Бинарный интегрированный урок на тему: "Поэзия А.С. Пушкина в музыке и живописи"
методическая разработка (5 класс) на тему

Ильина Надежда Валерьевна

Методическая разработка для уителей. Буду рада если кому то это поможет в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu.doc46.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             

  Бинарный интегрированный урок

             

                      на тему:

«Поэзия А.С.Пушкина в музыке и живописи»

                                           Разработали и провели:

                             Учитель музыки: Ледовских С.В.

                             Учитель ИЗО: Ильина Н.В.

                         

                             

                          Урок на тему:                                                  «Поэзия А.С.Пушкина в музыке и живописи».

 Учитель музыки.                                    

Прежде чем узнать тему нашего урока  сегодня ответьте на несколько вопросов.

- О связи каких двух видов искусства мы с вами говорили в 1 полугодии?

- А в 3 четверти?

Правильно. Сегодня на уроке мы объединим все три искусства: литературу, музыку и изобразительное искусство.

Тема нашего урока на экране, запишите её в свои тетради.

Сказки А.С.Пушкина известны вам с раннего детства именно с них и начиналось ваше детство и с маминой улыбки.

        Звучит песня «Мамина улыбка» в исполнении детей.

В этом году А.С.Пушкину исполнилось 210 лет со дня рождения. По своему художественному влиянию на русскую музыку с Пушкиным не может сравниться ни один поэт. Каждое поколение композиторов, начиная с М.И.Глинки отдаёт Пушкину, непременную дань.

На пушкинские сюжеты написаны такие замечательные и непохожие оперы как «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» и «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» Мусоргского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Римского-Корсакого, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова.

Пушкинские произведения легли в основу многих балетов.

На стихи Александра Сергеевича создано огромное количество романсов и песен среди них шедевр вокальной лирики романс «Я помню чудное мгновенье». Послушаёте этот романс в исполнении Сергея Лемехова.

                        Звучит в записи романс.

Учитель ИЗО.

Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира. Сказка повествует обычно о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных и фантастических сил. В сказках обычно всё хорошо заканчивается.

           «Что за прелесть эти сказки» - говорил А.С, Пушкин.

А сколько пословиц мы знаем:

 «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Сказка - ложь, а песня - правда»,

«Сказка -  складка, а песня - быль»,

«Сказка - ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!

Так заканчивает свою сказку А.С.Пушкин «О Золотом петушке».

           Перед вами сейчас разные сказки, взяв, любую книжку мы увидим, красочное оформление.

- Как называются рисунки в книгах?

Ответ детей:

- Иллюстрация.

           Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – раскрывают содержание книги.

          Перед вами Иван Яковлевич Билибин – известный художник-иллюстратор. На склоне лет Билибин писал: «Ещё юношей я нашёл тот источник, который был мне

нужен и любим и с которым я не расстанусь до самой смерти».

         И.Я.Билибин родился 4 августа 1876 года в Тарховке под Петербургом. Гимназию закончил с серебряной медалью. Поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Билибин рисовал всегда и в период гимназии, и впервые годы университета. Он посещал рисовальную школу поощрения художеств. Затем поступил в мастерскую Репина, где было масса работы. По вечерам занимался юриспруденцией, а также репинскими уроками.

          Однажды зимой в Петербурге Виктор Васнецов выставил свои картины, и в частности «Богатыри».

После этой выставки Билибин ходил ошеломлённый. У юноши зрел интерес к отечественной старине, русской сказке, народному искусству.

           В 1900 году на выставке картин журнала «Мир искусств» Билибин выставляет 10 иллюстраций к сказкам:

«Сказка об Иване-царевиче», «Жар-птица и серый волк», «Царевна- лягушка», «Пёрышко Финиста Ясна Сокола».

В этом же году в мае получает диплом правоведа. И этот же год является концом юридической карьеры. Как говорил Билибин : «Я получил диплом, чтобы сделать удовольствие отцу, сказав ему, что никаким юристом я никогда не буду».

Всё время Билибин интересуется русским народным творчеством, продолжает делать иллюстрации к сказкам, а также выполняет многочисленные графические работы – обложки и всякие книжные украшения.

         Перед вами иллюстрации И.Я.Билибина к сказкам Пушкина. Отличительной особенностью Билибина является узорность иллюстрации.

         Билибин работает и в театре. Он оформляет сцены для опер Римского-Корсакого, Мусоргского, Глинки.

Учитель музыки.

А. С.Пушкин не был музыкантом как Грибоедов или Одоевский. Он не играл ни на коком муз. инструменте не обладал певческим голосом. Но душа его с детства была открыта муз. впечатлениям. Мальчиком слушал он былины и песни, которые пела ему няня Арина Родионовна – одарённая сказительница и песенница.

Пушкин позже объединяя  образ няни и образ музы вспоминает:

               …в вечерней тишине

                   Являлась ты весёлою старушкой

                   И надо мной сидела в шушуне,

                   В больших очках и с резвою гремушкой.

                   Ты детскую качая колыбель,

                   Мой юный слух напевами пленила

                   И меж пелён оставила свирель,

                   Которую сама заворожила.

Удивителен союз А.С.Пушкина и Н.А.Римского-Корсакого,

который написал 15 опер и среди них 9 созданы по сказкам.

