Реализация проектов, направленных на применение ИКТ в образовательном процессе
статья по теме

Сбродова Светлана Владимировна

Использование новых технологических решений в связке с современными образовательными технологиями влечет за собой изменения образовательного процесса школы. Одним из таких изменений выступает внедрение  модели «1 ученик - 1 компьютер».

  ИКТ в образовательном процессе не только дают возможность ученикам идти в ногу со временем, а также делают процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации. Появление мобильного компьютера у каждого ученика меняет урок, роль в нем учителя, требует от  педагога новых компетенций в области ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С. Яр – Сале                                                                                       Сбродова С.В.

Реализация проектов, направленных на применение ИКТ

в образовательном процессе

("1 ученик-1 компьютер", "Сетевой город") (СЛАЙД 1)

        Использование новых технологических решений в связке с современными образовательными технологиями влечет за собой изменения образовательного процесса школы. Одним из таких изменений выступает внедрение  модели «1 ученик - 1 компьютер».

  ИКТ в образовательном процессе не только дают возможность ученикам идти в ногу со временем, а также делают процесс обучения более интересным, увлекательным, следовательно, способствует развитию познавательной мотивации. Появление мобильного компьютера у каждого ученика меняет урок, роль в нем учителя, требует от  педагога новых компетенций в области ИКТ.

(СЛАЙД 2) С 2011 года вместе с внедрением нового ФГОС в начальной школе МБОУ «Новопортовская школа-интернат имени Л.В.Лапцуя»  реализуется и новая модель обучения «1 ученик: 1 компьютер» с применением ClassMate PC (нетбук) на основе технологии Intel. Его удобство в том, что он компактный, многофункциональный (его можно использовать как компьютер, фотоаппарат, видеокамеру, его легко можно превратить в планшет, который управляется при помощи стилуса).

Переход к инновации «1 ученик: 1 компьютер» носит не технологический, а гуманитарный характер, и ориентирован не на технику, а на учащихся, которым предстоит после окончания школы жить и работать в совершенно других, по сравнению с предыдущим поколением, условиях.

(СЛАЙД 3) Благодаря беспроводной связи Wi-Fi имеется возможность проводить уроки, перемещая оборудование в любую аудиторию. Программа управления классом («Classroom Management») помогает проследить работу каждого ученика, оказать своевременную помощь при решении или выполнении трудных задач и заданий. При запуске программы учитель регистрирует  присутствующих  учащихся, что позволяет контролировать работу детей. При необходимости можно открыть доступ к каждому учащемуся и просмотреть выполнение работы, теста, статистику тренажёров, игровых программ и т.д. (СЛАЙД 4) Программа «Умный класс» позволяет проводить опрос учащихся, отправлять  работы и собирать выполненные учащимся  работы. У каждого учащегося заведена папка с работами, в которую учитель может войти и проверить выполнение самостоятельных, контрольных работ, карточек, творческих работ. Проверка заданий, выполненных учеником или группой детей, проверяется педагогом удалённо, после чего результаты выводятся на интерактивную доску для всего класса и комментируются. Благодаря системе "Умный класс"(«Classroom Management»), при проведении любой самостоятельной работы педагог видит, как справляются с ней ученики. Можно отслеживать работу части учеников или отдельно взятого школьника, например, работу «слабых». Учащиеся могут взаимодействовать друг с другом, объединяясь в виртуальные пары или группы. Такой метод позволяет объединить детей, которые в реальном времени контактировать между собой не могут. Учащийся и учитель могут общаться при помощи сообщений, что позволяет снять напряжение у сомневающегося, слабого ученика.

(СЛАЙД 5) Т.о., наличие встроенной локальной вычислительной сети (ЛВС) в мобильном классе дает возможность сочетать фронтальную и индивидуальную работу учащихся, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход, организовывать повторение, контролировать и корректировать деятельность учащихся, оперативно использовать все необходимые ресурсы того или иного компьютера в сети.

         На уроках и во внеурочной деятельности школьники работают в программах "Microsoft Office Word", "Microsoft Office PowerPoint", "ArtRage", "Microsoft Office Publisher", "Pen Input" и др. При выполнении заданий составляют схемы, диаграммы, записывают решения.

(СЛАЙД 6) На уроках математики, русского языка, при проведении словарной работы  педагоги используют возможности  программы  Pen Input, которая  преобразует рукописный текст в цифровой формат в режиме реального времени.  Система распознавания Pen Input включает различные алгоритмы анализа рукописных символов, качественно определяет буквы русского алфавита. Pen Input предоставляет возможность автоматического исправления ошибок в словах. Для упрощения работы по исправлению ошибок можно воспользоваться «Мастером редактирования». Кроме того, программа Pen Input удобна для записи математических формул и выражений.

