Проект "Система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района"
проект на тему

Никитенко Зинаида Дорофеевна

В проекте решается проблема создания единой системы исследовательской деятельности в районе на основе сетевого взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nikitenko_z.d.docx83.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа  п. Тарбагатай

Петровск- Забайкальский район

Забайкальский край

Краевой конкурс авторских инновационных проектов в сфере образования «Реализация системно – деятельностного подхода в образовательном процессе»

Проект

Система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района

Никитенко Зинаида Дорофеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ СОШ п. Тарбагатай

Тарбагатай, 2013г

I. Введение

Актуальность данного проекта  обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в  Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Очевидно, чтобы совершить прорыв к новому качеству образования, необходимо построение различных образовательных моделей, приведение их в соответствие с запросами общества. Одним из решений проблем – создание системы исследовательской деятельности, т.к. инновационное развитие современной школы не мыслится без развития исследовательской культуры  всех субъектов. В то же время анализ проведённых исследований показывает, что целостный подход к организации исследовательской деятельности в условиях сельской школы ещё не получил достаточно полного отражения. Актуальность обусловливает существующее противоречие:

- между требованиями российского общества к качеству образования современных школьников и недостаточной  способностью системы образования сельских школ в полной мере удовлетворять эти требования

В Петровск- Забайкальском районе в исследовательскую деятельность включены  все общеобразовательные учреждения, и каждая школа обладает уникальными ресурсами  и опытом по формированию исследовательских компетенций учащихся.Но образовательное пространство любой школы ограничено, хотя для самореализации учащегося,  его личностного роста требуется  возможность выхода на более высокий уровень. Потенциал школьных научных обществ используется слабо, они существуют обособленно и нуждаются в координации деятельности.  Отсутствие отлаженной системы взаимодействия субъектов муниципальной образовательной сети в эффективном использовании совместных материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых, образовательных ресурсов не позволяет в полной мере обеспечивать каждому школьнику качественное образование. Отсюда  возникает  противоречие  

- между необходимостью исследовательской деятельности для социального, познавательного и личностного развития всех участников образовательного процесса и  отсутствием системы формирования исследовательских компетенций

В связи с этим выявляется проблема создания единой системы исследовательской деятельности в районе на основе сетевого взаимодействия.

II. Стратегический план

2.1.Объект исследования: сетевое взаимодействие

Предмет исследования: система исследовательской деятельности в районе

Гипотеза:

Процесс создания модели системной   исследовательской деятельности в районе будет успешным в том случае,  если будут созданы и апробированы её организационные механизмы.

Цель проекта:

Создать систему исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия как условие повышение качества образования.

Задачи:

- определить  основные  подходы  к  организации  системы  учебно – исследовательской  деятельности

 - подготовить нормативно – правовую базу организации системы исследовательской деятельности в районе;

- создать модель системы исследовательской деятельности в районе;

-проверить эффективность   влияния системы  исследовательской  деятельности на  всех  участников сетевого взаимодействия.

Методы исследования:

1 Эмпирические: анкетирование, наблюдение, экспертная оценка,  опрос,  интервью, методы самооценки, методы психодиагностики,

2. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.

2.2. Модель  системы  исследовательской  деятельности на основе сетевого взаимодействия.

2.2.1 Выбор  и  обоснование  основного  стратегического  подхода

Проект предполагает создание системы формирования исследовательской компетентности учителя и компетенций учащихся на основе сетевого взаимодействия.  Сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными учреждениями по распространению функционала и ресурсов. В такое взаимодействие включены образовательные учреждения Петровск - Забайкальского района, каждое из которых имеет уникальный опыт и ресурсный потенциал. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования.  Эти связи реализуются в формах реального обмена информацией, ресурсами, опытом деятельности, кадрами, технологиями и т.д.

Именно сетевое взаимодействие позволяет построить  систему исследовательской деятельности в Петровск - Забайкальском районе, воплощающей  концепцию интеллектуального развития личности с поисково - исследовательской направленностью.

Поэтому основная идея проекта – развитие личностных, субъектных, познавательных возможностей всех участников  сетевого взаимодействия.

Для реализации этой идеи наиболее продуктивными в личностно- ориентированной парадигме являются системный, деятельностный,  гуманистический подходы. Выделенные подходы послужили теоретико - методологической основой для разработки и обоснования системы.

Инновационная модель проекта реализуется на основании системы принципов: интегративности, демократизации, гуманизации управления, открытости  и гласности, сотрудничества  и соуправления, объективности и полноты  информации.

Реализация проекта возможна при использовании следующих технологий: сетевого взаимодействия, информационно - коммуникационной, исследовательской, проектной технологии.

Ресурсы реализации проекта

Созданию исследовательской развивающей среды способствует:

1. Инновационное пространство РИП «Формирование исследовательской  культуры  всех  участников  образовательного  процесса» Тарбагатайской общеобразовательной школы, деятельность стажировочных площадок МОУ СОШ п. Тарбагатай, МОУ СОШ п. Новопавловка.

2. Введение учебно-исследовательской деятельности с первой ступени обучения (кружки, творческие мастерские («Моя малая родина») и т.д.

3.Наличие банка  исследовательских работ

4. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности

5 МРЦ дистанционного обучения МОУ СОШ п. Тарбагатай

6 Система дополнительного образования.

