацию об искусстве   театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и  применить полученные знания на практике.

3.     коммуникативная: способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».

4. социально-бытовая: формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).

  1.      здоровьесберегающая: способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать  оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;
  2.       культурологическая; способствует формированию мироощущения построенного на принципах  психологии развития  искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь  возникновения духовных ценностей на основе  материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.
  3. эстетикообразующая:  способствует формированию этического и эстетического понимания  искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.
  4. креативная: формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.  
  5. художественно-речевая: формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.
  6. художественно-пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения  танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.
  7. исполнительская: формирует умение донести до зрителя  сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;

Формы организации учебной деятельности:

Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

- творческое задание;

- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого     воображения;

- презентация опыта;

- проблемные ситуации;

- игра;

- психологические тренинги;

- занятие-эксперимент;

- творческое проектирование;

- технология коллективных творческих дел.

При создании программы  были использованы следующие принципы и методы обучения.

1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение  истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.

2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими  примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.

3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным,  последовательное расширение и углубление знаний.

5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.

Условия реализации программы.

        1. Научно-методические:

Методическая литература для педагогов:

- Образовательная программа второго уровня обучения «Актерское мастерство» Е.Копылова, Ю.Качалов. М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 2008;

- Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях «Актерская грамота» А.П.Ершова, В.М.Букатов, М. Просвещение, 1995 г.

- Факультатив «Художественное чтение» В.М.Букатов.: М. Просвещение, 1995 г.

- Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Бритаева Н.Х.  - Саратов, 1986.

- Пластика в искусстве актера. Голубовский Б.Г. - М.: 1986.

- Наблюдение, этюд, образ. Голубовский Б.Т.  -М-: 1990.

- Режиссура как практическая психология. Ершов П.М - М.: 1972.

- Технология актерского искусства. 2-е издание, Ершов П.М. - М.: 1992.

- Мастерство актера и режиссера - Захава Б.Е. М-: 1973.

- Основы сценического движения- Кох И. - Л., 1970.

- Об искусстве театра. Избранное.  Станиславский К-С. - М.: 1982. -  - Работа актера над собой. Станиславский К.С.Собр.соч., т.2 - М.,1954.

- Сценарное мастерство -   В.С. Юнаковский - М.: «Искусство», 1974;.                                                                                                   – Примерная программа  учебно-исследовательской и проектной деятельности  на ступени основного  общего образования.

2. Материально-технические:

Оборудование: мягкое половое покрытие, стулья, столы, скамейки, кубы, ширмы, станки, световое оборудование, музыкальный центр, миркрофоны и т.п.

Костюмы, декорации и реквизит.  

Результативность программы отслеживается  по творческим показам воспитанников, индивидуальной и коллективной результативности деятельности

2. Учебно-тематический план.

Программный материал для занятий

Всего часов

теория

практика

1

Раздел: «Основы исследовательской деятельности»

4

3

1

2

Раздел: «Основы социального проектирования»

4

2

2

3

Раздел: «Мастерство актера»

8

8

4

Раздел: «Сценарное мастерство»

8

1

7

5

Раздел: «Мастерство режиссера»

4

2

2

6

Раздел: «Сценическая речь»

6

1

5

7

Раздел: «Навыки работы со зрителем »

4

4

8

Раздел: «Исследовательская практика»

10

10

9

Раздел: «Творческая практика»

18

18

9

Раздел: «Проектная практика»

6

6

Всего:

70

9

61

 3. Содержание изучаемого курса.

 70 часов (61 час практики)

1. Раздел: «Основы исследовательской деятельности» 4 часа (1 час практики)

Основы исследовательской деятельности. Проблема. Цели и задачи. Методы и формы исследований. Гипотеза. Структура подачи материала.

2. Раздел: «Основы социального проектирования» 4 часа (2 часа практики)

Формы и методы социальных проектов. Глобальное, общее, частное. Социальное проектирование в профессиональной деятельности.

