Формирование толерантности школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.
методическая разработка на тему

Дистрян Маргарита Борисовна

 Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных  Президентом России, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. 

Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование толерантности  школьников  на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе.

Автор: М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных  Президентом России, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».
Она ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.

Поэтому  необходимо формировать толерантное отношение к  людям разных национальностей, чтобы избежать межнациональных конфликтов и столкновений. Здесь на помощь приходят уроки истории, обществознания и внеклассная работа учителя.

Формирование толерантности на уроках истории

Формирование толерантности предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противопоставления «меньшинство- большинство», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единения как двух сторон одного и того же процесса.

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания.

Главная задача — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.

Формирование понятия толерантности проходит постепенно, в зависимости от возрастных способностей учащихся и особенностей изучаемого материала. Главной причиной успеха этого движения будет постоянная и кропотливая работа в этом направлении. Отдельный урок по толерантности, как бы блестяще он не был проведен, не сможет сформировать толерантного сознания.
Формирование толерантности начинается с изучения
курса истории древнего мира. Материал курса дает благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности.
На конкретном историческом материале  надо показывать, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении Греко-персидских войн необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.

Формирование чувства толерантности продолжается при изучении истории средних веков. Материал курса дает возможность закрепления понятий и представлений о толерантности, сформированных при изучении истории древнего мира. Приведем только два примера. Так, говоря об истоках современной европейской цивилизации, учитель вводит такое важное понятие, как допуск, приемственности. Не сформировав понимания сущности допуска, невозможно формирование понятия толерантности в целом. Варварское нашествие разрушило Римскую империю. Следует подчеркнуть объективные причины, сформировавшие у варварских народов острую ненависть к Риму. В тоже время, строительство новой цивилизации было бы невозможным без допуска, приемственности элементов античности в новый государственный и социально-экономический порядок. Только подобный синтез элементов нового и старого разрушенного строя смог привести к созданию варварских государств. Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», « Реформация»  события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи.

Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».

Чрезвычайно Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении ведется с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, надо подчеркнуть, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
При изучении темы «Образование государства Киевская Русь», говоря о призвании варягов, указывается  на толерантность как последних к местному населению, так и местного населения к пришельцам. Только терпимость, проявлявшаяся в этих взаимоотношениях, помогла создать мощное государство. Доказательством этого положения служат археологические исследования, Для формирования толерантного сознания можно использовать и примеры, демонстрирующие нетерпимость и жестокость. Большое впечатление на учащихся производит рассказ о гибели князя Игоря в 945 г. Жестокая смерть князя и не менее изощренная месть княгини Ольги – яркая иллюстрация принципа «око за око, зуб за зуб», свойственного родовому строю и обычному праву. В то же время дальнейшие события показывают, что разрешение и предупреждение таких коллизий лежали как раз в рамках компромисса.
Мудрость княгини Ольги проявилась в том, что она сделала для себя выводы и отказалась (хотя бы частично) от практики полюдья, введя «погосты» и «уроки». Этот допуск привел к созданию более устойчивой системы взаимоотношений княжеской власти с крестьянами-общинниками и племенной верхушкой.
Развитие темы находит свое продолжение на занятии, посвященном правлению Ярослава Мудрого. Говоря об усобице между сыновьями князя Владимира, надо проводить мысль о том, что поступок князей Бориса и Глеба является – в какой-то мере – проявлением терпимости, которая стала потом «нормой жизни» среди Рюриковичей. Их пример стал основой поведения будущих поколений князей, которые, хотя и вели между собой войны, всё же воздерживались от политических убийств. Одной из причин такого самоограничения была, несомненно, боязнь сравнения с убийцей Бориса и Глеба – Святополком Окаянным.