2.2. 2.Основные  области  и  направления  обратимых  изменений

Первым этапом в выстраивании механизмов взаимодействия - определение проблемного поля - системы исследовательской деятельности. Анализ  выявленных  проблем  позволил выработать совместные цели, определить основные направления, механизмы реализации проекта. На I этапе - это установление контактов для сетевого взаимодействия всех школ района, диагностика потребностей и проблем педагогов и разработка нормативно –правовой  базы     исследовательской   деятельности(Положение об исследовательской  деятельности, Положение о научно- практической конференции «Шаг в науку», Положение о МШНОУ, Положение о смотре – конкурсе программ школьных НОУи т.д.). Создание  научно – методического  обеспечения исследовательской  деятельности предполагает организационное обучение  педагогических  кадров: организацию проблемных семинаров,  научно – практических конференций, проведение  конкурса культурно- педагогических инициатив на статус «Педагог – исследователь» Организационное обучение позволяет системе выйти на уровень обучающейся организации. Главным условием сетевого взаимодействия является активное и систематическое участие каждого. Кроме известных форм   взаимодействия (семинаров, конференций, встреч, мастер- классов), значительную роль для активизации сетевого взаимодействия играет  целенаправленное использование информационно- коммуникативных технологий (от электронной почты до обсуждения проблем на форуме сайта МШНОУ, организация дистанционного  консультирования, создание дистанционного курса « Школа юного исследователя», проведение конкурсов и т.д.)  Создание сетевого сообщества педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, будет содействовать сотрудничеству и диалогу. Такие формы взаимодействия помогут каждому участнику практически ежедневно повышать уровень профессиональной компетентности. Работа  по  организации психологического сопровождения  исследовательской деятельности предполагает  создание системы отслеживания эффективности исследовательской деятельности для личностного роста школьника и педагога. Подобранный диагностирующий инструментарий для определения интересов школьников, уровня мотивации к этому виду деятельности, методика отслеживания удовлетворённости педагогов и учащихся исследовательской деятельностью позволит отслеживать личностный рост личности учащихся и педагогов.

Структурные  компоненты модели системы исследовательской деятельности. Чтобы создать условия для реализации проекта, необходимо структурирование  всех  разрозненных  элементов  учебно – исследовательской  деятельности, существовавших  на  данный  момент  в образовательных учреждениях района,  в единую  систему, определение  их  места  и  роли  в  этой  системе. А это исследовательская деятельность учащихся в рамках урока и во внеурочное время; деятельность школьных НОУ;  развитие профессиональной компетентности педагогов

Исследовательская деятельность учащихся. Среди форм организации исследовательской деятельности, стимулирующих творческую активность учащихся и овладение исследовательскими компетенциями,  выделены главные:

1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.

2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов: курс «Основы исследовательской деятельности», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности .

3. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук.

4. Программы школьных НОУ (каждая школа свободна в выборе направления исследовательской деятельности: краеведческое, экологическое и т.д.)

5.Курс дистанционного обучения «Школа юных  исследователей», позволивший использовать Интернет - ресурсы для развития ключевых компетенций

6. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий (Дом- музей декабристов, школьные музеи, виртуальные музеи и т.д.)

7. Реализация межшкольных проектов (тематические интегрированные проекты по определенной проблеме, социальные проекты) на муниципальном уровне.

8. Проведение муниципальной научно-практической конференции «Шаг в науку», Декабристских чтений, заседаний Совета МШНОУ, краевых  конкурсов«Шаг в будущее», «Юные исследователи Забайкалья»с применением различных форм презентации исследовательской деятельности

Вовлечение школьников в деятельность новых структур позволит увеличить круг взаимодействия, создать условия для их творческого самовыражения и достичь более продуктивных педагогических результатов, положительно влияющих на качество образования учащихся.Такая модель учитывает педагогические возможности  каждой школы как учреждения единой  образовательной системы на основе исследовательского подхода.

Развитие профессиональной компетентности педагогов. Формирование исследовательской компетентности школьников напрямую зависит от уровня компетентности педагогов, поэтому возникла необходимость в параллельной разработке программы формирования исследовательской культуры учителя, его готовности к организации педагогических исследований.

Поэтому создание системы исследовательской деятельности в районе  предполагает:

  • Самообразование каждого педагога;
  •  Создание сетевого сообщества педагогов – исследователей;
  •  Включение педагогов в систему организационного обучения (теоретические и практические семинары, мастер- классы и круглые столы)  по актуальным вопросам  исследовательской деятельности.
  • Повышение ИКТкомпетентности (включение в сетевые проекты, создание блогов, сайтов)
  • более широкое использование современных педагогических технологий и информационных средств обучения;
  • организацию согласованной работы учителей, родителей и специалистов для оказания своевременной эффективной помощи членам межшкольного научного общества «Исследователь»;
  • освоение новых форм внеурочной деятельности, направленных на развитие исследовательских компетенций учащихся;
  • совершенствование материально-технической и учебно-методической базы образовательных учреждений Петровск- Забайкальского района.

2.2.3.Этапы реализациипроекта  

1 этап(2010- 2012г)– организационный

Цель: Разработать организационные  механизмы  для создания системы исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия ОУ.

Задачи:

-  провести анализ  состояния исследовательской деятельности в районе и определить ключевые проблемы;

-  определить состояние исследовательской компетентности педагогов;

- установить контакты со всеми образовательными учреждениями для организации сетевого взаимодействия и определить ресурсы каждой школы;

- подготовить нормативно-правовую базу, обеспечивающую  сетевое взаимодействие для создания системы исследовательской деятельности ( разработать пакет документов: локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов на основе сетевого взаимодействия)

- разработать проект системы исследовательской деятельности и модель педагогического управления в условиях муниципального  научного общества школьников и педагогов;

2 этап(2012- 2014г) – формирующий:

Цель: Создать   и апробировать  модель системы  исследовательской деятельности в районе через деятельность МШНОУ

Задачи:

- разработать программу  МШНОУ,  разработать систему научно-практических конференций школьников, конкурсов на статус «Педагог- исследователь» и др.);

- создать научно- методическое сопровождение (систему организационного обучения педагогов - семинары, круглые столы, мастер- классы, распространение методических пособий, рекомендаций, консультирование и др.);

- подготовить информационно – технологическое обеспечение (создание сайта МШНОУ, дистанционного курса «Школа юного исследователя»);

- выявлять затруднения в реализации исследовательской деятельности; разработать  методические  рекомендации  по развитию исследовательских компетенций школьников: «Педагогу- исследователю», «Школьнику- исследователю».

- модернизировать учебно - материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих сотрудничеству и диалогу всех участников сетевого взаимодействия;

- разработать механизмы стимулирования педагогов, активно участвующих в инновационной деятельности,  и учащихся

3 этап(2014-2015г) – обобщающий:

Цель: Проверить  эффективность созданной модели системы исследовательской деятельности в районе

 Задачи:  

- провести анализ результатов диагностического  исследования реализации проекта;

- создать архив надпредметного педагогического опыта по значимым для педагогов проблемам;

- создать архив достижений и совместного творчества через создание открытых проектов учащихся, педагогов, родителей;

- осуществить диагностику сформированности  ключевых компетенций учащихся; критериев результативности сетевого взаимодействия педагогов;

- осуществить  диагностику использования информационных, проектно- исследовательских, коммуникативных технологий всеми участниками единого образовательного пространства.

2.3Управление проектом.

Модель   системной учебно- исследовательской деятельности  позволяет  планировать  и  осуществлять  более гибкое  управление  каждым структурным  компонентом:  управление  исследовательской деятельностью  учащихся  на  уроке  и  во  внеурочное  время, управление  деятельностью школьных НОУ,   управление развитием профессиональной компетентности педагогов.

Координационным центром, обеспечивающим управление научно – исследовательской деятельностью, стало муниципальное научное общество учителей и учащихся «Исследователь».  Межшкольное научное общество – это сетевая  организация школьных научных обществ. Оно не строится на подчинённости, а организуется посредством общего интереса и   является добровольным обществом учащихся и учителей образовательных учреждений Петровск - Забайкальского района, регулярно занимающихся учебно - исследовательской, проектной и творческой деятельностью.

Высшим органом межшкольного научного общества «Исследователь»является  районная научно- практическая конференция

1.Общее  руководство совместной  научно – исследовательской  деятельностью учащихся и учителей  осуществляет Совет межшкольного научного общества учащихся и учителей «Исследователь». Совет осуществляет руководство  исследовательской  деятельностью  учащихся, разработку  методического  инструментария для  установления  эффективности проводимых  нововведений, результатов  исследований; установление  и  развитие  творческих связей и контактов в  интересах  совершенствования  работы. Руководство и координация исследовательской деятельности осуществляется в соответствии с сетевым планом, утверждённым на заседании Совета научного общества. В Совет входят руководители школьных научных обществ(педагоги), которые являются координаторами исследовательской деятельности в образовательных  учреждениях, и представители ученических научных советов.

2.Экспертный Совет осуществляет подготовку,  проведение научно- практических конференций, олимпиад, даёт экспертную оценку межшкольных проектов. Экспертный Совет включает председателей экспертных комиссий по секциям: секция начальных классов, естественнонаучная, гуманитарная, физико–математическая, историко - краеведческая, информационно- технологическая.

3. Работа педагогических лабораторий. Основными структурными подразделениями межшкольного школьного научного общества «Исследователь» являются секции по предметам на трёх ступенях обучения:I ступень –2-4 классы; II ступень -5-8 классы; III ступень – 9-11 классы

Поэтому работа педагогических лабораторий организована на трёх ступенях обучения: «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников: итоги, проблемы, пути их решения»;

 «Проектная и исследовательская деятельность учащихся  второй ступени обучения: итоги, проблемы, пути их решения»;

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся старшей школы: итоги, проблемы, пути их решения».

«Психолого - педагогическое сопровождение исследовательской деятельности»

В педагогические лаборатории объединяются учителя, которые откликнулись на создание системы исследовательской деятельности в районе. В задачи педагогических лабораторий входит изучение проблемы, отслеживание результативности  работы, пропаганда результатов и выработка рекомендаций для педагогов. Главной функцией педагогических лабораторий является апробация технологий, обеспечивающих  единую систему исследовательской деятельности. Психологическая служба отслеживает личностный рост школьника в ходе исследовательской деятельности и обеспечивает  психологическую поддержку педагогам. Модель системной исследовательской деятельности позволяет планировать  и осуществлять более гибкое управление каждым структурным  компонентом: управление исследовательской деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время, управление деятельностью школьных НОУ, управление развитием профессиональной компетентности педагогов.

Модель управления системой исследовательской деятельности в районе

      Районная научно-практическая конференция

Совет МШНОУ

Экспертный Совет

Творческие лаборатории         ШНОУ         Творческие мастерские

Педагогические лаборатории

Информационный банк идей

         

2.4.Ожидаемые результаты:

Система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия, которая позволит  формировать исследовательскую компетенцию всех участников сетевого взаимодействия, способствующую их эффективной социализации.

  1.  Критерии и показатели модели.

        Результативность реализации системного развития исследовательской деятельности учащихся оценивается через характеристику мобильности субъектов. Критериями и показателями развития мобильности школьников являются: 1)индивидуальный интеллектуальный рост школьников в образовательном процессе; 2)уровень коммуникативной культуры учащихся;3)наличие творческих достижений; уровень представления продуктов исследовательской деятельности;4)наличие мотивации у школьников к саморазвитию и самореализации в исследовательской деятельности;5)активная жизненная позиция. Критериями развития мобильности педагогов являются: 1)освоение новых форм, методик, технологий исследовательского обучения и воспитания, внедрение педагогических инноваций;2) уровень представления продуктов исследовательской деятельности, их практическая значимость для решения проблем обучения и воспитания учащихся;3)участие педагогов в опытно-экспериментальной работе,  в различных профессиональных конкурсах; Критериями развития мобильности образовательного учреждения являются:1)готовность к обновлению;2)результативная инновационная, опытно-экспериментальная деятельность; 3)открытость школы, взаимодействие с профессионально-педагогическим сообществом.

