Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
методическая разработка на тему

Хявгя Ольга Владимировна

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.

Чтобы сформировать  читательскую компетенцию школьника нужно поставить перед собой следующие задачи:

1.Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста.

2.Развитие устной и письменной речи, овладение  речевой и коммуникативной культурой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка

Приемы

формирования смыслового чтения

Составила учитель математики  

МОУ Иванковской СОШ

Хявгя Ольга Владимировна

2015

Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Ведь мы живём в условиях изобилия информации, следовательно,  извлечение нужной информации и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно достичь успехов. 

Чтобы сформировать  читательскую компетенцию школьника нужно поставить перед собой следующие задачи:

1.Формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста.

2.Развитие устной и письменной речи, овладение  речевой и коммуникативной культурой.

Средством достижения задач выступают:

  • приёмы освоения текста до чтения
  • приёмы освоения текста во время чтения
  • приёмы освоения текста после чтения

Следующие виды работ можно использовать при работе с текстом:

  • Чтение произведения и определения его жанра.
  • Чтение и пометка непонятных слов.
  • Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
  • Чтение и рисование рисунка к прочитанному.
  • Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.
  • Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  • Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).
  • Чтение, деление текста на части.
  • Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.
  • Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
  • Чтение текста и сбор пословицы из слов.
  • Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
  • Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  • Чтение по ролям.
  • Чтение по ролям диалога,  исключая слова автора.
  • Чтение с последующей  инсценировкой  прочитанного отрывка.
  • Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой и т.д.
  • Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однокоренными членами предложения.
  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.
  • Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  • Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.
  • Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».
  • Чтение текста голосом героя.
  • Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.
  • Чтение стихотворения и пересказ его прозой.
  • Чтение и подбор из текста слов – признаков.
  • Чтение и объяснение одним предложением значение слова.
  • Чтение и дописывание предложений словами из текста.
  • Чтение и вписывание в предложения подходящих по смыслу слов.
  • Чтение и выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.
  • Чтение и разгадывание (составление) кроссвордов.
  • Чтение, заполнение схемы и выделение красной стрелкой тех, к кому герой произведения относился с любовью, а синей – кого не любил.
  • Чтение и заполнения таблиц словами из текста.
  • Чтение и выполнение (составление) тестовой работы.
  • Чтение и раскрашивание картины, используя Краски художника – Осени.
  • Чтение, пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.
  • Чтение. Перемена ударного слова в предложении, перемена порядка слов, изменение жестов.
  • Чтение и пересказ от лица героя произведения.
  • Чтение, представление и описание героя произведения.
  • Чтение сказки и изменение хода событий.
  • Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
  • Чтение, придумывание продолжения рассказа.
  • Чтение, придумывание другого заголовка к произведению.
  • Чтение, создание своего образа. Например, образа «счастья», «красоты».
  • Чтение и проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова?
  • Чтение, расшифровка обряда.
  • Чтение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
  • Чтение, характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
  • Чтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту,  описание места действия.

А какие УУД формируются при использовании предлагаемой технологии?

  • Познавательные УУД.

Формируем умения:

1.Извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2.Представлять информацию в виде схемы;

3.Выявлять сущность, особенности объектов;

4.На основе анализа объектов делать выводы;

5.Обобщать и классифицировать по признакам;

6.Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

  • Коммуникативные УУД.

Формируем умение:

1.Слушать и понимать других;

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3.Офомлять свои мысли в устной форме;

4.Работать в паре.

  • Регулятивные УУД.

Формируем умение:

1.Высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

  • Личностные УУД.

Формируем:

1.Умение выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции;

2.Мотивации к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;

3.Умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала, и при изучении нового.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

Y – YI классы

выделение главного в тексте

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос

грамотно пересказать прочитанный текст

YII – YIII классы

умение составить план прочитанного

воспроизводить текст по предложенному плану

умение пользоваться образцами решения задач

запоминание определений, формул, теорем

IX – XI классы

работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами)

использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях

подтверждение научных фактов

конспектирование новой темы

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания книг необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Выделяют три этапа, по которым следует проводить работу учащихся с учебником на уроках математики. Рассмотрим наиболее подходящие приемы работы с текстом для формирования у учащихся ключевых компетенций.

Этап урока

Прием

Рекомендации

Результат

1 этап – Работа до чтения

В начале урока можно предложить игру «Попробуй найти!», в ходе которой учитель сообщают классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него.