Большинство учителей начальной школы используют в учебном процессе электронные учебники и энциклопедии, изданные медиа производителями, а также свои собственные программные продукты. Учащиеся создают исследовательские, познавательные, творческие проекты, сообщения в виде электронных презентаций. Работы некоторых ребят публикуются на различных сайтах в сети Интернет (например, в проекте для одаренных детей «Алые паруса»).

        На уроках русского языка активно применяются электронные приложения к учебнику (УМК «Перспектива»). При объяснении нового материала ребята прослушивают сообщения профессора Самоварова. Для первичного закрепления материала и отработки знаний и умений используются упражнения и игры. Мониторинг и контроль знаний проводится по разделу «Проверочная работа». Программы «Академия младшего школьника», «Фраза» развивают интеллектуальные способности, в них содержится множество уроков с разнообразными видами заданий, кроссворды, магические квадраты, анаграммы, игры на наблюдательность, сообразительность.

(СЛАЙД 7) Например, в обучающей программе - тренажёре "Знайка" представлены олимпиадные задания по математике для 2-4 классов. С помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи. В программу встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем, а также игра-тренажёр "Таблица умножения". Обучающая программа - тренажёр "Отличник" способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов.  По итогам выполнения заданий ученик получает оценку, которая сохраняется в компьютерном дневнике. Это даёт возможность ведения статистики оценок, каждый может принять участие в рейтинге, который определяет лучших.

К уроку открытия новых знаний учитель заранее подыскивает информацию, иллюстрации, пользуясь Интернет-ресурсами. Создает папки-кейсы. При работе с кейсом необходимо лишь координировать действия учеников: помогать конспектировать полученные материалы, создавать мультимедийные презентации и побуждать детей к представлению и обсуждению полученных знаний. Фактически школьники работают самостоятельно, а это разжигает их интерес, мотивирует к учебе.  

Программное обеспечение предполагает три варианта использования:

  • в учебном классе во время урока под руководством учителя;
  • в домашних условиях при выполнении домашнего задания под контролем родителей;
  • в домашний и классных условиях при самостоятельных занятиях с компьютером и проведении досуга.  

Обычно в процессе обучения дети боятся допускать ошибки, из-за чего замыкаются, тяжело переносят неудачи. Реализуя проект «Один ученик: один компьютер»  педагоги заметили, что при выполнении самостоятельных работ на нетбуках дети меньше волнуются, не скрывают своих результатов, спокойно реагируют на необходимость провести работу над ошибками. Организация деятельности в мобильном классе позволяет каждому ученику работать в своём ритме, а учителю выступать в роли помощника, тьютора. Все это значительно раскрывает рабочий потенциал школьников и готовит их к завершению начальной школы, а также дает весомый запас знаний для средней школы.

        В основной и старшей школе учителя продолжают внедрять в образовательный процесс проект «1 ученик - 1 компьютер». Организуя на уроках работу с фото, аудио и видео - информацией, педагоги  используют технологию сбора данных.  Также актуальными формами использования модели «1 ученик – 1 компьютер» в школе являются технология письменных коммуникаций (обучение письму) и технология создания и редактирования текстов. На уроках русского языка монитор нетбука может заменить тетрадь. Возможность напечатать и отредактировать текст на компьютере, работать с деформированными текстами и предложениями, копировать картинки из интернета и вставлять в текст, делиться своими работами с одноклассниками через папку общего доступа формируют умение участвовать в письменной дискуссии, выделять главную тему сообщения, делая нетбук мощнейшим средством повышения мотивации речевой деятельности.

(СЛАЙД 8) Используя сеть Интернет и электронные образовательные ресурсы,  ребята выполняют автоматизированные тесты онлайн по предметам, проверочные  работы в форме кроссвордов, викторин, тестов в программной оболочке "My test", онлайн-тестов на сайтах http://www.samsdam.net/,  http://onlinetestpad.com/ru, "По уши в ОГЭ и ЕГЭ" "Сдам ЕГЭ на 5" и многих других сайтах, пишут интерактивные и компьютерные словарные диктанты,  приобретая навыки набора текста под диктовку, использования автоматической проверки орфографии и пунктуации.

        Одной из интересных идей, позволяющих формировать речевую грамотность, является технология компьютерного диктанта (учащийся слышит текст в наушниках и вводит его в компьютер. После завершения ввода или по мере ввода текста происходит проверка правильности выполнения задания, подсчитывается количество сделанных ошибок. Возможно создание нового упражнения для работы над ошибками.) 

        На уроках литературы при помощи программы Paint учащиеся готовят иллюстрации к отдельным эпизодам текста, комиксы, обложки книг, плакаты, составляют картинный план.

