Шахматы – полезная игра.
статья

Титов Андрей Степанович

Статья о пользе игры в Шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_polze_igry_v_shahmaty_-_titov_as.docx31.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 387 имени Н.В Белоусова

 Кировского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

Тема: «Шахматы – полезная игра».

Педагог дополнительного образования

      Титов Андрей Степанович

Санкт-Петербург

2019 год

Шахматы! Удивительная игра! И больше всего на свете она напоминает человеческую жизнь! Проходят секунды, минуты, часы, дни, месяцы, годы и столетия, а шахматы не исчезают, а напротив, интерес к ним в мире только растёт. Да, шахматы очень изменились. Всем известно, что в 21 веке, в эпоху супермощных компьютеров, ни один из шахматных чемпионов мира не в силах победить машину. Но это не только не снижает популярность игры, а наоборот улучшает процесс обучения для всех желающих научиться хорошо играть в шахматы. Без сомнений, шахматы занимают очень важное место в жизни всего человечества. Почему эта игра так популярна и полезна? Каждый из нас задаёт эти вопросы, и прежде всего, самому себе. Но в начале следует узнать мнение людей, завоевавших титулы чемпионов мира по шахматам. «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Это также средство дальнейшего упрочнения общественных и духовных связей, сердечных отношений между народами. Я считаю, что шахматы следовало бы включить в школьные программы во всех странах. В возрасте десяти лет школьники должны начинать изучение шахмат по программе, которая учитывала бы их возраст и одарённость. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры». Хосе Рауль Капабланка. «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы прежде всего учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также, как и в жизни». Александр Алехин. «Шахматы – это муки разума. Следует помнить, что нельзя бороться за победу, рассчитывая на грубую ошибку соперника: это заведомо проигрышная стратегия не только в профессиональных шахматах, но и в жизни». Гарри Каспаров. «Шахматы похожи на жизнь, только жизнь – тотальная война, а шахматы – война ограниченная». Роберт Фишер. «В шахматах всё держится на тактике. Если стратегия – это глыба мрамора, то тактика – это резец, которым действует мастер, создавая произведения искусства». Тигран Петросян. «Часто побеждает тот, - у кого больше выдержки, кто не теряется в трудных положениях, сохраняет самообладание до конца партии, у кого сильнее воля». Михаил Ботвинник.

Но что думает большинство людей в мире о шахматной игре? Конь ходит буквой «Г» - пожалуй, первое, что приходит на ум обыкновенному человеку, когда речь заходит о шахматах. А ведь эта древняя мудрая игра может стать не только увлекательным занятием, но и помочь в воспитании детей. Запишите ребёнка в шахматную секцию, и он удивит вас. Пусть он и не станет международным гроссмейстером, но поводов для гордости будет достаточно. Сами по себе шахматы интересны уже тем, что сочетают элементы игры, спорта, науки и искусства. Шахматам около полутора тысяч лет. Согласно наиболее распространенной версии, шахматы, а вернее игра-прародитель Чатуранги, появились в Индии, и затем через страны Юго-Восточной Азии и Арабского Востока попали в Европу и Африку. Стандартные правила современной игры появились в 19 веке с началом проведения систематических международных турниров. Мир играет в шахматы много веков подряд. Известно, что Пётр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнёров. Увлекалась шахматами и Екатерина II.  Среди поклонников шахмат были и писатель Лев Николаевич Толстой, и химик Дмитрий Иванович Менделеев, и художник Архип Куинджи, и музыкант Рэй Чарльз. Шахматами увлекаются многие наши современники. Это люди самых разных профессий и увлечений. И возраст здесь не помеха. За шахматной доской могут встретиться: солдат и генерал, внучка и дедушка, русский и китаец и ещё множество других удивительных дуэтов. Но только уровень мастерства каждого игрока определит судьбу встречи. Многим родителям очень трудно дать своим детям действительно полезные занятия для развития. Если на дворе холодно, то ребёнок гораздо меньше проводит времени на улице, а дома не расстаётся с компьютером. Такую проблему и задачу помогут решить шахматы. Шахматы развивают усидчивость и внимание, помогают сконцентрироваться. Шахматы - игра настольная и предполагает, что какое-то время ребёнок посвятит спокойному занятию. Ему потребуется усвоить много новой информации: расположение фигур на доске и правила игры, множество вариантов и комбинаций ходов. При этом ребёнку не будет скучно: у него будут, как минимум, партнёр по игре и наставник. В небольшой компании, в процессе общения детям всегда будет легче научиться сосредотачиваться на изучении чего-то нового и решать конкретные задачи, не вскакивать и не отвлекаться. Установка: «Сначала подумай, потом делай»! Шахматы научат вас обдумывать свой ход, прежде чем сделать его. Вы будете лучше понимать, что совершённый поступок, подобно ходу в шахматной партии, приведет к определенным последствиям. Это работает гораздо эффективнее поучений вроде: «Думай, прежде чем делать»! Осознав, что неверные шаги могут порой фатально изменить ситуацию на шахматной доске и ход игры в целом, вы постепенно начнёте использовать эту модель поведения и в жизни. Помогите своим детям - подведите их к мысли о том, что, прежде чем сделать что-то, необходимо проанализировать ситуацию, не спешить действовать. Шахматы тренируют быстроту мышления и улучшают реакцию. Парадокс шахмат состоит в том, что ситуация на доске порой меняется стремительно и требует быстрых и решительных действий. Шахматы научат ребёнка быстрее реагировать на изменение условий и обстоятельств, действовать более решительно.