В качестве критериев сформированности исследовательских компетенций использованы критерии и показатели  автора Макотровой Г.В 1)Мотивация исследования (интенсивность потребности к познавательной деятельности; осознание ценности исследования; увлечённость процессом исследования).2) Научный стиль мышления (осмысление структурных элементов собственных исследовательских действий; следование  нормам и требованиям научного  стиля мышления; обобщение предметного и операционного результатов исследования)3) Технологическая  готовность к исследованию (освоение понятийного аппарата исследуемого  вопроса; владение  умением использовать  методы  научного  познания; соблюдение правил научной  организации труда).4) Творческая активность личности учащегося ( уровень  лабильности, способности к самостоятельному обучению; степень знакомства с историей науки и её современными проблемами; умение поддерживать научное общение)

2.6. Обоснование  жизнеспособности  проекта и его результатов

Созданная система исследовательской деятельности на основе сетевого взаимодействия школ района поможет использовать профессиональные возможности и интеллектуальный потенциал педагогов из разных учреждений для взаимного обучения, сотрудничества,  обмена опытом. «Каждый педагог есть уникальный ресурс, повышающий свою профессиональную компетентность за счёт общих ресурсов». Проект даст возможность участвовать в системе новых партнёрских отношений, искать новые позиции творчества, демонстрировать свои находки.

Риски проекта

Риски

Минимизация рисков

1.Стереотип мышления, выжидающая позиция

Создание творческого настроя, проведение  разъяснительной работы, материальное стимулирование

2.Риск медленного овладения  методологией научного исследования

Система организованного обучения. Самообразование и взаимообучение.

3.Попытка управлять деятельностью административными методами

Создание новых форм взаимодействия

4.Слабая координация действий разных структур, участников управления на разных уровнях

Вовлечение в совместную деятельность, использование возможностей Интернет- ресурсов, сайтов образовательных учреждений

5.Недостаточная оснащённость материально- технической базы школ

Совместное использование имеющихся ресурсов партнёров

6.Пассивность и недопонимание родителей

Создание группы родителей, поддерживающих деятельность МШНОУ

7. Удалённость от научных центров

Организация взаимодействия с ВУЗами, институтами повышения квалификации

III. План реализации проекта

План реализации проекта на 1 этапе

Содержание

Сроки

Ответственные

11.

Создание нормативно- правовой базы разработки модели системы исследовательской деятельности.

Сентябрь- октябрь 2010г

Руководитель МШНОУ

22.

Обсуждение инициативы по созданию МШНОУ с руководителями ОУ Петровск- Забайкальского района

Октябрь 2010г

Горюнова  Н. Н.- главный специалист КОДМиД

33.

Организация работы семинара для педагогов «Сетевое взаимодействие как условие формирования исследовательской культуры»

Декабрь 2010г

Горюнова  Н. Н.- главный специалист КОДМиД, Совет МШНОУ

44.

Создание программы тренинговых занятий для учителей и учащихся с целью развития мотивационной сферы личности.

2010-2011г

Руководители Педагогических лабораторий

55.

Организация  Совета МШНОУ «Исследователь»

Ноябрь 2010г

Руководитель МШНОУ

6

Диагностика потребностей педагогических кадров в совершенствовании знаний по формированию исследовательской компетентности школьников

2010-2011гг

Руководители Педагогических лабораторий

77.

Разработка критериев оценки уровня сформированности исследовательской компетенции учащихся

2011г

Совет МШНОУ

План реализации  проекта на 2 этапе

Содержание

Сроки

Ответственные

11.

Разработка нормативных документов, обеспечивающих деятельность МШНОУ

Октябрь 2012г

Руководитель МШНОУ

22.

Создание Экспертного Совета

Ноябрь2012г

 Совет МШНОУ

33.

Семинар«Исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Декабрь 2012г

Руководитель МШНОУ, Совет МШНОУ

44.

Проведение смотра- конкурса программ школьных НОУ

Январь 2013г

Руководитель МШНОУ, Совет МШНОУ

55.

Создание курса дистанционного обучения учащихся « Школа юного исследователя»

2013г

 Никитенко З.Д,

66.

Консультирование педагогов учителями - исследователями

2012-2013г

Руководитель МШНОУ, Совет МШНОУ

77.

Проведение научно- практической конференции «Шаг в науку»

Апрель

Экспертный Совет

88.

Участие учащихся в конкурсах, в научно-практических конференциях (краевых, всероссийских)

2012-2013г

Экспертный Совет

99.

Подготовка и апробация учителями программ элективных курсов, кружков, творческих мастерских, творческих лабораторий «Основы исследовательской деятельности»

2012-2013г

НМС ОУ

110.

Создание сайта МШНОУ «Исследователь»

Октябрь2013г

Руководитель МШНОУ

111.

Выявление опыта и недостатков, внесение коррективов, определение круга задач на будущее

Апрель 2013

 Совет МШНОУ

112.

Конкурс культурно- образовательных инициатив на статус «Педагог- исследователь»

Февраль 2013

Методист КОДМиД

Шишмарёва С.Л,

113.

Семинар «Совершенствование исследовательской деятельности в рамках интеграции дополнительного и общего образования»

Ноябрь 2013г

Методист КОДМиД НемковаМ.А.

       

  План реализации  проекта на 3 этапе

Содержание

Сроки

Ответственные

11.

Сравнительный анализ результатов на  этапах реализации проекта        

2015г

Руководитель МШНОУ

22.