Важное  значение для формирования толерантного сознания имеет изучение темы «Русь под властью Золотой Орды». Подчеркивая ужасы монгольского нашествия и системы управления баскаков, следует отметить, что Русь сохранила себя как государство во многом благодаря политике толерантности, проводимой русскими князьями по отношению к монгольским захватчикам (и наоборот). Рассмотрение этого вопроса обычно вызывает бурную полемику среди школьников. Можно говорить о тех границах, за которыми политика компромиссов и толерантность переходят в разряд предательства национальных интересов и конформизм, но в данном случае сохранение добрых отношений с монголами было (осознанно или бессознательно) объективно направлено на благо русского народа.
Толерантная политика привела к сохранению русских земель, их населения. В этой связи следует проводить сопоставление поведения двух русских князей — Александра Невского и Михаила Черниговского. Рассказ о пребывании князей в Золотой Орде вызывает у учащихся восхищение поведением князя Михаила. После этого, целесообразно предложить учащимся спрогнозировать результаты компромиссов и нетерпимости в княжеской политике по отношению к монгольским ханам. Анализ полученных результатов позволяет прийти к самостоятельному выводу о пагубности политики нетерпимости и результативности компромиссов.
Вопрос о «монголо-татарском иге» подводит учащихся  к формированию  толерантности по отношению к носителям иных этнических, религиозных и культурных традиций. Подчеркивая негативные стороны монгольского завоевания, необходимо отметить, что и в этот период происходило взаимообогащение двух резко различных культур, выразившееся в заимствовании русскими системы почтовой связи, организации переписи населения и многого другого.
Рассматривая процессы колонизации восточных окраин Руси в XVI—XVII вв., следует назвать отношения вновь пришедшего русского и местного населения толерантными. Их характер способствовало передаче друг другу навыков ведения хозяйства. Так, в Поволжье это выразилось в распространении культуры земледелия среди чувашей и мордвы. Русские же перенимали местные приемы охоты и бортничества.

Важное  значение для формирования толерантного сознания имеет такой аспект изучения истории, как рассказ о деятельности «нерусских сынов России». Работа в этом направлении начинается с первых уроков изучения отечественной истории. Надо каждый раз акцентировать внимание на  роли «инородцев и иноземцев», отказавшись от ставшего, увы, привычным поиска «врагов» вне границ отечества и вне пределов русской нации. Учащиеся убеждаются, что представители других этносов оставили заметный след в развитии практически всех отраслей государственного устройства, экономики, науки, техники, культуры и искусства (греческие мастера-книжники, западноевропейские врачи и ученые,  архитекторы). Таким образом, урок за уроком учащиеся расширяют понимание сущности толерантности и значение ее проявления в различных аспектах человеческой жизни.
Сложный материал для формирования толерантного сознания представляет история войн: мировых, гражданских, локальных, религиозных. Материал учебника  в основном акцентирует внимание учащихся на ужасах этих явлений, боли и страданиях людей. И это совершенно справедливо. Однако формирование толерантности совершенно не означает воспитания у школьников нетерпимости к захватчикам, проявлениям геноцида и любого насилия над человеческой личностью. Сама толерантность основывается именно на уважении к естественным правам любой личности и не может проявляться к их нарушениям.
При изучении материала о войнах и конфликтах необходимо продолжить работу над формированием толерантного сознания. Для этого следует акцентировать внимание учащихся на фактах проявления толерантности даже в условиях человеческого ожесточения. Так, при изучении материала об Отечественной войне 1812 г. необходимо показать, что даже в условиях наступления французских войск русские люди проявляли толерантность по отношению к человеческой жизни. Об этом говорят документы- учащиеся знакомятся  с приказами по армии, в которых командование требовало не уничтожать пленных французов, а также солдат и офицеров, не оказавших сопротивления.
Аналогичные примеры дают нам и сюжеты, относящиеся к истории Первой и Второй мировых войн.  Особое внимание при изучении данной темы следует уделить вопросу о размещении эвакуированного населения. При объяснении этого материала внимание учащихся акцентируется на том, что эвакуация активно проходила в национальные районы, прежде всего в республики Средней Азии. Туда прибывали люди иной культурно-этнической ориентации, но местное население многое сделало для того, чтобы разместить эвакуированных, обеспечить им определенные условия для жизни и деятельности. Часто особо теплое отношение проявлялось к детям, которые практически все были взяты на воспитание в местные семьи.