3. Раздел: «Мастерство актера» 8 часов (8 часов практики)

Погружение в предлагаемые обстоятельства. Память физических действий. Актерский ансамбль. Ролевые игры на развитие партнерских отношений. Психомоторика. Метод действенного анализа. Импровизация. Этюды.

4. Раздел: «Сценарное мастерство» 8 часов (7часов практики)

Виды и жанры  драматургии. Архитектоника – основной закон драматургии. Композиция драмы. Навыки создания драматургии малых форм: монолог, диалог, одноактная пьеса.

5. Раздел: «Мастерство режиссера» 4 часов (2 часов практики)

 Основные принципы современной режиссуры. К.Станиславский о роли режиссера в постановке спектакля. Работа режиссера над пьесой. Работа режиссера с актером.                                                  6. Раздел: «Сценическая речь» 6 часов (5 часов практики)                                                               Дыхательный тренинг. Голосовой тренинг. Дикционный тренинг. Интонационный монолог. Интонационный диалог. Разбор текста. Тема. Идея. Сверхзадача. Логические ударения. Учебный практикум.

7. Раздел: «Навыки работы со зрителем» 4 часов (4 часов практики)

Специфика работы актера перед зрителем. Условия общения со зрителем в агитационном театре. Диалог со зрителем. Импровизация.

8. Раздел: «Исследовательская практика» 10 часов (10 часов практики)

 Выбор проблемы  для исследования.  Проведение социального опроса. Разработка анкет, опросников, рекламных проспектов и роликов.  Исследование проблемы. Оформление исследовательской  работы.

9 Раздел: «Творческая практика» 18 часов (18 часов практики).

Создание одноактной пьесы. Подбор актеров. Работа над постановкой  пьесы. Актерская этика. Предварительная работа над образом.Тренинг по анализу пьесы с точки зрения конфликта героя. Событийно-действенный анализ. Этюдно-репетиционная работа.    Раздел: «Проектная практика» 6 часов (6 часов практики).

Организация показа. Показ творческой работы. Обсуждение творческой работы со зрителем.

Анализ проделанной работы.

Список литературы:

Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.

Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.

Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.

Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.

Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.

Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.

Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. •- М.: 1982.

Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.

Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.

Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Литература для обучающихся:

Станиславский К.С. Собрание сочинений . - М.:1954.

Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.

Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.

Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.

М..1989.

                                                                                                                                   


Приложение.

Календарно-тематическое планирование  занятий  Социального театра «Точка кипения».

п\п

Темы занятий

Часы

Дата

Тип занятия

Формируемые ключевые

компетенции

Интеграция с предметами

Оборудование

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

1

Раздел: «Основы исследовательской деятельности»

4

3

1

1.1

Основы исследовательской деятельности

1

беседа

культурологические

Обществознание

Проектор. Экран. Компьютер. Презентация.

1.2

Проблема. Цели и задачи. Методы и формы исследований.

 1

лекция

Учебно-познавательные

Обществознание

Раздоточный материал

1.3

Гипотеза в исследовании.

1

лекция

Учебно-познавательные

Обществознание

Раздоточный материал

1.4

Структура подачи материала.

1

тренинг

креативеные

Обществознание

Раздоточный материал

2

Раздел:  «Основы социального проектирования»

4

2

2

2.1

Формы и методы социальных проектов.

1

1

лекция

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Проектор. Экран. Компьютер. Презентация.

2.2

Глобальное, общее, частное.

1

1

беседа

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

2.3

Социальное проектирование в профессиональной деятельности.

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

2.4

Социальное проектирование в профессиональной деятельности.

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

3.

Раздел: «Мастерство актера» Психомоторика. Метод действенного анализа. Импровизация. Этюды.

8

8

3.1

Погружение в предлагаемые обстоятельства.

1

1

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.2

Память физических действий.

1

1

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.3

Актерский ансамбль.

1

1

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Физкультура,хореография

музыкальный центр

3.4

Ролевые игры на развитие партнерских отношений.

