Выступление на педагогическом совете в ГКОУ СКОШИ №2 тема "Проблемный метод, как один из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения."
статья на тему

Жижилкина Елена Валерьевна

В выступлении изложены некотопые рекомендации для реализыции проблемного метода, как одиного из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения. А также возможности интеграции этого метода в традиционный урок, разъяснение преимущества этого метода, особенностией ведения проблемных уроков, те сложности, которые могут встретиться педагогу, которых выберет для проведения ряда уроков именно проблемный метод. К статье прилагается презентация к выступлению перед аудиторией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx20.72 КБ
Файл metod_problemnyh_uchebnyh_zadach.pptx629.02 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемный метод, как один из вариантов интерактивного обучения школьников с нарушениями зрения. 

Выступление на педагогическом совете

Учителя математики

Жижилкиной Е.В.

ГКОУ СКОШИ №2

2016г.


 С. Л. Рубинштейн "Мышление начинается с проблемной ситуации".

Для всех несомненно, ,что темпы развития нашего общества постоянно ускоряются.  Поэтому современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, научить его учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс главная роль отводится именно  деятельности учащихся.

Обычно методы обучения разделяют на пассивные, активные и интерактивные.

К активным методам относятся методы, позволяющие учителю и ученику выступать равноправными участниками урока.

Но еще более эффективными оказываются интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Одним из интерактивных методов является
проблемный метод или метод проблемных учебных задач. Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых ему ещё не известны.

Цель: развитие продуктивного мышления учащихся.

Сущность проблемного метода заключается в том, что он переставил образовательные акценты с выслушивания учениками учебного материала на их учебную деятельность, самостоятельное открытие, развитие мышления.

Метод учебных задач необходимо отличать от традиционно существующих подходов обучения по готовым образцам, правилам, формулам, алгоритмам, когда ученик получает в готовом виде полную систему действий, последовательность их осуществления, усваивает её, а затем неоднократно воспроизводит.
Недостаток традиционного подхода в том, что скрытым остаётся процесс поиска результата. Если он и обнаруживается в объяснении преподавателя, то выступает для учащихся как система правильных действий учителя, как продукт не своего, а чужого опыта. В этом случае образцы чужого опыта усваиваются, а свой опыт поисков и находок не приобретается. 
Запоминание и воспроизведение готовых решений характеризуют скорее память, чем мышление, поскольку на готовых образцах нельзя сформировать подлинное мышление. Нужно показать ученику, как функционирует мышление в живой, индивидуальной практике. Поэтому то, что практикуется в традиционном подходе, можно назвать тренировочными упражнениями по заданному образцу. Многократное их повторение в педагогической процедуре является «натаскиванием», «дрессурой», в ученических действиях их можно определить как заучивание без должного осмысления.
      Знания при таком подходе к обучению получить можно, но они приобретают в этом случае формальный характер, т. к. личностное отношение к ним не выражено, они не прошли через сложную умственную деятельность самого ученика, не стали его внутренним достоянием.
     При решении проблемных учебных задач результатом усвоения считается не воспроизведение образцов, заданных учителем, а их самостоятельное добывание.

На практике это проявляется в том, что учителя демонстрируют классу сложную и противоречивую картину поисков решения, всю трудность этой работы, показывая не только продуктивные, но и тупиковые ходы мысли, соответственно анализируя и оценивая их.
       Ученики становятся активным участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, а не просто заучивают этапы получения результата. В процессе они легче осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися.
      Проблемная учебная задача, в отличие от тренировочных упражнений, является собственно мыслительной, поскольку требует существенного преобразования или дополнения имеющихся у учащихся знаний. Мышление развивается при необходимости выполнить ту или иную задачу, путь решения которой обучаемому не известен. 
      Основной ситуацией, порождающей процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, возникающая там, где наличных знаний недостаточно и надо их либо переосмыслить, либо включить в другую систему знаний, которая требует их нахождения, а затем применения в нестандартных условиях.
     Решая проблемную ситуацию, человек либо находит новое, перекомбинируя хорошо ему известное старое, либо пытается отыскать неизвестное в известном, т.е. свести неизвестное к уже усвоенному ранее и тем самым разрешить проблему.
    Большинство проблемных ситуаций строится на организации интеллектуального конфликта, на необходимости найти объяснение ситуации, содержащей, на первый взгляд, противоречия. Неудержимое желание «снять» это противоречие и становится познавательным мотивом деятельности ученика. Поиск решения проблемы и есть процесс продуктивного мышления.


Приемы создания проблемных ситуаций

1.Предварительные домашние задания.

Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания.

2.Постановка предварительных заданий на уроке.

Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность учащихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

3.Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

Здесь необходимо учитывать специфику и некоторую ограниченность опыта детей с нарушениями зрения.

4.Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач.

Проблемно-познавательная задача позволяет ученику получить новые знания и новые способы познания.

5.Задания с элементами исследования.

Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6.Создание ситуации выбора.

Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения.

7.Предложение выполнить практические действия.

Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений. Для учащихся с нарушениями зрения практический опыт является неоценимым источником познания окружающего мира.

8.Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

Примеры приемов создания учителем проблемных ситуаций:

1.Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация.

2.Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу.

3.Учащимся сообщается неизвестный ранее факт, который вызывает их недоумение и желание получить объяснение.


При использовании этого метода существенно меняется  роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения.
     Часто, приступая к осмыслению учащимися процедуры умственной деятельности, учитель вслух анализирует собственную мыслительную деятельность, рассказывает, как он осуществлял поиск решения, строил ход рассуждений, какие пробы производил, почему отказался от одних и предпочёл другие, как находил выходы из тупиковых ситуаций. Это имеет большое обучающее значение. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения.
          В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументированно, обоснованно изложить своё мнение, без чего знания не могут перейти в убеждения, стать подлинно своими. Ученики начинают сами охотно проводить подобную процедуру вслух. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий.
         При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

Качество проблемного обучения на 15-18%  выше, чем в традиционном обучении. Но несмотря на совершенно явные достоинства проблемного обучения перед непроблемным, ни на каком этапе школьное обучение не может строиться целиком как проблемное. Для этого потребовалось бы много времени, намного больше, чем возможно выделить на обучение математике. Более того, переоткрытие всего программного содержания в процессе обучения привело бы к обеднению этого процесса (например, в выработке навыков самостоятельной работы с книгой, в т.ч. и с аудиокнигой, усвоения лекций и др.).

Поэтому возникает педагогическая проблема отбора фрагментов школьного курса математики (отдельных разделов, тем, пунктов) для осуществления проблемного обучения. Этот отбор требует проведения логико-дидактического анализа учебного материала, выяснения возможности постановки основных или других типов проблем, их эффективности в достижении целей обучения. Во многом это зависит и от конкретных условий работы в том или ином классе.

Изложение учебного материала в школьных учебниках редко приспособлено для проблемного обучения. Но учебные тексты могут быть легко переработаны для осуществления такого обучения.

Приложение : презентация в PowerPoint


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод проблемных учебных задач Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн

Слайд 2

Метод проблемных учебных задач ему ещё не известны . это способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методы решения которых

Слайд 3

Цель: развитие продуктивного мышления учащихся выслушивание учениками учебного материала самостоятельное открытие

Слайд 4

Образцы чужого опыта усваиваются, а свой опыт поисков и находок не приобретается. Традиционный метод

Слайд 5

Решение проблемных задач Самостоятельное добывание образцов

Слайд 6

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Слайд 7

Приемы создания проблемных ситуаций Предварительные домашние задания

Слайд 8

Приемы создания проблемных ситуаций Постановка предварительных заданий на уроке

Слайд 9

Приемы создания проблемных ситуаций Использование экспериментов и жизненных наблюдений

Слайд 10

Приемы создания проблемных ситуаций Решение экспериментальных и познавательных теоретических задач

Слайд 11

Приемы создания проблемных ситуаций Задания с элементами исследования

Слайд 12

Приемы создания проблемных ситуаций Создание ситуации выбора

Слайд 13

Приемы создания проблемных ситуаций Предложение выполнить практические действия

Слайд 14

Приемы создания проблемных ситуаций Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий

Слайд 15

Учитель ставит проблему Ученикам дается задание, в процессе выполнения которого рождается проблемная ситуация

Слайд 16

Учитель ставит проблему Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу

Слайд 17

Учитель ставит проблему Учащимся сообщается неизвестный ранее факт

Слайд 18

Важен не результат, а процесс его достижения

Слайд 19

Удачи !

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете: «Подготовка детей с нарушением зрения к предметному рисованию на занятиях тифлопедагога» (из опыта работы)...

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.

Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов....

Выступление на педагогическом совете "Эмоциональность педагога, работающего с детьми с нарушениями зрения»

Эмоции составляют особую, очень важную сторону внутренней жизни человека. Все мы в каждый момент находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. Мир эмоциональных пер...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ООО в работе учителя), 13.04.2022 г,

Выступление на педагогическом совете по теме:«Каким образом на основе примерной рабочей программы планировать результаты обучения по теме урока?» (Реализация требований обновленных ФГОС НО...