Выработка умения справляться с ситуацией отказа. Часто в ходе шахматной партии игрокам приходится жертвовать менее значимыми фигурами ради спасения более значимых. Очень важно акцентировать на этом внимание маленького игрока. На наглядном примере игры ему проще будет понять, что в жизни есть вещи главные и второстепенные, что ради чего-то большого и очень важного приходится иногда отказываться от чего-то желанного, но не столь значительного. Проводите аналогии с шахматами, и ситуацию необходимого отказа ребёнок будет видеть уже в несколько ином свете и воспринимать не так болезненно. Шахматы способствуют развитию «внутренних часов» и умению ориентироваться во времени. С 19 века в шахматных партиях используется контроль времени. Необходимость учитывать время на обдумывание хода, принятие решения и действие даст ребёнку более чёткое понимание временных границ. Ему станет легче определять, сколько времени займет у него то или иное дело. Это намного упростит соблюдение режима дня, сделает его более организованным, собранным. Шахматы прекрасно тренируют память и помогают использовать накопленную информацию. Это не только запоминание вариантов и схем игры, но и применение их на практике. Таким образом, шахматы не только помогут ребенку научиться держать в поле своего внимания множество деталей одновременно, но и научат оперативно извлекать и использовать, полученные прежде знания. Шахматы развивают логическое и критическое мышление. За время партии маленькому шахматисту не раз придётся анализировать ситуацию на доске и делать выводы. Со временем он сам себе усложнит задачу, будет пробовать взглянуть на ход игры глазами соперника, просчитать его возможные ответные ходы. Такой логический анализ вдвойне полезен, так как подвергается немедленной практической проверке. В свою очередь, это побуждает ребёнка анализировать свои ошибки. Согласитесь, подобные навыки не раз пригодятся ему и в школе, и во взрослой жизни. Шахматы повышают самооценку в разумных пределах. Дети часто испытывают проблемы самооценки по целому ряду причин. Отношения с родителями, учителями, сверстниками далеко не всегда безоблачны, а успехи в учёбе непостоянны. Порой ребёнок может думать о себе хуже, чем он того заслуживает, излишне драматизировать ссоры с друзьями, оценки и замечания педагогов, критику родителей. Он может замкнуться, или напротив, проявлять показную агрессию. Нередко дети с заниженной самооценкой растут неуверенными в себе, боятся мечтать и строить планы на будущее, считают себя недостойными любви родителей и уважения друзей. Не превознося и не перехваливая любимое чадо, всё же, дайте ему понять, что шахматы - игра умных, что если он уступает друзьям, к примеру, в физической силе или ловкости, то возможно, превосходит их в скорости анализа и оценки ситуации. Аккуратно и вовремя дайте ребёнку понять, что он лучше, умнее, чем ему внушали, или он привык о себе думать, вы тем самым дадите ему победный настрой. «Если ты играешь в такую умную игру, как шахматы, то это поможет твоей математике». Победы в игре дадут вашим детям стимул добиваться успехов в учёбе, а проигрыши научат воспринимать неудачи как указания на слабые места, которые нужно подтянуть. Очень давно, научная статистика доказала, что у шахматных игроков, как правило, хорошая учёба и дисциплина. Наблюдения показали, что у детей, играющих в шахматы, повышается успеваемость и по остальным предметам. Вспомните о великих исторических личностях, игравших в шахматы, приведите примеры из книг и художественных фильмов. Ребёнок, чувствуя свою причастность к ним посредством шахмат, наверняка проявит повышенный интерес к истории и литературе. Шахматы способствуют появлению в жизни новых друзей и знакомых. Новые друзья, с которыми вас связывают общие ценности, - это всегда хорошо. Не только в самой секции, но и на соревнованиях юный шахматист встретит интересных людей разного возраста, что значительно обогатит его кругозор, словарный запас и жизненный опыт. Если ребёнок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Шахматы полезны и с медицинской точки зрения. Они прекрасно защищают от возрастных недугов. Медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера. Это позволяет нам сделать важные выводы. Игра в шахматы – это правильная модель восприятия мира. Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности. Не важно, играет взрослый или ребёнок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами, просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня. Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные выгоды и жертвы. Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни. Словом, польза от шахмат - огромная, а затраты на них - минимальные.