1

1

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Психология,

Физкультура,

хореография

музыкальный центр

3.5

Психомоторика.

1

1

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.6

Психомоторика. Метод действенного анализа.

1

1

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Физкультура,хореография

музыкальный центр

3.7

Импровизация. Этюды.

2

2

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Психология,

Физкультура,

хореография

музыкальный центр

4.

Раздел: Сценарное мастерство»

8

1

7

4.1

Виды и жанры  драматургии.

1

1

лекция

Учебно-познавательные

литература

Раздоточный материал

4.2

Архитектоника – основной закон драматургии.

1

1

Творческий практикум

креативная

литература

Раздоточный материал

4.3

Композиция драмы.

1

1

Творческий практикум

креативная

литература

Раздоточный материал

4.4

Навыки создания драматургии малых форм: монолог.

1

1

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

4.5

Навыки создания драматургии малых форм:  диалог

2

2

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

4.6

Навыки создания драматургии малых форм: одноактная пьеса.

2

2

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

5.

Раздел:  «Мастерство режиссера»

4

1

3

5.1

Основные принципы современной режиссуры.

1

1

лекция

Учебно-познавательные

МХК,

Раздоточный материал

5.2

К.С. Станиславский о роли режиссера в постановке спектакля.

1

1

лекция

Учебно-познавательные

МХК

Раздоточный материал

5.3

Работа режиссера над пьесой.

1

1

Творческий практикум

креативная

МХК

раздаточный материал

5.4

. Работа режиссера с актером

1

1

Творческий практикум

коммуникативная

МХК

раздаточный материал

6.

Раздел: «Сценическая речь»

6

1

5

6.1

Основные требования сценической речи

1

1

лекция

Учебно-познавательные

МХК. Литература.

Раздоточный материал

6.2

Дыхательный тренинг. Голосовой тренинг.

1

1

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.3

Дикционный тренинг. Интонационный монолог.

1

1

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.4

Разбор текста. Тема. Идея. Сверхзадача.

2

2

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.5

Логические ударения в тексте

1

1

   Учебный        тренинг

креативная

Литература.

Раздоточный материал

7.

Раздел : «Навыки работы со зрителем»

4

4

7.1

Специфика работы актера перед зрителем.

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, креативные

Психология

Проектор. Экран.

7.2

Условия общения со зрителем в агитационном театре

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран..

7.3

Диалог со зрителем.

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран.

7.4.

Импровизация.  

1

1

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран.

8.

Раздел: «Исследовательская практика»

10

10

8.1

Выбор проблемы  для исследования.  

1

1

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.2

Разработка анкет, опросников, рекламных проспектов и роликов.  

1

1

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.3

Проведение социального опроса.

2

2

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.4

Исследование проблемы.

4

4

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.5

Оформление исследовательской  работы.

2

2

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

9

Раздел: «Творческая практика»

18

18

9.1

Создание одноактной пьесы

6

6

Творческий проект

Креативная, информационно-аналитическая

МХК, литература

Раздаточный материал,

9.2

Подбор актеров. Актерская этика.

1

1

Творческий проект

Креативная,художественно-речевая, коммуникативная, исполнительская

МХК, литература.

Текст пьесы

9.3

  Работа над постановкой  пьесы.

11

11

Творческий проект

Креативная,художественно-речевая, художественно-пластическая, коммуникативная, исполнительская

МХК, литература.

Раздаточный материал,

музыкальный центр, реквизит, костюмы

10

Раздел: «Проектная практика» 6 часов (6 часов практики).

6

6

10.1

Организация показа.

3

3

Творческий проект

Культурологические, социальные, коммуникативные

 Театр

Актовый зал

10.2

Показ творческой работы.

1

1

Творческий показ

Культурологические, социальные, коммуникативные, исполнительские.

Театр

Актовый зал

10.3

Обсуждение творческой работы со зрителем.

1

1

Творческий показ

Культурологические, социальные, коммуникативные

Театр

Актовый зал

10.4

Анализ проделанной работы.