Проведение открытых уроков, открытых занятий кружков, творческих мастерских.

2014-2015г

НМС  ОУ

33.

Проведение диагностики и обобщение реализации проекта

2015г

Совет МШНОУ, психологи

44.

Организация и осуществление учебных проектов, исследований, их методическое описание и анализ

2014-2015г

НМС  ОУ

55.

Создание банка инновационного опыта

2015г

Совет МШНОУ

56.

Создание банка данных медиаресурсов (презентации, пособия и т.д.)

2014-2015г

Руководители Педагогических лабораторий

Использованная литература

1. Адаховский Б.А. Научное общество учащихся – содействие развитию пытливого взгляда на мир/Исследовательская работа школьников.- 2005. - №4

2. .Карпов О.А. Исследовательское образование как новая педагогическая парадигма // Одаренный ребенок.-2010.- № 5. -С. 6-32.

3.Леонтонович А.В. Организационно – содержательные проблемы развития исследовательской деятельности учащихся: Сб. ст. – М., 2006

4.Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2009.- №4.

5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2010-  №1.

Приложение I                                                            

Положение

о межшкольном научном обществе учащихся и учителей

Петровск - Забайкальского района Забайкальского края

1. Общие положения.

1.1. Межшкольное научное общество - особая форма организации совместной деятельности учителей  по реализации творческого потенциала учащихся. Оно является добровольным обществом учащихся и учителей школ района, регулярно занимающихся учебно-исследовательской, проектной и творческой деятельностью.

1.2. Высшим органом научного общества является собрание, которое проводится один раз в год после научно-практической конференции. На собрании подводятся итоги работы и избирается совет общества на следующий год.

1.3. Коллегиальным органом управления научным обществом является совет, в состав которого входят представители научных обществ школ.

1.4. Координацию деятельности школьных научных обществ осуществляют заместители директора по научно-методической работе.

1.5. Научно-практическая конференция научного общества проводится ежегодно в апреле.

 2. Цель межшкольного научного общества:  Создание условий для личностной самореализации учащихся на основе их интеллектуального и духовного развития в процессе творческой научно – исследовательской деятельности.  

Задачи МШНО.

Задачами научного общества являются:

  • выявление наиболее одарённых школьников в различных областях науки;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • активное включение школьников в процессы самообразования, саморазвитие;
  • совершенствование у учащихся умений и навыков самостоятельной работы, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки;
  • организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников;
  • воспитание у учащихся активной гражданской позиции и высоких нравственных качеств.

     3. Содержание работы МШНО.

3.1. Содержанием работы МШНО со школьниками является:

  • создание банка данных о творческих способностях учащихся каждой школы, их одарённости;
  • разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых и наиболее подготовленных учащихся;
  • обучение школьников работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования;
  • оказание помощи учащимся в проведении экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности;
  • организация индивидуальных и групповых консультаций, промежуточного и итогового контроля учебных исследований и проектов школьников;
  • рецензирование исследовательских, творческих и проектных работ учащихся при подготовке их к участию в межшкольной конференции;
  • подготовка, организация и проведение межшкольной научно-практической конференции.

3.2. Содержанием работы МШНО с педагогами является:

  • утверждение тем методических исследований педагогов школ по проблематике «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся», их консультирование и заслушивание отчётов о результатах методических исследований;
  • проведение обучающих семинаров для учителей.

     4. Права и обязанности членов межшкольного научного общества.

4.1. Членами МШНО могут быть учащиеся, изъявившие желание работать в объединении, проявившие склонность к научному творчеству, а также педагоги- руководители учебно-исследовательских работ и проектов.

4.2. Член МШНО имеет право:

  • работать в одной - двух творческих группах;
  • выбирать форму выполнения учебно-исследовательской работы и учебного проекта;
  • получать необходимую консультацию у своего руководителя;
  • вести учебно-исследовательскую и проектную деятельность по индивидуальному графику;
  • выступить с окончательным вариантом работы на секции внутри школы и на межшкольной научно-исследовательской конференции;
  • представлять свою работу, получившую высокую оценку на межшкольной конференции, на областных конференциях;
  • лучшие члены научного общества по итогам года награждаются дипломами и грамотами, представление к награждению проводит Совет МШНО.

4.3. Член МШНО обязан:

  • активно работать в творческих группах, участвовать в конференциях;
  • самостоятельно углублять знания по избранной области науки, техники и искусства, участвовать в их пропаганде среди учащихся;
  • строго соблюдать сроки выполнения учебно-исследовательской работы, проекта;
  • выполнять требования к оформлению учебно-исследовательской работы, проекта.

 4.4. Педагог-руководитель учебно-исследовательской работы или проекта учащегося, которые получили высокие оценки, имеют право на поощрение.

    5. Обязанности руководителя ученической исследовательской работы.

К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы относятся:

  • составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе анализа степени изученности тех или иных вопросов;
  • оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;
  • составление рабочих программ исследований;
  • текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;
  • контроль выполнения основных этапов исследовательских работ;
  • методическая и организационно-техническая помощь в составлении отчётов об исследовательской работе, в изготовлении наглядных пособий;
  • выработка рекомендаций по применению результатов исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;
  • оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, конкурсах творческих работ.

6. Структура межшкольного научного общества учащихся и учителей.

Межшкольное научное общество включает  в себя творческие группы учащихся и учителей, объединённых в секции по различным областям знаний.  МШНО предполагает работу следующих секций:

- физико-математической (физика, математика, информатика);

- естественнонаучной (химия, биология, география, экология);

- гуманитарной (лингвистика, литературоведение, история,         обществознание, краеведение, экономика, культурология).