На первом этапе работы с текстом учебника необходимо внутренне включить каждого ребенка в чтение. Большим «плюсом» в работе с книгой станет то, если учащимся не составит труда по заголовку рассказать о том, что сегодня будет изучаться. При «разборе» заголовка у школьников может возникнуть желание определенных знаний. Вся эта предварительная работа должна настроить учеников на дальнейшее приобретение знаний, т.е. должна послужить внутренним мотивом и затем помочь ученикам выделить главное в тексте.

Во время игры развиваются внимательность, быстрота реакции, ориентация в логическом изложении математического материала в учебнике.

Основной прием, который учитель может использовать на этом этапе работы с книгой – это прием «Банк идей (гипотез)», куда ученики «складывают» свои мысли о том, что будет сегодня на уроке изучаться.

Учитель при этом вывешивает заготовленные записи высказываний учеников на доску (или записывает), чтобы в конце урока проверить, верны или нет, были выдвинутые ими гипотезы.

Этот прием научит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно – исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Прием “Верные или неверные утверждения”, или “Верите ли Вы?” может быть началом урока

Учащиеся, выбирая “верные утверждения” из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Затем просим учеников установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно.

Это само чтение. Тут необходимо подчеркнуть, что работа с учебником должна обязательно преследовать определенную цель, которую ученикам сначала сообщает учитель, а в последствии они сами начнут ставить перед собой цели чтения учебника, параграфа, главы. Основными целями чтения параграфа учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

В зависимости от поставленной цели учитель должен организовать чтение параграфа одним из способов (опережающее чтение, углубленное чтение, выборочное чтение, чтение-сканирование, чтение вслух, чтение про себя, чтение по ролям, чтение-изучение, выборочное чтение, просмотр).

методический прием – «Инсерт».

Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Знак

Значение знака

V

отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику

+

отмечается новое знание, новая информация

отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе

?

отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее

Технологический прием “Инсерт” и таблица “Инсерт” сделают зримыми процесс накопления информации, путь от “старого” знания к “новому”.

Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф  и выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорилось  на уроке.

Составить план - конспект

По плану ученикам будет легко восстановить в памяти содержание прочитанного. Конспектирование математических книг занятие трудное и занимательное. Зная, что существует алгебраический язык, который позволяет сокращать обычную запись теоремы, решения примеров, под конспектированием учебника математики мы понимаем перевод обычной записи (на естественном русском языке) в математическую запись (на формальном языке).

При работе с планом сосредотачивается внимание и стимулируется память. План ускоряет проработку текста и помогает учащимся 10-11 классов готовиться к зачетам.

Составить таблицу

Учащимся на данном этапе можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде.

Составить тезисы

Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте.

Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

3 этап- Работа после чтения. 

После чтения параграфа или главы из учебника ученики должны обязательно высказать свое отношение, свое мнение, свои мысли о прочитанном, дать свою характеристику, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

«контрольные вопросы»

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них.

Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.

“ЗХУ”

Еще одним приемом является составление маркировочной таблицы “ЗХУ” 

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что мы узнали

Одна из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы.

игра «Угадай-ка!»

Класс делится на 2 команды: одна начинает читать по учебнику любую часть правила (любые три слова), а вторая должна быстро отыскать в тексте учебника всю формулировку правила.

игра для заучивания формулировок

Кластеры (в переводе означает пучок, созвездие) - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке.

Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует в разные стороны стрелки-лучи, которые соединяют слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее (рис. 3). Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. Например, этот прием может быть применен в стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

“Синквейн”

В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а учителю – в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся можно предложить составить синквейн.

“Синквейн”- это стихотворение из пяти строк,

Первая строка

тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным

Вторая строка

описание темы в двух словах, как правило, прилагательными

Третья строка

описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами

Четвертая строка

фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме

Пятая строка

одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы

Таким образом, эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Важно понимать, что каждый ученик успешен, талантлив и уникален во всем. Технология критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом.

Источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/07/22/ispolzovanie-priemov-smyslovogo
  2. http://w.school2100.ru/upload/iblock/391/3918fdb1873cadc169826ba2ba6ebe24.pdf
  3. http://yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%85%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8&l10n=ru
  4. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/60474.html
  5. http://www.slideshare.net/School91perm/ss-43471912?related=1
  6. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/60474.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики

Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...

Выступление "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельности"

В данном выступление приведены приемы смыслового чтения на уроках математики и во внеурочной деятельноти....

Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»

Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...

Формирование смыслового чтения на уроках математики в начальных школе.

Нуучить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из задач начального образования. В данной статье описан ряд упражнений, нацеленных на формирование смыслового , осознанного...