1

1

Учебный тренинг

культурологические

Психология

Раздаточный материал

Итого:

70

9

61

Календарно-тематическое планирование  занятий   социального  театра «Точка кипения» на 2013-2014 уч.г.                     70 часов (9 часов теории, 61 час  практики); недельная нагрузка: 2 часа в неделю.

п\п

Темы занятий

Часы

Дата

Тип занятия

Формируемые ключевые

компетенции

Интеграция с предметами

Оборудование

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

1

Раздел: «Основы исследовательской деятельности»

4

3

1

1.1

Основы исследовательской деятельности

1

04.09.

беседа

культурологические

Обществознание

Проектор. Экран. Компьютер. Презентация.

1.2

Проблема. Цели и задачи. Методы и формы исследований.

 1

04.09

лекция

Учебно-познавательные

Обществознание

Раздоточный материал

1.3

Гипотеза в исследовании.

1

11.09

лекция

Учебно-познавательные

Обществознание

Раздоточный материал

1.4

Структура подачи материала.

1

11.09

тренинг

креативеные

Обществознание

Раздоточный материал

2

Раздел:  «Основы социального проектирования»

4

2

2

2.1

Формы и методы социальных проектов.

1

1

18.09

лекция

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Проектор. Экран. Компьютер. Презентация.

2.2

Глобальное, общее, частное.

1

1

18.09

беседа

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

2.3

Социальное проектирование в профессиональной деятельности.

1

1

25.09

Учебный тренинг

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

2.4

Социальное проектирование в профессиональной деятельности.

1

1

25.09

Учебный тренинг

Коммуникативные, здоровьесберегающие

Обществознание

Раздоточный материал

3.

Раздел: «Мастерство актера» Психомоторика. Метод действенного анализа. Импровизация. Этюды.

8

8

3.1

Погружение в предлагаемые обстоятельства.

1

1

02.10

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.2

Память физических действий.

1

1

02.10

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.3

Актерский ансамбль.

1

1

09.10

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Физкультура,хореография

музыкальный центр

3.4

Ролевые игры на развитие партнерских отношений.

1

1

09.10

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Психология,

Физкультура,

хореография

музыкальный центр

3.5

Психомоторика.

1

1

16.10

Учебный тренинг

здоровьесберегающие

Психология,

физкультура

музыкальный центр

3.6

Психомоторика. Метод действенного анализа.

1

1

16.10

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Физкультура,хореография

музыкальный центр

3.7

Импровизация. Этюды.

2

2

23.10

Учебный тренинг

Художественно-пластическая

Психология,

Физкультура,

хореография

музыкальный центр

4.

Раздел: Сценарное мастерство»

8

1

7

4.1

Виды и жанры  драматургии.

1

1

30.10

лекция

Учебно-познавательные

литература

Раздоточный материал

4.2

Архитектоника – основной закон драматургии.

1

1

30.10

Творческий практикум

креативная

литература

Раздоточный материал

4.3

Композиция драмы.

1

1

06.11

Творческий практикум

креативная

литература

Раздоточный материал

4.4

Навыки создания драматургии малых форм: монолог.

1

1

06.11

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

4.5

Навыки создания драматургии малых форм:  диалог

2

2

13.11

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

4.6

Навыки создания драматургии малых форм: одноактная пьеса.

2

2

20.11

Творческий практикум

креативная

литература

раздаточный материал

5.

Раздел:  «Мастерство режиссера»

4

1

3

5.1

Основные принципы современной режиссуры.

1

1

04.12

лекция

Учебно-познавательные

МХК,

Раздоточный материал

5.2

К.С. Станиславский о роли режиссера в постановке спектакля.

1

1

04.12

лекция

Учебно-познавательные

МХК

Раздоточный материал

5.3

Работа режиссера над пьесой.

1

1

11.12

Творческий практикум

креативная

МХК

раздаточный материал

5.4

. Работа режиссера с актером

1

1

11.12

Творческий практикум

коммуникативная

МХК

раздаточный материал

6.