Приложение II

Положение

     о муниципальной научно- практической конференции «Шаг в науку»

I. Общие положения

1.1.Муниципальная научно-практическая конференция учащихся  «Шаг в науку» организуется и проводится ежегодно в конце учебного года (апрель).

1.2. Участниками конференции являются учащиеся 2-11 классов, члены школьных научных обществ Петровск – Забайкальского района Забайкальского края

 II. Цели и задачи конференции

2.1. Развитие научного творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности.

2.2.Демонстрация достижений учащихся и пропаганда научно-исследовательской деятельности.

2.3.Повышение коммуникативной культуры школьников.

2.4.Приобщение учащихся к миру науки.

 III. Порядок представления исследовательских работ на конференцию

3.1. Решение о представлении работы на муниципальную конференцию «Шаг в науку» принимается на заседании Совета ШНОУ на основании отзывов и рекомендаций научного руководителя работы, на основании выступления учащегося  на школьной научно- практической конференции

3.2. Все работы, представленные для участия в конференции, должны соответствовать требованиям к содержанию и оформлению ученической исследовательской работы .

3.3. Работы предоставляются для рассмотрения жюри не позднее, чем за 20 дней до начала конференции.

IV.  Содержание работы конференции

4.1.Содержательная деятельность конференции определяется на основе работы предметных секций:

- физико-математической (физика, математика, информатика, экономика);

- естественнонаучной (химия, биология, география, экология);

- филологической (лингвистика, литературоведение,  культурология, иностранные языки);

- историко- краеведческой( история,  обществознание, краеведение)

V. Технология проведения конференции

5.1. Общее руководство конференцией осуществляют члены оргкомитета : Совет МШНОУ, руководители школьных научных обществ, которые организуют работу по подготовке и проведению конференции, формируют предметные жюри, утверждают программу, список участников, смету расходов и т.д.

5.2. Работа конференции осуществляется в 3 этапа:

 1 этап - школьные научно - практические конференции;

 2 этап - заседания экспертных комиссий по анализу и отбору          

   представленных на НПК материалов; составление плана работы секций;

3 этап - научно- практическая конференция «Шаг в науку»

 Для руководства работой секций, оценки работ, подведения итогов   формируются экспертные комиссии;

5.3. Работа конференции предусматривает публичные выступления участников на предметных секциях с докладами о результатах собственной исследовательской деятельности. Регламент выступления: публичная защита работы (продолжительность до 7 минут), дискуссия (продолжительность до 5 минут).

5.4. По окончании работы предметных секций проводятся заседания предметных жюри, на которых работы участников и их выступления оцениваются в соответствии с критериями оценки ученических исследовательских работ

5.5. Все решения жюри протоколируются, подписываются членами жюри, являются окончательными.

5.6. Итогом работы конференции является публичное оглашение результатов, анализ работы секций, награждение участников конференции.

VI. Награждение:

Все участники НПК «Шаг в науку» получают грамоты по различным номинациям.

                                                                                                             Приложение III

Положение

о проведении районного смотра – конкурса программ

Школьных Научных Обществ Учащихся

Районный конкурс программ Школьных Научных Обществ Учащихся        проводится в целях повышения интереса к учебно- исследовательской деятельности в общеобразовательных учреждениях, обновления содержания и структуры деятельности Школьных Научных Обществ Учащихся( далее ШНОУ), выявления и пропаганды передового общества по данному направлению и в рамках реализации муниципальной программы « Талантливые дети».

Организаторы конкурса

Конкурс проводится Комитетом образования  Петровск- Забайкальского района. Для подготовки и проведения конкурса создается оргкомитет, в состав которого входят работники РУО, РЦРУ, представители ОУ.

При оргкомитете работает экспертный Совет. Функции экспертного Совета:

- Анализирует программы;

-Определяет программы- победители;

-Представляет в оргкомитет информацию об итогах конкурса.

Главные цели и задачи конкурса

-Привлечение внимания педагогической общественности к важности создания и функционирования ШНОУ в образовательном учреждении

-Выявление и распространение наиболее актуальных и перспективных программ

-Повышение творческой активности педагогов

- Обмен накопленным опытом работы по созданию и развитию ШНОУ с учетом современных социально- экономических и психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности подростков

-Поддержка и стимулирование деятельности образовательных учреждений, создающих условия для удовлетворения интересов обучающихся к научно- исследовательской деятельности

-Создание информационного банка программ ШНОУ.

Участники конкурса        

Педагогические коллективы общеобразовательных учреждений, где действуют ШНОУ.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проводится с октября 2012 года по январь 2013 года в 3 этапа.

1 этап-школьный: программа проходит «внутреннюю» экспертизу и представляется в оргкомитет с рецензией методсовета школы и заключением администрации ОУ о выдвижении данной программы для участия в конкурсе с краткой аннотацией, в которой отмечается новизна и характер представляемых материалов, степень апробации.

Сроки проведения: октябрь- ноябрь 2012г

2 этап- районный: экспертный Совет проводит отбор программ для участия в финале конкурса

Сроки проведения: декабрь 2012г - январь 2013г.

3 этап-финал конкурса: проводится открытая защита программы, которая может проходить в виде выступления, презентации и т. д.

Сроки проведения - январь2013г.

Требования к содержанию и оформлению материалов

Содержание программ должно быть направлено на :

- создание условий для творческой , научно-исследовательской деятельности обучающихся под руководством специалистов высокой квалификации в различных образовательных областях.

- развитие мотивации личности к познанию.

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

-создание условий для социального, профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в сферу мировой и отечественной науки.

Структурные элементы программы

-Титульный лист

-Пояснительная записка

-Учебно- тематический план

-Содержание программы

-Методическое обеспечение программы

-Список литературы

Подведение итогов конкурса

Все участники конкурса получают Свидетельство участника. Призеры получают Дипломы, благодарственные письма КОДМиД.

