Статья "Мотив младшего школьника на учёбу"
статья на тему

Пушкарская Ольга Сергеевна

В процессе своей долголетней работы и продолжительных наблюдений за детьми младшего школьного возраста, я постоянно  задаюсь вопросом «Что или кто  детей толкает на учебу? Осознают ли дети младших классов, зачем они учатся?

 Много вопросов, на которые попытаюсь найти ответы.

Взрослые знают, зачем надо учиться: чтобы получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, стать полезным для общества и т.д.  Все это ясно нам, а ясно ли ребенку?

 В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_rebenka_na_uchebu.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мотив на учебу младшего школьного возраста?

Здравствуйте! Я  учитель начальных классов. В процессе своей долголетней работы и продолжительных наблюдений за детьми младшего школьного возраста, я постоянно  задаюсь вопросом «Что или кто  детей толкает на учебу? Осознают ли дети младших классов, зачем они учатся?

 Много вопросов, на которые попытаюсь найти ответы.

Взрослые знают, зачем надо учиться: чтобы получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, стать полезным для общества и т.д.  Все это ясно нам, а ясно ли ребенку?

 В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно.

 Все это внешняя и внутренняя мотивация. Не все они равноценны.

Самые талантливые дети не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.

Внешняя мотивация: родителям нужно, чтобы их ребенок учился. Вот они и принуждают его к этому, используя знаменитый принцип «кнута и пряника»: наказывают за двойки, угощают конфетами за пятерки. Вопрос - насколько это эффективно?

Внутренняя мотивация: ребенок  заявляет: "Я хочу!"  Таким детям интересно рисовать, читать, решать задачки. Он не идет вместо учебы, например в кино, смотреть мультфильмы. Ребенку интересно усваивать новое, реализовывать свои способности, преодолевать трудности. Стимулом в этом случае служит сам предмет познания – для каждого свой, интересный и увлекательный.

В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний ребенок  осознает слабовато. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и, наоборот, нежелание выслушивать его упреки.

"Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко". Бженикова А. 2 класс.

"Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же". Королёва М. 2 класс.

«Я учусь, чтобы получить много знаний и стать умным». Фёдоров Г. 2 класс.

«Прихожу в школу, чтобы увидится с друзьями» Егоров Д. 2 класс.

Следует учитывать и то, что смысл слова "учиться" в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы "перетерпеть" скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.

Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней?

Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то  наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.

Психологи утверждают:  на определенном этапе, особенно в младших классах, без  мотивации нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.

Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.

Можно ли выработать мотивацию?

Современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.

Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации.

 Несколько практических советов от психологов:

  1. Старайтесь настроить школьника на положительный результат. Не скупитесь на похвалу!
  2. Не берите с ребенка обещания выполнить следующее задание на "отлично". Такая задача невыполнима!
  3. Наказание за двойки (порка, лишение прогулок) никогда не приносило пользы. Оно, а также фразы типа: "К пяти часам уроки должны быть сделаны!" могут применяться только тогда, когда вы точно знаете, что ваш сын или дочь валяли дурака, вместо того, чтобы делать уроки. Если же ребенок просидел над учебниками три часа вместо положенных двух - похвалите его: ему интересно, он старается.
  4. Не спешите предлагать свою помощь при выполнении заданий. Делайте это только тогда, когда видите, что самому ребенку точно не справиться.
  5. Не перебарщивать с призами и наградами за успехи в учебе. Главным призом должно оставаться само полученное знание!
  6. Осторожно относиться к ситуациям соревнования. (Призовых мест всего три, а в классе 25 человек!) Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.
  7. Не навязывайте ребенку цель извне. В этом случае ее достижение будет нужно вам, а не ему! Записывайте детей в кружки, развивающие секции. Пытайтесь выявить их собственные интересы. Даже если вы всю жизнь мечтали видеть дочь математиком, а она больше всего любит вышивать крестиком.
  8. Постарайтесь выявить в заданиях элемент интриги, загадки. "Занимательная математика", "Задачник" Г. Остера, всевозможные ребусы и каламбуры, рассказы о путешествиях и великих открытиях помогут увлечь ребенка школьными предметами.
  9. Как выработать, а не подавить мотивацию? Для этого надо постоянно ставить небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Например,  не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дайте малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.

На своем опыте пишу результаты школьной мотивации со слов детей класса. Проводила анкетирование «Зачем я учусь?»

В анкете надо было расставить предложения от 1 до 8 . 1,2,3-  САМОЕ ВАЖНОЕ, для чего ты учишься, 4 – менее важное, на следующей – еще менее важное и так, пока не заполните все 8 предложений.

Результаты анкетирования всегда непредсказуемые.

Из 26 опрашиваемых  расставили места так:

1 место – 52% – учусь, чтобы все знать;

2 место -  22% - учусь, т.к. нравится учиться;

3 место – 13% - учусь, потому что нравится получать хорошие оценки;

4 место – 6% - учусь, чтобы получать хорошие оценки;

5 место – 3% - учусь, чтобы успехам радовались родители;

6 место – 2% - учусь, чтобы учитель был доволен успехами;

7 место – 1% - учусь, чтобы успехам радовались товарищи;

8 место – 1% - учусь, чтобы не расстраивать родителей.

В заключении скажу, что не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многограннее. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Мотивация  заложена на биологическом, животном уровне. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....