А 3 из 9 по сказкам Пушкина. Это «Золотой петушок» , «Сказка о царе Салтане» и «Моцарт и Сальери».

         Опера «Сказка о царе Салтане» написана в 1899 году к 100 летнему со дня рождения великого русского поэта, пред творчеством которого композитор преклонялся и неоднократно писал музыку на его стихи.

Как и в сказке Пушкина,  опере Римского-Корсакого присущ ярко выраженный национальный колорит.

В спокойной неторопливой манере ведёт композитор свой рассказ о царстве Салтана, о волшебной царевне лебедь, о сказочном городе Леденце и его чудесах.

Композитор использовал в опере несколько подлинных русских песен.

Сегодня мы остановимся на последней картине оперы, которую композитор назвал «Три чуда».

- О каких же чудесах идёт речь?

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.

Чудо первое: С ободрённою душой

                        Князь пошёл себе домой;

                        Лишь ступил на двор широкий-

                        Что ж? под ёлкою высокой,

                        Видит, белочка при всех

                        Золотой грызёт орех,

                        Изумрудец вынимает,

                        А скорлупку собирает,

                        Кучки равные кладёт

                        И с присвисточкой поёт

                        При честном при всём народе:

                        Во саду ли, в огороде.

Белочка характеризуется лёгкой и подвижной музыкой и народной песней «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

Пиццикато – игра на скрипке не смычком, а защипыванием струн.     Слушаем первое чудо.

Чудо второе: Море вздуется бурливо,

                       Закипит, подымет вой,

                       Хлынет на берег пустой,

                       Расплеснётся в скором беге-

                       И останутся на бреге

                       Тридцать три богатыря,

                       В чешуе златой горя,

                       Все красавцы молодые,

                       Великаны удалые,

                       Все равны, как на подбор;

                       Старый дядька Черномор

                       С ними из моря выходит

                       И попарно их выводит,

                       Чтобы остров тот хранить

                       И дозором обходить –

Нисходящие гамообразные пассажи создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей выходящих из пены морской под предвадительством дядьки Черномора.

                       Слушаем второе чудо.

Чудо третье: В свете есть такие ль дива?

                       Вот идёт молва правдива:

                       За морем царевна есть,

                       Что не можно глаз отвесть:

                       Днём свет божий затмевает,

                       Ночью землю освещает,

                       Месяц под косой блестит,

                       А во лбу звезда горит.

                       А сама-то величава,

                       Выплывает словно пава;

                       А как речь-то говорит,

                       Словно реченька журчит.

                       Молвить можно справедливо,

                       Это диво, так уж диво».

Царевну-Лебедь характеризует «узорчатая» музыка. Мягкие размеренные аккорды идут на фоне восходящего спокойного движения у арф. Эта тема сменяется мелодическим рисунком солирующих скрипок.

                     Слушаем третье чудо.

Учитель ИЗО.

По впечатлениям, которые вы получили от музыкальных фрагментов оперы, постараемся представить свои иллюстрации по каждому чуду. Сегодня мы работаем коллективно и вы должны думать не только о своей работе, а о работе всего коллектива. Каждый ряд работает над созданием одного чуда.

                    Творческая работа над иллюстрациями трёх чудес из сказки «О царе Салтане».

                             Выставка работ у доски.

(После творческой работы музыкальный кроссворд с фамилиями)

Учитель музыки.

Вступление по опере «Золотой петушок».

Невероятно пышное шествие устроил Додон в честь своей победы. Всякие чудища, великаны, царские ратники и шемаханские рабыни принимают участие в этом шествии.

И только об одном не знает глупый царь:  что шествии будет прервано петушком, который клюнет его в темя и прикончит жизнь неумного царя.

 Сейчас мы  с вами услышим этот фрагмент из оперы.

         Слушаем шествие из оперы «Золотой петушок».

Вывод по теме: Произведения А.С.Пушкина обогатили

музыкальное творчество наших композиторов и художников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и английского языка " А. Пушкин и Дж. Байрон"

Данная разработка представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и английскому языку....

Бинарный интегрированный урок по обществознанию и химии «Спирт – друг или враг человека». Калугина С.А., Мокрова И. М. ГБОУ СОШ № 514 КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА г. САНКТ ПЕТЕРБУРГА

   Бинарный интегрированный урок это одно из новшеств современной методики обучения в школе. Эта технология связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Использование химии и об...

Бинарный интегрированный урок. Окружающий мир+Английский язык. 3 класс+11 класс.

Авторсая разработка урока,международная конференция животных,посвящённая проблемам выживания....

Бинарно – интегрированный урок (кубановедение + химия) по теме: «Рельеф и полезные ископаемые».

       Формирование метапредметных знаний и умений учащихся через деятельностный подход на примере изучения темы «Рельеф и полезные ископаемые»....

Бинарный интегрированный урок география+биология по теме "Байкал - бесценный дар природы"

Бинарный урок разработан в соответствии требованиями государственного образовательного стандарта. Для проведения урока необходим мобильный или компьютерный класс, урок проводится с использованием инте...

Бинарный интегрированный урок в 6 классе (английский+технология)

Бинарный интегрированный урок английский+технология проводился в 2018 году в 6 классе на базе МОУ "Волосовская СОШ №2"...