Материал школьного курса истории дает возможность рассмотреть такую важную проблему, как терроризм и толерантность.  Задача  учителя показать, что нетерпимость никогда не приводила к достижению поставленной цели, будь это якобинцы времен Французской революции, русские революционные народники 1870-х гг. или современные политические лидеры, проповедующие террористическую борьбу. Исторический опыт применения террора в политической борьбе свидетельствует, что он исключает (или крайне затрудняет) возможность достижения между противоборствующими сторонами конструктивного компромисса. Террор изначально приводит к определенной неустойчивости институтов государственной власти, какими бы несокрушимыми ни казались они со стороны. Изучение проявлений терроризма в политической борьбе должно убедить учащихся, что достижение долгосрочных политических целей невозможно на пути насилия; они реализуются там, где присутствуют уважение к партнерам и понимание их позиций.

Большая роль в  формировании толерантности отводится  при изучении национально-регионального компонента на уроках истории. Знакомство со своей Малой Родиной, ее народами, их традициями и культурой ведет к воспитанию уважения, национальной значимости народов, терпимости.

Формирование  толерантного сознания на уроках обществознания.

Современная российская школа является полиэтническим, биконфессиональным, поликультурным коллективом, поэтому толерантность следует считать непременным условием гармоничного обучения и воспитания. На уроках обществознания есть много программных вопросов, где может происходить межкультурный диалог на ученическом уровне, который способствует коммуникативной открытости. При желании «эпизоды толерантности» можно создавать часто, где несколько минут интересной информации смогут создать эмоциональную отзывчивость и открытость в восприятии другой культуры.

 Такие темы уроков как: «Культура и духовная жизнь общества», «Религии мира», «Социальные взаимодействия», «Гражданское общество и правовое государство», «Социальное развитие и молодежь», «Нации и межнациональные отношения», «Глобальные проблемы современного мира», позволяют учителю корректно развивать уважительное отношение к различным культурам, ценностям, вкусам, позициям. Методических приемов существует множество, они описаны на страницах различных педагогических сайтов (ролевые игры, дискуссии, интервьюирование, ученические проекты). Одной из тем урока обществознания, на которой можно создать «эпизод толерантности», является тема «Религии мира».

 Урок обществознания для 10 класса разработан с использованием мультимедийной презентации.

 Последний этап урока посвящен вопросам толерантности и может быть использован во внеклассной работе. Как формировать толерантную позицию на уроках? Конечно, этот вопрос решается постепенно, поэтапно. (Слайд 1, 2)

 Урок «Религии мира»

Цель: Сформировать представление о религии как о древнейшей сфере духовной культуры и ее значении для современного общества.

 Задачи:

Знакомство с мировыми религиями.

Раскрытие культурообразующей роли религии.

Формирование позитивного отношения к различным конфессиональным течениям, к представителям различных вероисповеданий. Слайд 3.

Тип урока: Изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный.

Средства: мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Санкт-Петербург – город мировых религий», учебник.

Название темы учебного курса: Боголюбов Л.Н. Обществознание: Учебник для 10 класса. Базовый уровень. М. «Просвещение», 2009 г. Гл.3. Духовная культура.

План урока

Религия, ее функции и роль в истории человека и общества.

Архаичные и национально-государственные религии.

 Мировые религии, их особенности.

Толерантность как основа веротерпимого отношения к представителям различных вероисповеданий.

После изучения всех вопросов, раскрывающих сущность религии и религиозных конфессий, можно познакомить учащихся с понятием «толерантность» и совершить заочную экскурсию: «Санкт-Петербург – город мировых религий».

 В начале разговора необходима актуализация знаний учащихся и уточнение необходимых понятий.

