Создание условий для развития детской одаренности в условиях школьной образовательной среды
опыты и эксперименты

Минина Светлана Анатольевна

Обобщение опыта работы ОО по созданию условий для выявления и развития творчески одаренных детей, 
попытка проанализировать условия и деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении и развитии творчески одаренных детей и выявить резервы для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chteniyaminina-sabaykalovskaya-sosh.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для развития детской одаренности в условиях школьной образовательной среды

«Таланты являются всюду и везде, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития».
                                                     Г.Н. Плеханов

В настоящее время в нашем обществе возрастает потребность в людях интеллектуальных, активных, способных творчески подойти к решению поставленных задач. Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить человека, отличающегося высоким уровнем творчества и широтой компетенций. Поэтому проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение.


       Миссия государства заключается в поддержке таких детей, нормативно-правовая база этой поддержки отражается в следующих документах: Федеральный закон «Об образовании», Концепция модернизации образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В этих документах определяется государственная стратегия развития системы поддержки талантливых детей.

               В каждой школе в той или иной мере ведется работа по созданию условий для выявления и развития способностей обучаемых. Работа педагогических коллективов ориентирована на стимулирование и поддержку интеллектуального развития детей, развития их способностей в различных видах деятельности.

Но, в то же время возникают противоречия:

-​ целью для многих детей, вернее родителей и учителей, стало формирование портфолио, свидетельствующее об успешности, что предает процессу развития одаренности несколько формальный характер и противоречит серьезному отношению к этому процессу.

 - участие ребенка в конкурсе, олимпиаде определяется не столько мотивацией самого ребенка, сколько мотивацией учителя, стремящегося  к положительной оценке своей профессиональной деятельности при аттестации;

- значительное уменьшение количества кружков (высокая нагрузка на педагога является одной из причин отказа от этой работы), а значит и уменьшение возможностей для развития детских способностей;

Цель данной работы – обобщение опыта работы ОО по созданию условий для  выявления и развития творчески одаренных детей


Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Проанализировать условия и деятельность педагогического коллектива учреждения в выявлении и развитии творчески одаренных детей.

Выявить резервы для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Работа с одаренными детьми в МАОУ Байкаловской школе осуществляется через реализацию целевой программы «Твой шанс», в рамках которой школа предоставляет возможность обучающимся участвовать в фестивалях, олимпиадах, творческих, спортивных творческих конкурсах.

Работа по реализации программы осуществляется в 4 направлениях: интеллектуальное, творческое, социальное и спортивное.

Формы работы по интеллектуальному направлению самые разнообразные: научно-практические конференции, внеурочная деятельность, предметные кружки и НОУ, Всероссийская олимпиада школьников, дистанционные олимпиады, интеллектуальные конкурсы, летние многопрофильные школы, работа профильных классов.

Свои исследовательские работы как результат внеурочной деятельности работы в кружках и НОУ учащиеся представляют на научно-практических конференциях разного уровня:

1. Школьный уровень – Ежегодная научно-практическая конференция исследователей «Наукоград»; В «Наукограде -2015» были представлены 47 исследовательских проектов в 3 возрастных секциях: начальная школа, средняя и старшая школа, в «Наукограде – 2016» число представляемых работ уже насчитывалось 52.

2. Муниципальный уровень – научно-практическая конференция «Интеллект XXI века»;

3. Областной уровень – научно – практическая конференция «Шаг в будущее»;

4.  Межрегиональная научно - практическая конференция педагогов и учащихся «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательных системах»;

5. Всероссийский уровень – научно-практическая конференция «Шаг в будущее».

В 2016 году учащийся 10 класса Байкаловской школы Гладков Иван успешно представил свой проект «Дорожный пылесос» в г. Москве. Эта работа стало итогом его исследовательской деятельности в рамках НОУ по физике под руководством учителя физики нашей школы Н.В.Павловой.

Внеурочная деятельность организована по общеинтеллектуальному, общекультурному, духовно-нравственному, социальному и спортивно-оздоровительному направлениях, здесь в классах с 1 по 7 реализуются более 30 образовательных программ. Назову в качестве примера программы только общеинтеллектуального направления: «Я – исследователь», «Занимательная астрономия», «Математический калейдоскоп», «Удивительный мир математики», «Увлекательные шахматы», «Занимательная математика», «Тайны русского языка», «Мир родного края глазами души» и др.

В работе кружков можно просмотреть реализацию идеи взаимодействия школы с другими объектами социума, когда работа кружкой осуществляется силами педагогов дополнительного образования из «Центра детского творчества, «Детско-юношеской спортивной школы», специалистами Байкаловского ДК.

Отдельный пласт интеллектуального направления программы работы с одаренными детьми занимают олимпиады: Всероссийская олимпиада школьников, олимпиады разного уровня, в том числе и дистанционные.