Раздел: «Сценическая речь»

6

1

5

6.1

Основные требования сценической речи

1

1

18.12

лекция

Учебно-познавательные

МХК. Литература.

Раздоточный материал

6.2

Дыхательный тренинг. Голосовой тренинг.

1

1

18.12

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.3

Дикционный тренинг. Интонационный монолог.

1

1

25.12

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.4

Разбор текста. Тема. Идея. Сверхзадача.

2

2

25.12; 08.01

   Учебный        тренинг

Учебно-познавательные

Литература.

Раздоточный материал

6.5

Логические ударения в тексте

1

1

08.01

   Учебный        тренинг

креативная

Литература.

Раздоточный материал

7.

Раздел : «Навыки работы со зрителем»

4

4

7.1

Специфика работы актера перед зрителем.

1

1

15.01

Учебный тренинг

Коммуникативные, креативные

Психология

Проектор. Экран.

7.2

Условия общения со зрителем в агитационном театре

1

1

15.01

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран..

7.3

Диалог со зрителем.

1

1

22.01

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран.

7.4.

Импровизация.  

1

1

22.01

Учебный тренинг

Коммуникативные, социально-бытовые, креативные

Психология

Проектор. Экран.

8.

Раздел: «Исследовательская практика»

10

10

8.1

Выбор проблемы  для исследования.  

1

1

29.01

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.2

Разработка анкет, опросников, рекламных проспектов и роликов.  

1

1

29.01

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.3

Проведение социального опроса.

2

2

05.02

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.4

Исследование проблемы.

4

4

12.02; 19.02

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

8.5

Оформление исследовательской  работы.

2

2

26.02

Проектно-исследовательская деятельность

Креативная, информационно-аналитическая, коммуникативная

Общество

литература

Раздаточный материал

9

Раздел: «Творческая практика»

18

18

9.1

Создание одноактной пьесы

6

6

12.03; 19.03; 26.03

Творческий проект

Креативная, информационно-аналитическая

МХК, литература

Раздаточный материал,

9.2

Подбор актеров. Актерская этика.

1

1

02.04

Творческий проект

Креативная,художественно-речевая, коммуникативная, исполнительская

МХК, литература.

Текст пьесы

9.3

  Работа над постановкой  пьесы.

11

11

02.04; 09.04; 16.04; 23.04; 30.04; 07.05.

Творческий проект

Креативная,художественно-речевая, художественно-пластическая, коммуникативная, исполнительская

МХК, литература.

Раздаточный материал,

музыкальный центр, реквизит, костюмы

10

Раздел: «Проектная практика» 6 часов (6 часов практики).

6

6

10.1

Организация показа.

3

3

14.05; 21.05

Творческий проект

Культурологические, социальные, коммуникативные

 Театр

Актовый зал

10.2

Показ творческой работы.

1

1

21.05

Творческий показ

Культурологические, социальные, коммуникативные, исполнительские.

Театр

Актовый зал

10.3

Обсуждение творческой работы со зрителем.

1

1

28.05

Творческий показ

Культурологические, социальные, коммуникативные

Театр

Актовый зал

10.4

Анализ проделанной работы.

1

1

28.05

Учебный тренинг

культурологические

Психология

Раздаточный материал

Итого:

70

9

61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...

Педагогический опыт "Формирование гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изобразительного искусства в 5 классе"

Данный материал содержит описание педагогического опыта формирования гражданской идентичности школьников методом проектной деятельности на уроках изо в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Педагогический проект «Формирование активной гражданской позиции подростков через включение их в проектную деятельность»

Актуальность проекта обусловлена тем, что в последние годы приоритетным направлением современной российской школы является воспитание патриотизма у школьников. Гражданско-нравственное направление план...

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...

Педагогический проект «Формирование культуры общения подростков в условиях колледжа- интерната»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение культуры общения подростков в процессе воспитания и обучения.  Формирование разностороннее развитой ли...