Приложение IV

Положение

о I  муниципального конкурсе культурно-образовательных инициатив

  1. Общие положения

1.1.  Муниципальный конкурс культурно-образовательных инициатив проводится с целью реализации муниципальной   целевой программы «Развитие муниципальной системы образования», содействия формированию современной модели образования, обеспечения поддержки инновационного педагогического движения, выявления результативного педагогического опыта, повышения качества образования.

1.2. В конкурсе вправе участвовать образовательные учреждения, творческие группы педагогов, авторы учебных и воспитательных программ и проектов.

1.3. Под культурно-образовательной инициативой (далее - инициатива) понимается деятельность образовательного учреждения, , педагогических сообществ (объединений, творческих групп), педагогов  по реализации инновационных образовательных проектов (программ), имеющих существенное значение для реализации основных направлений государственной политики Российской Федерации, Забайкальского края, а также инициативных проектов (программ),  направленных на решение актуальных и перспективных задач развития образования в районе.

1.4. По итогам конкурса культурно-образовательных инициатив приказом КОДМиД присваивается статус а) педагога – исследователя  педагогам – авторам  инновационных проектов согласно  положению о педагоге – исследователе ( Приложение 2),  представившим промежуточный или итоговой отчет о ходе и результатах опытно-экспериментальной работы, а также педагогам- авторам инновационных проектов, имеющим позитивные результаты работы по основным направлениям инновационного развития образования, заслужившим общественное признание в районе.

б) кандидата на статус педагога- исследователя педагогам – авторам инновационных проектов, зарегистрированным в установленном порядке, разработавшим и реализующим инициативные проекты (программы) инновационной деятельности и оформленные в соответствии с требованиями к инновационному проекту.

II. Сроки и порядок проведения конкурса

           2.1. Конкурс проводится с 21  января 2013 г. по 15 февраля  2013 г. в три этапа:

  • I этап (разработка и оформление проекта) – с .21 01 2013 по 05 02 .2013г.
  • II этап (заочная экспертиза проекта) – с 05 02    по  15 02   2013 г.;
  • III этап – заключительный (очная экспертиза проекта) –  15. 02 2013

2.3. В муниципальную  экспертную организацию (комиссию) представляется заявка и текст проекта (в 2 экз.) в печатном варианте и электронная копия проекта.

Заявка должна содержать следующие сведения:

  • изложение сути инициативы, обоснование ее значимости для развития системы образования района,
  • наименование, местонахождение (юридический, фактический адрес, контактные телефоны) образовательного учреждения, на базе которого планируется осуществление инновационной деятельности;
  • цели, задачи и основную идею (идеи) программы, обоснование её значимости для развития системы образования в Забайкальском крае;
  • программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, средства  контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и учебно-методических разработок по теме проекта и программы, способы распространения и введения результатов инновационной деятельности в массовую практику;
  • календарный план реализации  проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов) 
  • обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, перспективы применения инновационного опыта, включая механизмы его (её) ресурсного обеспечения.

2.4 III этап (очный) конкурса проводится в 15 02 2013 г в МОУ СОШ п. Тарбагатай  в форме презентации для претендующих на статус педагога – исследователя.  Командирование участников осуществляется за счет направляющей стороны.

2.5. Требования к оформлению конкурсных материалов.

     Для набора текста, таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Параметры текстового редактора: поля - верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.0 см, шрифт Times New Roman, высота 12-14, межстрочный интервал – одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25. Список литературы обусловливается наличием цитат или ссылок. Оформлять ссылки в тексте на соответствующий источник следует в квадратных скобках. Использование автоматических постраничных ссылок не допускается. Объем до 15 страниц.

     Оформление презентации в Power Point,

Представленные на конкурс материалы возврату не подлежат.

2.6. Для оценки значимости инициативы, качества инновационного проекта (программы), уровня готовности к реализации проекта автора заявки, оценки значимости полученных результатов создаются экспертные группы. Руководители (координаторы) экспертных групп утверждаются руководителем экспертной организации.  

III. Подведение итогов конкурса

            3.1. На основании результатов трех этапов конкурса уполномоченная организация (экспертная комиссия, орган) вносит предложения в КОДМиД о присвоении педагогам – авторам инновационных проектов статуса  педагога- исследователя, , кандидата на статус педагога – исследователя, участникам конкурса, выдержавшим требования экспертизы.

3.2. По итогам конкурса»  все участники  получают сертификаты.

                                                                                                           Приложение 2

                                   Положение о педагоге - исследователе

1 Общие положения.

1.1  Статус педагога исследователя вводится как дополнительная к квалификационной категории характеристика педагогов и руководителей образовательного учреждения в целях стимулирования и мотивации инновационной деятельности.

1.2 Статус педагога – исследователя присваивается педагогам и руководителям ОУ, имеющим положительные стабильные результаты собственной работы и осуществляющим эффективную исследовательскую работу, а также имеющим авторитет в профессиональном сообществе.

1.3.Педагогом –исследователем может быть призван педагог ( руководитель), имеющий, как правило, высшую квалификационную категорию, а также опыт разработки и реализации программы исследовательской работы или собственную авторскую программу.  ( пособие, рекомендации) успешно  прошедшие  экспериментальную проверку и имеющую положительное экспертное заключение.

Обязательными условиями признания педагога ( руководителя) в качестве педагога- исследователя является ( в совокупности):

а) организация творческой, исследовательской работы учащимися ( для педагога) и ( или) с педагогам ( для руководителя) с наличием положительных результатов;

б) участие в повышении квалификации педагогических ( руководящих) кадров ( в качестве лектора, руководителя семинара, мастер- класса, стажировки и т.п.)

в) публикации (статьи, пособия, рекомендации и т.п.)