В заключении кратко расскажу о себе: «Как я стал шахматистом». Знакомство с игрой началось в пять лет. Первым моим учителем был Дедушка. В далёком детстве и сегодня шахматы напоминают мне войну в упрощённом виде. В школьные годы я также увлекался игрой. В 1993 году я принял решение связать свою дальнейшую судьбу с Армией. Двадцать лет военной службы в Вооружённых Силах России прошли в городах: Санкт-Петербург, Хабаровск и Чита. В 2013 году моя военная карьера закончилась в должности командир батальона в воинском звании майор, и я был уволен в запас. В настоящее время моя профессия - педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Шахматы и шашки». Что я думаю и чувствую? Мне сложно ответить на этот вопрос. Поэтому приведу в пример цитату одного великого шахматиста: «Шахматы, как любовь и музыка, обладают способностью сделать человека счастливым». Зигберт Тарраш. Шахматы для меня не просто работа и увлечение. Это моя жизнь и судьба! Так стоит ли записать ребёнка в шахматную секцию? Думайте! Решайте! И пусть эта тихая игра принесёт вам множество громких побед не только в партиях, но и в жизни!

Педагог дополнительного образования

      Титов Андрей Степанович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функции и полезность игры в процессе обучения.

Статья посвящена технологиям использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр....

Чем шахматы полезны школьнику.

Краткое изложение моего вытупления на Международной конференции "Шахматы для общего развития". Программа конференции включала в себя знакомство с отечественным и зарубежным опытом преподавания шахмат ...

Мастер - класс с родителями «Играем в полезные игры вместе с детьми»

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию игр, способствующие развитию фонематического восприятия и слуха.Задачи:1. Познакомить родителей с эффективными играми, способ...

Тест по шахматам «Правила игры в дебюте» для первого года обучения

Тест по шахматам «Как начинать партию» для первого года обучения...

Буклет: "Полезные игры по дороге домой"

Лето, отпуск... но вот вы едете домой. Что же делать, чтобы в дороге ребенок не заскучал и провел время с пользой?...

Полезные игры во внеурочной деятельности.

Материал содержит информацию о разных видах игр....

Подсказка для родителей Веселые и полезные игры В деревне у бабушки Упражняем дар слова

Речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматических категорий....