 Учитель: (Слайд 4) В последнее время часто используется понятие «толерантность». Его используют в политике, культуре, образовании, даже в быту. Впрочем, и раньше мы нередко говорили о терпимости, и при всех различных толкованиях этого слова, в целом понимали его смысл. Почему именно сейчас стала особо актуальна проблема терпимого отношения к людям иной точки зрения, иной национальности и самосознания?

 Постоянные социальные конфликты, в том числе грозящие перерасти в глобальные, требуют формирования новой культуры отношений, основанной на уважении и принятии чужой культуры.

 (Слайд 5)

 В 1995 году страны члены – ЮНЕСКО принимают декларацию толерантности и Россия соответственно к ней присоединяется. Как вы считаете, почему? Есть ли в нашей стране проблемы с экстремизмом? Давайте приведем примеры из исторического прошлого России и других стран, когда социальная нетерпимость становилась  национальной трагедией.

(Слайд 6) Какими качествами должна обладать толерантная личность?

 Попробуем их перечислить. В тетрадях можно записать предложенные качества со слов учащихся:

 Качества толерантной личности:

Расположение к другим.

Снисходительность.

Терпение.

Доверие.

Умение слушать и «слышать».

Умение владеть собой.

Чувство юмора.

Гуманизм.

 Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся на заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Можно много говорить о толерантности, но этот великий  город, не один век своей историей показывает ее. Санкт-Петербург – город, где разные религии мирно существуют.

 (Слайд 7, 8, 9, 10)

 Прочтем изречения духовных лидеров. В конце нашего урока мы попробуем ответить на вопрос: Как совмещаются общечеловеческие и религиозные ценности?

Давайте познакомимся с храмами нашего города и убедимся, что религиозное многообразие имеет исторические корни и гармонично вписывается в социальные отношения жителей северной столицы.

 (Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16)

(Слайд 17) Выполняем задания. Отвечаем на вопросы. Делаем выводы.

(Слайд 18, 19, 20) Какие должны быть общие принципы политики современных государств в сфере государственно – религиозных отношений? Почему так важна для человека толерантность?

 Итог урока.

Домашнее задание: §10. Подготовить эссе: «Почему современному человеку важно быть толерантной личностью?» На уроках обществознания, факультативах и спецкурсах  можно наиболее активно использовать методические приемы, формирующие толерантное сознание школьников.

Формирование толерантности учащихся  во внеклассной работе.

Классные часы: «Что такое толерантность?», «Как избежать конфликтов?»

Экскурсии по родному городу и городам России.  

Встречи с интересными людьми, ветеранами. Их рассказы, воспоминания, примеры из своей жизни  вызывают в ребятах чувство глубокого уважения и желания быть достойными  этих людей.

Коллективные творческие дела: подготовка плакатов «Мы против насилия», «Наш класс» создание проектов: «Мое путешествие по Древнему миру».

Именно  внеклассная работа и должна привести к такой  цели, как воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия, сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.

При воспитании  толерантности  учитель должен:  воспитывать с любовью и во имя  любви; воспитывать в духе мира; вовлекать в процесс воспитания родителей и общественность; поощрять совместную деятельность; признавать значимость и способности каждого; формировать чувство справедливости; создавать свободную и демократическую атмосферу в классе; быть примером для детей; давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе.

Формирование нравственных ориентиров и основ правовой культуры на уроках истории, обществознания и внеклассной работе. ...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории, обществознания и в процессе внеклассной работы.

    Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стра­не стала все более заметной утрата нашим обществом традици­онно российского патриотического сознания, о необходимости возр...

Методическая разработка "Система патриотического воспитания учащихся на уроках истории, краеведения и во внеклассной работе"

Родина, отечество, родной край, мой дом… Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.От эти...

Использования регионального компонента на уроках истории, обществознания и во внеурочной работе (из опыта работы).

Планомерное и систематическое использование регионального компонента на уроках истории и обществознания  способствует  укреплению связи с малой родиной, воспитанию патриотов родной земли....

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...