1.4 Статус педагога- исследователя присваивается приказом по школе  по КОДМиД  на основании экспертного заключения и с учётом мнения профессиональных объединений педагогов. (экспертного совета, конкурсного жюри, методического объединения)

2 Механизм присвоения статуса педагога- исследователя.

2.1 Заявка на присвоение статуса педагога- исследователя направляется в Экспертный совет

К заявке прилагаются:

-авторский проект, программа ( пособие, рекомендации) с рецензиями и анализом результативности использования.

- авторская программа  исследовательской работы

- список печатных работ (с указанием степени авторства, названия, источника публикации с выходными данными, объёма печатной работы)

2.2 Организуется экспертиза проекта, программы ( заочная, очная)

2.3 Решение о представлении статуса педагога – исследователя  принимается большинством голосов членов Экспертного  совета.

2.4 Статус педагога- исследователя вводится на срок не более, чем на 5 лет.

Продление срока производится при следующих условиях:

а) необходимости развития исследовательской работы по актуальным проблемам, выявленным в ходе предыдущей работы;

б) необходимости плановой работы по распространению инновационного опыта в организованных формах (курсы, семинары, стажировки)

2.5 Досрочное снятие статуса педагога- исследователя может быть произведено в случае явного и грубого несоответствия хода и результатов работы заявленной педагогом – исследователем  программе или фактического прекращения работы, или непредставления установленной отчётности или отказа от прохождения экспертизы.

3 Права и обязанности педагога – исследователя.

3.1 Педагог – исследователь имеет права:

- на создание творческой лаборатории;

- на руководство проблемным семинаром;

-на организацию и проведение авторских курсов и стажёрских практик по направлению своей исследовательской работы.

3.2 Оплата  за инновационную работу производится в соответствии с положением о стимулирующих надбавках ОУ.

3.3 Педагог – исследователь обязан:

- осуществлять инновационную деятельность в соответствии с заявленными целями и задачами и программой действий;

- обеспечить мониторинг эффективности реализации своей программы;

- представлять по итогам года отчёт об инновационной деятельности, один раз в два года проходить экспертный контроль качества реализации программы исследовательской работы, авторской программы, проекта.

- своевременно информировать Совет по ОЭР об изменениях, вносимых в программу  деятельности по реализации проекта, если они носят принципиальный характер и затрагивают цели, задачи и планируемые результаты программы;

-обобщать и оформлять результаты инновационной деятельности в форме, готовой к распространению (программы, пособия и т.д.)

Приложение 3

Критерии оценки проектов на заочном этапе:

- актуальность избранной проблемы (аргументированность; значимость данной темы для развития системы образования Забайкальского края);

- логика целевых установок;

- содержательная проработанность и научная обоснованность;

- наличие инновационного замысла проекта;

- полнота представленных ресурсов, их анализ;

- реалистичность внедрения проекта (планирование времени);

- экономическая обоснованность (смета проекта),

- оценка эффективности результатов проекта;

- устойчивость проекта (риски проекта).

Презентация инновационного проекта - 5-7 минут.

 Критерии оценки инновационного опыта на очном этапе (финале) конкурса:

-  инновационность проекта, соответствие приоритетным направлениям развития образования Забайкальского образования, актуальность и уникальность проекта, новизна предлагаемых решений, преимущества проекта по сравнению с другими аналогами;  

- четкость формулировки целей, задач проекта - умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность, умение формулировать цель, задачи;

- логичность и доступность изложения, речевая культура, способность вызвать интерес у аудитории, аргументированность;

- эрудиция докладчика;

- полнота ответов, убедительность, готовность к дискуссии, наличие собственной позиции и умение ее отстаивать.

                                       

Заявка

на участие в муниципальном  конкурсе авторских инновационных проекте

Информационная карта участника муниципального конкурса  авторских инновационных проектов в сфере образования  

                                                                             Иванов        ____                                .

(фамилия)

Иван Иванович___                            .

(имя, отчество)

(___________________________________________________)

(муниципалитет)

1. Общие сведения

Дата рождения (день, месяц, год)

Место рождения

2. Работа

Место работы (наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом)

Занимаемая должность

Преподаваемые предметы

Классное руководство в настоящее время, в каком классе

Общий трудовой и педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

Квалификационная категория, год присвоения

Награды (наименования и даты получения)

Преподавательская деятельность по совместительству (место работы и занимаемая должность)

3. Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования

Специальность, квалификация по диплому

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименования образовательных программ, модулей, стажировок и т. п., места и сроки их получения)

Основные публикации (в т. ч. брошюры, книги)

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях, объединениях (наименование, направление деятельности)  

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных программ и проектов (с указанием статуса участия)

5. Профессиональные ценности

Педагогическое кредо участника

Почему нравится работать в школе

Профессиональные и личностные ценности, наиболее близкие участнику

Любимое изречение, афоризм, пословица, поговорка.

        (_______________________)                        _____________________

              (подпись)                                                   (фамилия, имя, отчество участника)     

«____» _________ 20___ г.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"

Программа экспериментальной работы "Организация профильного обучения на основе сетевого взаимодействия муниципальных образовательных учреждений"...

Профессиональная социализация молодых – выпускников педагогических вузов – на основе сетевого взаимодействия.

Ситуация 2012 года показывала острую необходимость создания системы профессиональной социализации молодых специалистов, ее апробирования и постепенного внедрения в практику работы педагогических вузов...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

Развитие исследовательского творчества школьников в процессе сетевого взаимодействия "школа - вуз - НИИ"

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия 151 школы г. Нижнего Новгорода, Миниского университета и научных структур России...

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В практике образования Кемеровской области уже есть примеры, когда отдельные элементы основной образовательной программы  общего образования предлагаются к освоению нескольким образовательными уч...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...