         На уроках русского языка и литературы вместе с учителем создают интеллект-карты, логико-смысловые модели (ЛСМ) (методы графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления). Создавать интеллект-карты можно на бумаге и в электронном виде, используя компьютерные программы: Free Mind, Mind Maps, Power Point.

        (СЛАЙД 9) Учителя Новопортовской школы-интерната с целью повышения интереса к урокам литературы и к творчеству поэтов применяют видеометод. Варианты его использования разнообразны. Можно брать готовые видеофрагменты, а можно создавать вместе с учашимися, используя нетрадиционный метод при создании видеороликов: понимание смысла прочитанного произведения выражается при помощи современной живописи, фотографии, кино, музыки. Готовые материалы представляют собственный взгляд ученика на биографию автора, самого писателя, характеризуются творческим подходом и претендуют на оригинальность. Одним из современных способов повышения мотивации к чтению является буктрейлер - это новый жанр рекламно- иллюстративного характера. Создавать его можно при помощи любой программы для видео, например, «Movie Maker».

         На уроках математики, реализуя проект «1 ученик:1 компьютер», учителя организуют различные учебные ситуации. Например, выполнение компьютерной практической работы «Примеры движений фигур. Симметрия фигур» позволяет ученику виртуально выполнить построение разных геометрических тел, построение фигур, удовлетворяющих условиям задач. При изучении темы «Проценты» особый интерес вызывает интерактивное заполнение таблицы по прочитанному материалу. Использование интерактивных моделей выступает средством познания при работе с модулем «Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей». Ученик анализирует условия касания двух окружностей, используя интерактивную модель, и делает соответствующие выводы о их расположении относительно друг друга. Следует отметить практическую значимость интерактивных моделей при решении задач при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. 

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, алгебры и занятия, выходящие за рамки школьных учебников.

(СЛАЙД 10) Физика - особый предмет. Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать физический процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения. В рабочие программы по физике включены интерактивные средства обучения, входящие в комплект АРМ учителя и ученика. Кабинет физики в Новопортовской школе-интернате оснащен с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе: оборудование (приборы, аппараты, модели, мобильный класс на 20 мест и др.), рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения - электронные приложения к учебникам, интерактивная система тестирования, модульная система экспериментов.

Творческие задания на уроках физики, применение обучающе-контролирующих программ (MyTest; MicrosoftOffice: Word, Excel, PowerPoint), использование электронных приложений к учебнику, организация компьютерного практикума предоставляет учащимся возможность дополнять, редактировать учебный материал, способствует формированию умения поиска новой информации, а также формирует навыки самообразования, делает процесс обучения максимально эффективным.

Мультимедиапроекция позволяет проиллюстрировать физический процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний, применить особые формы подачи информации, выстроить индивидуальную траекторию обучения. Существуют такие физические эксперименты, которые невозможно сделать в условиях класса, например, деление ядер, работа двигателя и т.п. Интерактивные компьютерные модели позволяют легко все это продемонстрировать на экране.

        (СЛАЙД 11) Для формирования навыка самостоятельной работы с информацией мобильные классы используются при работе с энциклопедиями онлайн http://poznaiko.ru, http://www.encyclopedia.ru/, https://ru.wikipedia.org/wiki/, словарями, с цифровыми образовательными ресурсами на сайтах и порталах  в сети Интернет. Проведение  групповой  мини исследовательской работы на уроках развивает умение работать в команде, навыки эффективного общения, в том числе сетевого.

Благодаря модели «1 ученик: 1 компьютер» обучение становится личностно-ориентированным, а программное обеспечение и технологии – доступными в любое время. Ноутбуки влияют не на объем знаний, помещающихся в голове школьника, а на учебные стратегии. Это касается прежде всего формирования умений и качеств XXI века — решение нестандартных задач, коммуникация, самостоятельная работа, критическое мышление.

(СЛАЙД 12) Многое зависит от учителя, от уровня его профессиональной подготовки и  ИКТ - компетенций. Наши педагоги повышают уровень педмастерства, проходя обучение на дистанционных курсах Интел, занимаясь самообразованием. В 2015-2016 учебном году курсы повышения по IT-грамотности прошли 13 педагогов. В школе организовано внутрикорпоративное обучение через педсоветы, методические семинары, мастер-классы, открытые уроки, конкурсы профмастерства и т.д. В рамках проекта "Профессионал" в 2015-2016 учебном году была организована работа  стажировочных площадок, на которых был представлен опыт работы по модели «1ученик:1 компьютер». (Название мероприятий и фото на слайд)

Еще один проект, направленный на применение ИКТ в образовательном процессе – АИС «Сетевой город. Образование».  Основная задача системы «Сетевой Город. Образование» - это создание открытого информационного пространства для родителей и общественности.