В школьном этапе Всероссийской олимпиады за 3 последних года поучаствовали 249, 108 и 168 участников текущего учебного года. Учащиеся нашей школы всегда были в числе победителей муниципального тура Всероссийской олимпиады. В этом году 7 учащихся нашей школы стали победителями олимпиады по предметам: литература, математика, английский язык, физика и физкультура.

 Наша школа сама выступает организатором олимпиад в сети, некоторые из которых стали уже традиционными: олимпиада для учащихся начальной школы «Интеллектуальное пятиборье», интегрированная олимпиада «Эрудит».

Воспитанники Байкаловской школы достойно представляют школу на дистанционных олимпиадах и конкурсах: Международная олимпиада по основам наук, Всероссийская олимпиада по языкознанию «Русский медвежонок», Международная природоведческая олимпиада «Гелиантус» и другие.

Учащиеся нашей школы успешно занимаются в заочно-очной юношеской школе молодых исследователей  «Первые шаги в науке» при ТГУ.  В рамках этого совместного проекта Тюменского государственного университета и Департамента образования и науки Тюменской области  2 наши воспитанницы Ермолаева Татьяна и Доровина         Анастасия, успешно завершив исследовательские проекты на 2 этапах обучения, поучаствовали в реализации очных летних исследовательских проектах на базе Дома отдыха и оздоровления «Дружба-Ямал» по предметам русский язык и литература.

Успехи обучающихся в областных, всероссийских, международных мероприятиях говорят о положительном опыте работы с творчески одаренными детьми, что подтверждает необходимость продолжения деятельности по данному направлению с целью дальнейшей поддержки талантливых детей.

Анализируя процесс реализации программы «Мой шанс», можно сделать выводы о соблюдении определенных условий для успешности дальнейшей работы, а именно: создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов для работы с одарёнными детьми; тесное  сотрудничество школы с высшими учебными заведениями по довузовской подготовке обучающихся;  формирование банка технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей; расширение системы дополнительного образования;

Необходимо подчеркнуть, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Успех в реализации одаренности ребенка – это результат усилий всего педагогического коллектива школы и родителей. Наша задача дать ребенку шанс на успех, создавая условия в школе для реализации его способностей.

Литература:

  1. Барбитова, А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике  /А. Д.Барбитова //Детское творчество. – 2008. – №1. – с.2-3.
  2. Василевская, Е.В. Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми  /Е. В.Василевская //Методист.- 2010.- №9.- С.21-25.
  3. Винокурова, Д. В. Одаренные дети в глазах общества /Д. В.Винокурова // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – №3. – С.32-36.
  4. Волосовцова, Е. В. Теоретико-методологические аспекты персонификации образования интеллектуально одаренных учащихся  /Е. В.Волосовцова // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.25-28.
  5. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? /Е. Б.Зеленина //Народное образование.- 2010.- №8.- С.201-206.
  6. Науменко, Ю. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? /Ю. Науменко //Директор школы.- 2010.- С.85-94.
  7. Платунова, Е. Ю. Материалы для организации работы с одаренными детьми  /Е. Ю.Платунова //Практика административной работы в школе.- 2012.- №4.- С.28-31.
  8. Погребняк, О. Ядро одаренности/О. Погребняк // Директор школы. – 2010. – №1. – С.71-75.
  9. Семенов, П.П. Развитие системы выявления, поддержки и сопровождение талантливых людей /П. П.Семенов //Практика административной работы в школе.- 2011.- №6.- С.45-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Создание условий для выявления и развития детской одаренности".

Детская одаренность — это не просто большая родительская гордость, но одновременно еще и достаточно большая проблема. С одной стороны, одаренный ребенок имеет больше шансов успешно реализовать себя в ...

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Создание условий для использования современных творческих технологий в кружковой работе для развития детской одаренности

Значимость методической разработки заключается в наработке и педагогическом обосновании проектной деятельности, способствующей использовать методику народного искусства, что, в свою очередь, спо...

Статья «Развитие детской одаренности в условиях образовательной среды современной школы».

В статье описана работа с одаренными детьми в современных условиях школы. Задачи и цели, которые я ставлю при этом....

Военно-патриотическая игра «Зарница» как средство выявления и развития детской одаренности в условиях поселка городского типа

Вы хотите провести зарницу у себя в образовательном учреждении и не знаете как?! Тогда этот материал станет для вас хорошим помощником. Эта статья была представлена на семинаре в городе Апатиты. ...

«Метапредметный подход в обучении как способ развития детской одаренности в условиях современной школы»

         В концепции модернизации российского образования ставится задача обеспечения доступности, достижения высокого качества, повышения конкурентоспособности отечест...

«Создание условий для развития детской одаренности в образовательной организации»

Описание опыта системы поддержки одаренных детей в МОУ "СОШ № 26"....