Эссе "Я - учитель"
статья ( класс) на тему

Кощенко Марет Исмаиловна

Эссе "Я - учитель" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе " Я - учитель"37 КБ

Предварительный просмотр:

                           Конкурсное задание  «ЭССЕ»

Кощенко М.И.

город Сочи

Я – учитель.

              1 сентября 1964 года… Моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем. Каким был тот день? Честно, не помню. Но в памяти и полвека спустя ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает облик: мягкая улыбка, голубые глаза, излучающие тепло и свет. Образ моей первой учительницы Эльвиры Борисовны Хагуровой. Она сразу для меня стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание тогда обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология.

             А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1981-1986. Школа № 76 города Сочи. Я, молодой специалист, приехала в Сочи по распределению. Мой наставник и учитель -  Ева  Вартановна  Сорсоматян. И для меня, и для моих молодых коллег она стала настоящим наставником, примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии. Каждый урок Евы Вартановны для меня был долгожданным, становился настоящим постижением профессии. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как Она, но это уже желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

                А с  1986 года уже 29 лет работаю в родной школе № 82.   Что я как учитель должна, могу, на что имею право? Да и что это значит: «Я – учитель»? Совпадает ли моё собственное представление и понимание профессии «Учитель» с тем, что хотят видеть во мне другие.  

Начнём с государства. Ведь именно оно законодательно определяет критерии и качества учителя как профессионала. Государство смотрит на меня, учителя, глазами  Профстандарта и ФГОС.

            Профстандарт – это то, как должно быть. И я, как учитель, понимаю, что это то, до чего я должна «дорасти», чтобы и сама, и все, кто меня окружает, видели и ценили во мне профессионала. В моем понимании Стандарт педагога – это качество профессии, и качество желаемое. Это образ будущего. Но работать над ним надо сейчас.

            Что «требует» от меня ФГОС как от учителя? Много всего, что для большинства остается, по всей видимости, на уровне теоретических знаний, не ставших профессиональной потребностью. Но именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это требует немалых усилий. Но все вложения, сделанные учителем, будут эффективны и результативны, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований. Вот такое осмысление словосочетания  «Я – учитель» получилось у меня с позиции государства.

               Попробуем  представить  этот образ  учителя - глазами родителя. Что он ждёт от меня? Конечно, ожидания родителей и их отношение к школе самые разнообразные. Собственный опыт показывает, что нередко сталкиваешься с позицией сугубо потребительской: «Вот вам мой ребёнок, и дайте мне готовый результат успешности в современной жизни  на выходе из школы». Но есть и другие родители,  те, которые заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. А еще родителю важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. В любом случае с родителем нужно сотрудничать, учитывать его запросы и потребности. А за всем этим я -  учитель. А  учитель,  в представлении   родителей, умный, грамотный, компетентный, опытный и профессиональный специалист.  Думаю, что список качеств, которые хотел бы видеть родитель в учителе,  может быть ещё дополнен. И что же я, учитель, должна им всем соответствовать? Должна. А как иначе? Если я пришла и осталась в своей профессии, я должна считаться с этими требованиями.

                  А ещё есть самый главный для меня участник образовательного процесса, самый главный человек в школе. Есть Ребёнок. И у него тоже своё представление об учителе. Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне?  Провести интересно урок? Увлечь полезным делом? Научиться тем умениям, которые обозначены в требованиях Образовательного Стандарта?  Наверное, умение доступно объяснить и довести до ребенка  учебный материал – это и есть самое главное для учителя.  На самом ли деле это так? А может, важнее другое? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Конечно, ведь ребенку важно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть? Важно, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями? Важно не бояться идти на урок, иметь своё мнение, не бояться спорить, сомневаться и ошибаться?

                  Наверное, ребёнку необходимо, чтобы учитель мог стать для него другом и помощником, не носителем готовых истин, а человеком, который эти истины помогает открывать. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», эти слова Адольфа Дистервега актуальны и ныне.  Вспоминаю слова Пауло Коэльо: «А что такое «учитель»? Я тебе отвечу:  это не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто побуждает ученика выявить самое лучшее, что есть в нём, чтобы раскрыть то, что ему уже известно».  Именно такой учитель нужен сейчас школе.

Изменилась наша профессия за последние десятилетия? С одной стороны нет, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны - да, смысл учительской профессии уже другой. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний, умений, навыков. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть коммуникабельными и мобильными.  И основы всего этого должны заложить школа, учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

Учитель – это особая профессия. Как говорил  Е.А.Ямбург  в одном из интервью: «Учитель – это другая профессия. Это специалист по ребёнку». И быть эти специалистом невероятно сложно, если ты хочешь быть профессионалом. Мне  нравятся слова В.А.Сухомлинского: «Любовь к ребёнку в нашей специальности – это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребёнку – всё равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета».

А ещё есть взгляд на учителя, свой собственный. Есть моё ощущение, есть моё понимание смысла, заложенного во фразе:  «Я – учитель». Ведь это я – тот самый учитель, на которого смотрит государство, родитель, ученик. Что мне важно и дорого в моей профессии? Мне важно, чтобы дети мне и доверяли, и для этого я должна быть честной с ними и сама с собой. И по-другому нельзя.  

О чём я, учитель, думаю ещё? О любви. Без неё нельзя. Конечно,  во мне живёт желание, чтобы меня любили мои родные дети и дети, с которыми я работаю, которых учу. Наверное, эту любовь надо заслужить. Но, согласитесь, приятно знать, что и о тебе, спустя лет тридцать, кто-то из твоих учеников вспомнит и по-доброму улыбнётся.

«Цвет своего неба мы выбираем сами!», - эту замечательную фразу я когда-то встретила на просторах интернета. Она понравилась мне тем, что сумела направить меня по верному пути. Действительно, мы сами определяем для себя свои жизненные и профессиональные приоритеты, сами делаем выбор своей профессии и тех  принципов, которыми будем в ней руководствоваться. Мы сами для себя решаем, какие ценности будем утверждать в жизни. И мы должны научить этому выбору тех, за кого мы несём ответственность, кого нам доверяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...