статья в сборнике «Практика реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях с учетом требований ФГОС» ВИРО, 18 марта 2016 г.
статья на тему

Зубарева Татьяна Владимировна

Тема: «Воспитание в семье одаренного ребенка»Тема: «Воспитание в семье одаренного ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_odarennogo_rebenka.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание в семье одаренного ребенка»

Форма: работа творческих групп

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Направление воспитания: социально-педагогическое

Пояснительная записка

   Программа направлена на создание условий для оптимального развития одаренных и перспективных учащихся . Предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе, ставит    своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития   интеллектуальных,   творческих   и  физических      способностей      детей      и      подростков      в      условиях  общеобразовательной школы.

   Цель: создание педагогами совместно с родителями  условий для развития способностей учащихся в избранных ими областях знаний, культуры, искусства и т. д.

   Задачи:

  •  стимулировать творческую деятельность одаренных детей с помощью родителей,
  • внедрить педагогические технологии  работы с родителями и детьми, повышающие индивидуализацию образования и эффективность работы с одаренными детьми,
  •  создать условия одаренным детям для развития и  реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Форма

1

Мониторинг одаренных детей

1

Семинар-практикум

2

Одаренность ребенка: выявить и поддержать

1

Родительское собрание

3

Мое увлечение

1

Классный час

4

Современные подходы в работе  с одаренными детьми

2

Педсовет

5

Психолого-педагогическое просвещение родителей ОД

1

Родительский лекторий

Итого

6

Содержание тем

   Тема 1. Семинар-практикум.

   Требования психолого-педагогического мониторинга. Тест интеллект. Анкета «Как распознать одаренность». Методика «Карта одаренности».   Тема 2. Одаренность ребенка: выявить и поддержать.

 Два подхода к одаренности. Анкетирование одаренности своего ребенка. «Плюсы» и «минусы» одаренных детей. Рекомендации.

   Тема 3. Мое увлечение

Кружковая работа. Досуг. Творческая индивидуальность.

   Тема 4. Современные подходы в работе  с одаренными детьми

Понятия «одаренность», «одаренный ребенок».  Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных  и талантливых детей. Выявление одарённых  учащихся. Виды форм организации обучения одаренных детей.

   Тема 5. Психолого-педагогическое просвещение родителей одаренных детей.

Приоритет семейного воспитания. Сотрудничество ОУ и родителей. Совместные игры и занятия. Осторожность критики. Поощрения.

Контрольно-измерительные материалы

К теме 1.

Тест-анкета «Мои способности».

К теме 2.

Тест-анкета «Способности ребенка».

К теме 3.

Тест «Как ты распоряжаешься своим свободным временем»

К теме 4.

Тест по определению готовности педагога работать с одаренными детьми.

К теме 5. Родительское исследование

Литература

  1. www.metodichka.hotbox.ru
  2. Суперинтеллект. Практикум по развитию IQ / Сост. Ю. В. Брилева. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  3. Внеклассные мероприятия. 6 класс/Авт.-сост.О.Г.Черных.- М.:ВАКО, 2013.- (Мозаика детского отдыха).
  4. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности.- М.: Вербум-М, 2001г.
  5. Савенков А.И. У колыбели гения. – М., 2000.
  6. Материалы лаборатории одаренности Психологического института РАО/ Под ред. А.М. Матюшина. – М.,2006.
  7. Ильина М. В. Воображение и творческое мышление. Психодиагностические методики. – М. :Книголюб, 2004.
  8.   Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты // «Школьный психолог». - №45, 2001.

Приложение

Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои  мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______        нет_______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».

Да_______        нет_______.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду.

Да____        нет_____.

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения.

Да______        нет ______.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок  относится к школе?

9. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ребенка в школе?

10. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить,  которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учителям?

11. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

12. Верно ли, что ваш ребенок может: а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использовать обычные материалы неожиданным образом; в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вместо этого новое; г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь места, любит «играть с идеями».

13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.

Имя ребенка         

Возраст _________________      Класс____________        

Адрес___________________ ,   телефон____________.

АНКЕТА  «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ» Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ

Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика  и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

  Спортивный талант,

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться
  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
  •  предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
  • кажется, что он всерьез никогда не устает;
  •  неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
  • сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
  •  может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
  •  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
  •  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
  •  любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боиться начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
  • сочиняет свои собственные мелодии;
  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
  • серьезно относиться к произведениям искусства;
  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
  •  умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
  •  часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
  •  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
  • с большим желанием выступает пере аудиторией;
  • с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
  • пластичен и открыт всему;
  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
  • обладает хорошей памятью;
  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;
  • задает очень много продуманных вопросов;
  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;
  • обгоняет сверстников по учебе,
  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:

За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...

Формы реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной организации МКОУ СОШ № 1 г.Россоши Воронежской обл

Формы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной органиации на примере проведения школьной и городской круглогодичной спартакиады школьников. Освещение внеклассной и внешкольной работ...

Рекомендации для педагогов по формированию здоровьесберегающих технологий в образовательной организации

формирование здоровьесберегающих технологий в образовательной организации...

Рабочая программа по предмету "Технология. Индустриальная технология" для 5 класса с учетом требований ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы "Технология: программа 5-8 классы"...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры: аспект требований ФГОС ( из опыта работы)...

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"

Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...