(СЛАЙД 13) Образовательное учреждение, подключенное к системе «Сетевой Город. Образование», не просто выполняет требования Управления образования по сдаче отчётности, а получает все средства для организации собственного учебного процесса и управленческой деятельности. Школа получает следующие возможности: 

• мониторинг учебного процесса через электронный классный журнал, более 40 автоматических отчётов об успеваемости и посещаемости и т.д.;

• решение административных задач через ведение личных дел сотрудников, учащихся, родителей; мониторинг движения учащихся; составление учебного плана и т.д.;

• тесная интеграция в учебный процесс электронных курсов и пособий по различным дисциплинам (использование на уроках, факультативах);

• организация тестирования отдельных учащихся или всего класса, в т.ч. подготовка к ЕГЭ;

• участие в учебном процессе родителей (родитель дистанционно может отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребёнка, общаться с преподавателями и администрацией школы; получать SMS-сообщения на мобильный телефон с актуальной информацией о своём ребёнке);

• обучение сотрудников школы культуре работы в сети, совместной коллективной работе, использованию новых информационных технологий;

• поддержка новых образовательных технологий (проектная деятельность, портфолио учащихся и преподавателей);

• создание единой среды обмена информацией в рамках школы через доску объявлений, внутреннюю электронную почта, форум, каталог школьных ресурсов, список именинников и т.п., что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса;

• возможность дистанционного обучения через удаленное выполнение учащимися домашних заданий, доступ к своему дневнику и расписанию, общение с преподавателями.

(СЛАЙД 14) Достоинства системы для ОУ:

  • Экономия времени администрации школы, педагогов;
  • Качественное улучшение педагогического труда:
  • Анализ отчётов как толчок для повышения качества работы учителя,
  • Контакт с заболевшими детьми,
  • Обучение сотрудников школы культуре работы в сети,
  • Оперативный контроль успеваемости, посещаемости ребёнка – через Интернет или SMS-сообщения
  • Единая среда обмена информацией в рамках школы
  • Поддержка новых образовательных технологий
  • Интеграция в учебный процесс электронных курсов и пособий
  • Организация тестирования учащихся

(СЛАЙД 15) Директор школы имеет следующие права доступа:

  • просматривать оценки текущие и итоговые, посещаемость для всех классов;
  • просматривать задания и оценки по учебным курсам для всех классов, просматривать материал учебных курсов;  
  • просматривать все отчеты; 
  • просматривать и отправлять сообщения на доску объявлений, форум и почту, встроенные в систему "Сетевой Город". 
  • редактировать каталог школьных ресурсов.

в разделе Ресурсы выполнять следующие действия:

  • вести общешкольный каталог ссылок,
  • вести свой индивидуальный портфолио работ и достижений, просматривать портфолио других пользователей, 
  • создавать портфолио проектов,  
  • создавать хранилище школьных документов.

(СЛАЙД 16) Отчеты СГО:

- сводный отчет по успеваемости,

- об успеваемости и качестве,

- итоги успеваемости и качества знаний.

(СЛАЙД 16, 17, 18 ) Протоколы контрольных работ:

К сожалению, 10 и 100 балльная система оценивания, принятая в школе-интернате, не соответствует шкале оценивания в сетевом городе. Отчеты, формируемые автоматически не дают объективной картины по качеству и успеваемости учащихся. Не соглашаясь с выставленными учителем баллами, система АИС «Сетевой город. Образование» не учитывает эти баллы, не отражая их в отчете. В результате из 10 учеников, система, например, может оценить только шестерых. Успеваемость и качество, соответственно, не могут быть достоверными.

   


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы методиста по теме: "Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса"

"Педагогическая деятельность, направленная на оценку результативности образовательного процесса" обобщение опыта работы методиста...

Результаты применения в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Статья отражает роль современных образовательных технологий в образовательном процессе.  а конкретно - на уроках математики....

Проект по теме "Метод проектов и его использование в образовательном процессе"

Среди инновационных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания...

Дополнительное образование, как одно из основных направлений внедрения ФГОС в образовательный процесс в военном учебном заведении

Внедрение ФГОС в особых условиях образовательного процесса в военном учебном заведении. Использование игровых технологий в образовательном и воспитательном процессах....

Разработка и реализация проектов, направленных на развитие ОК и ПК обучающихся, с обязательным приглашением внешних участников

Разработка и реализация проектов, направленных на развитие ОК и ПК обучающихся, с обязательным приглашением внешних участников...

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....

Доклад "Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий

2018г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...