Рабочая программа математического кружка «Эрудит»
рабочая программа (9 класс) на тему

Емельяненко Елена Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematicheskogo_kruzhka_erudit.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа математического кружка «Эрудит» во внеурочной деятельности с использованием средств развития познавательного интереса у обучающихся к математике

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для проведения математического кружка «Эрудит» в 9 классе на основании нормативных документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции) [14];
  • ФГОС ООО (утверждены приказом МО и Н РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [19];
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом МО и Н РФ от 4 октября 2010 г. № 986) [25];
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом МО и Н РФ от 28 декабря 2010 г. № 2106) [27];
  • Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования (приложение к письму МО и Н РФ 12.05.2011 №03-296) [18];
  • Приказ МО и Н РФ «О внесении изменений во ФГОС основного общего образования» от 22 сентября 2011 года №2357 [21].

Общая характеристика

Программа кружка рассчитана на обучающихся, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Для обучающихся, которые в 9 классе будут всерьёз заниматься математикой, если на предыдущих этапах они почувствовали, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость [4].

Актуальность данного курса определяется тем, что обучающиеся расширяют представления о математике, об математическом моделировании, классическом определении вероятности и познакомятся с теорией протекания (перколяции), которая в школьной программе не изучается.

Освоение содержания курса программы способствует интеллектуальному, творческому и эмоциональному развитию обучающихся [4].

Математика является универсальным инструментом описания мира. А практическая (прикладная) математика направлена на конкретные актуальные цели и помимо средства познания является ещё и средством воздействия на окружающий мир.

В настоящее время уровень развития общества характеризуется резким подъёмом информационной культуры, поэтому предпочтение отдаётся вкладу математического образования в индивидуальное развитие личности.

Математическое образование должно подчиняться цели: обеспечить усвоение системы математических умений и знаний, развивать логическое мышление и пространственное воображение, сформировать представление о прикладных возможностях математики и выявлять образовательные склонности обучающихся.

Содержание курса позволяет обучающимся активно включаться в учебно-познавательную деятельность и максимально проявить себя, поэтому при изучении акцент делается не столько на приобретении дополнительных знаний, сколько на развитие познавательного интереса [6].

Занятия проходят в форме беседы с опорой на индивидуальные способности обучающихся. В ходе занятий предполагается обязательное выполнение практических заданий.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки школьной программы, но вместе с тем тесно примыкают к ней [6].

Цели кружка:

  • Развитие и углубление знаний по прикладной математике;
  • Развитие математического кругозора и логического мышления;
  • Развитие наблюдательности и умения нестандартно мыслить.

Задачи кружка:

  • Развивать устойчивый интерес к математике;
  • Углублять и расширять знания обучающихся;
  • Воспитывать у обучающихся умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

На изучение всех тем кружка отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Методы и приёмы обучения: информативный, анализ, исследование, наблюдение.

Основными формами организации деятельности обучающихся являются:

  • изложение вопросов курса;
  • дискуссии;
  • тематическое комбинированное занятие;
  • игра;
  • круглый стол;
  • самостоятельное решение задач;
  • разбор решения задач;
  • ответы на вопросы обучающихся.

Формы контроля: итоговый зачёт.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с актуальностью концентрического принципа обучения в основной школе развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всём содержательном и деятельностном материале.

Личностными результатами обучения элементам прикладной математики во внеурочной деятельности являются:

  • формирование представлений об элементах прикладной математики, как частях общечеловеческой культуры, о значимости математики в современном обществе;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Предметными результатами обучения элементам прикладной математики во внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия (далее УУД). К ним относятся:

  • формирование умения работать с математическим текстом (извлечение необходимой информации) точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику;
  • владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о вероятности события, достоверности события, определении порога протекания в задачах узлов, математической модели и т.д.
  • формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
  • развитие практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических и нематематических задач;
  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Метапредметными результатами обучения элементам прикладной математики во внеурочной деятельности являются:

  • Регулятивные УУД:
  • независимость и критичность мышления;
  • воля и настойчивость в достижении цели.
  • Познавательные УУД:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
  • строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать математические модели;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации.
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
  • понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания.
  • Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимать позицию другого человека. Различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Планируемые результаты

Ученик научится:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от поставленных условий;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность не только с учителем, но и с одноклассниками;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы, а также работать в группе, разрешать конфликты и отстаивать своё мнение;
  • аргументировать свою позицию и сотрудничать при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
  • выполнять арифметические преобразования, применять их для решения математических задач;
  • самостоятельно применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;

Ученик получит возможность научиться:

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;
  • разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • оказывать поддержку и содействовать партнёру;
  • применять изученные понятия, результаты при решении задач;
  • использовать методы при решении задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Содержание тем учебного предмета

Классическое определение вероятности

Достоверное и невозможное события. Равновозможные и равновероятные события. Классическое определение вероятности.

Частота и вероятность случайного события

Понятие случайного события. Вероятность случайного события. Частота случайного события.

Теория протекания

Определение теории протекания. Вероятность протекания. Определение порога протекания. Расчёт порога протекания. Среднеквадратичное отклонение порога протекания.

Математическое моделирование

Определение математической модели и прикладной задачи. Определение математического моделирования. Этапы решения прикладной задачи.

Процентные расчёты

Виды основных задач на проценты. Формула сложных процентов.

Абсолютная и относительная погрешность

Определение абсолютной погрешности. Определение относительной погрешности. Задачи на вычисление абсолютной и относительной погрешностей.

Основные правила комбинаторики

Понятие комбинаторики. Правило суммы. Правило произведения. Решение задач на использование основных правил комбинаторики.

Тематический план программы

Наименование тем

Форма проведения

Кол-во часов

Актуализация знаний по элементам прикладной математики

Дидактическая игра

1

Классическое определение вероятности

Технология сотрудничества

4

Частота и вероятность случайного события

ИКТ технология

4

Теория протекания

Проектная деятельность

5

Решение задач по теории протекания

Круглый стол

9

Математическое моделирование

Практическая работа

5

Процентные расчёты

Семинар-практикум

5

Абсолютная и относительная погрешность

Работа в микрогруппах

3

Основные правила комбинаторики

Беседа

5

Итоговый зачёт

Самостоятельная работа

1

Итого:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математического кружка для учащихся 5-6 классов.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и т...

Программа математического кружка "Эрудит"

Программа расчитана на учащихся 6-7 классов.Цель программы развитие интеллектуальных способностей учащихся, развитие логического и математического мышлени....

Программа математического кружка "Эрудит"

Разработка программы кружка "Эрудит" предназначена для использования учителями математики во внеклассной работе пло предмету. Программа состоит из: пояснительной записки, целей и задач, условий реализ...

Рабочая программа математического кружка "Математические страницы"

Данный материал полезен для кружковой работы по математике...

Рабочая программа математического кружка "Математические этюды" 5 класс

Программа внеурочной деятельности «Математические этюды» разработана с целью расширения курса «Математика» в 5 классе.Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за пределы объем...

Рабочая программа математического кружка "Эрудит"

    Математический кружок для учащихся 5-6 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА математического кружка «Эрудит» 8-9 класс

Программа математического кружка «Эрудит»  предназначена для повышения эффективности изучения математики учащимися 8-9 класса и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю...