Чем шахматы полезны школьнику.
статья на тему

Краткое изложение моего вытупления на Международной конференции "Шахматы для общего развития". Программа конференции включала в себя знакомство с отечественным и зарубежным опытом преподавания шахмат в школе в целях общего развития детей,  с технологиями построения развивающих занятий и оказания индивидуальной помощи детям на основе рефлексивно-деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_shakhmaty.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

В мире современных тенденций каждому человеку приходится решать ряд  сложнейших проблем. И справляются с этими проблемами  только высокообразованные и высоконравственные люди.

Чтобы вырастить наших детей самостоятельными нужна система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.

Нынешнее поколение должно научиться жить в динамичной обстановке, в постоянно изменяющемся мире, быть готовым к смене работы, к борьбе со стрессами.

Человек должен уметь  принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности. И каждый для себя должен создать модель жизни, то есть быть творцом собственного счастья.

Поэтому самая главная задача школы – учить мыслить, то есть диалектике.

Это значит научить ребенка наедине с собой (без оппонента) взвешивать все «за» и «против», не дожидаясь первого шага противника. Поэтому культурно мыслящий человек и оказывается прекрасно вооружен в спорах: он грамотно взвешивает обстоятельства и выставляет контраргументы.

Именно этому учат шахматы. Да, учат мысленно становиться на сторону противника, не учитывая всех его возможностей. Шахматы – хорошая школа диалектического мышления.

Изучая опыт педагогов, использующих на уроках шахматы, становится очевидным, какие плюсы в пользу шахмат для того, чтобы их активно рекомендовать всей школе. Важно научить ребенка взять от шахмат все самое ценное, нужное.     Но этому сначала надо научиться нам, преподавателям-предметникам.            А уж тем более должны в спешном темпе готовиться молодые специалисты, такие, чтобы с шахматами «на короткой ноге».  Ведь мало передать детям свою увлеченность, нужно научить ученика понимать и ценить мудрость и красоту шахмат; видеть глубокую (и отнюдь не лежащую на поверхности) связь игры  с живой жизнью и законами мира, в котором живем.

Именно шахматный материал дает широкие возможности использование аналогии для закрепления и лучшего усвоения знаний, а так же для моделирования жизненных ситуаций и развития творческих особенностей.

С детства сама дружу с шахматами, и, анализируя эту дружбу, пожалуй, только теперь    понимаю, что, возможно, некоторым деловым своим качествам (расчет, четкость, интуиция, и др.) я обязана этой старинной интеллектуальной мудрой игре.  И, естественно, мне хочется, чтобы этими качествами владели и мои собственные дети и воспитанники.

Некоторые могут задуматься: «А где же место шахматам на наших уроках?». Если подумать, то найдется место и при устном счете, используя таблицу силы и ценности фигур, и при изучении прогрессий (история о вознаграждении за изобретение шахмат), и при знакомстве с симметрией (сравнивая виды симметрии одну с другой прямо на доске). Также речь может идти о симметрии, возникающей в процессе хода партии, а с другой стороны- в шахматных задачах и этюдах.

             А как не вспомнить с ребятами уже знакомый метод координат, где буквы «улеглись» на ось абсцисс, а цифры – на ось ординат (если сопоставить с декартовой системой). Нахождение фигуры на доске и задается не иначе как координатами (например: Е5,G2) .

 Прекрасным пособием послужит шахматная доска при работе с четностью и нечетностью чисел, которые записывают с помощью цифр от 0 до 8. Так можно привести, например, задачи, где решение можно проверить практическим путем (штрихуя или разрезая на части): «Из поля вырезаны 2-е диаметрально противоположные клетки. Возможно ли «покрыть» поле доминошками из 2-х черно-белых клеток».

Еще один случай  четности-нечетности: конь вышел на поле  А8 и через несколько ходов вернулся на него. Докажите, что конь сделал четное число ходов». При решении задач ребенку предстоит активная мыслительная деятельность: вычисление закономерности, подсчеты, возможно, практические действия разными способами до достижения истины. А закономерности четное - нечетное на доске далее может уже автоматически использовать  в других задачах.

Очень удобно рассматривать на доске теорему Пифагора, используя метод площадей (красиво, просто и наглядно!).

Вот я для себя вывод и делаю: учат шахматы, воспитывают шахматы в любом возрасте. Но чем раньше начинаешь, тем быстрее и качественнее результат получаешь, развитие происходит быстрее и качественнее.

Шахматы - это полезное упражнение для ума, шахматы следует пропагандировать с раннего детского возраста и до самого старшего.Ведь оглянемся на историю. Шахматы являлись эффективным средством воспитания истинно государственных умов.Играл в шахматы, Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами  и играют в них весьма сильно.Увлекалась шахматами  и царевна Софья. При Петре I ассамблеи проходили с непременными шахматными играми. Многие выдающиеся люди увлекались этой занимательной игрой. Страстным любителем шахмат был Д.Менделеев, Наполеон так же были поклонниками черно-белой логики. И. Тургенев состоял членом Петербургского шахматного клуба, среди его противников были А. Толстой, и Я. Полонский. Л. Толстой не был членом шахматного клуба, но был частым гостем.

Следует возрождать все лучшее. И тогда путем развития мышления посредством шахмат мы будем способствовать воспитанию активных членов общества, что является одной из самых важных проблем для современной России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников игре в шахматы с использованием компьютерных технологий(дополнительное образование)

Игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, чувство ответственности за принятое решение, ориентирует школьника на труд, собственные усилия. Как...

Полезные советы и рекомендации для родителей и детей младшего школьного возраста по физической культуре, плаванию и шахматам.

«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие»Аристотель....

Опыт обучения младших школьников игре в шахматы.

В работе описывается опыт обучения младших школьников игре в шахматы....

Полезные шахматы

Данная статья содержит информацию о пользе игры в шахматы в повседневной жизни....

Надо ли играть в шахматы школьникам

Статья посвящена внедрению  программы "Шахматы" в курс основной школы.Автор приводит свои замечания и возражения на публикации аппонентов, возражающих против введения программы &qu...

Шахматы – полезная игра.

Статья о пользе игры в Шахматы....

"Какие навыки развивают шахматы у школьников"

Чтобы быть адаптированным в нашем мире высоких технологий, современные школьники должны широко  мыслить, уметь планировать, анализировать свои действия и даже уметь проигрывать.. Да, проигрывать,...